Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….............5
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная активность»………5
1.2. Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников…………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ….................................................................................20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у младших школьников………………………………………………...20
2.2. Формирование познавательной активности у учащихся 4 класса на уроке русского языка…………………………………………………..21
Выводы по второй главе……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.24 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы исследования. В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в активной творческой интеллектуальной личности молодого человека и реальными возможностями и умениями самого субъекта. В связи с этим  особую актуальность приобретает развитие креативной, социальной активности личности, её умения оперативно и рационально перерабатывать информацию, находить нестандартные способы решения проблем. Уже недостаточно владеть багажом  из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определённым социальнозначимым достижениям. Решение этой задачи неразрывно связано с формированием познавательной самостоятельности индивида.

      Следует отметить, что особое внимание также уделяется проблеме формирования  познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования . Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.

    Проблема  познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному  пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы  ребёнок хотел учиться? Идея развития познавательной самостоятельности, познавательных способностей детей как залога успешности обучения были заложены в глубокой древности и анализировались Аристотелем, Сократом и др. Дальнейшее развитие проблема получила в работах Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, в работах К.Д Ушинского, Л.С. Выготского.

    Основы  современного понимания природы  активности человека заложены в работах М.Я.Басова, который рассматривает его как “деятеля в окружающей среде”. Л.С.Выготский исследовал активность индивида сквозь призму исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках. СЛ.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности человека как спецефической формы его активности. Р.С.Немов вводит понятие об “активности в сверхнормативной деятельности личности” [13, с.165].

    В наше время различные аспекты  этой проблемы нашли отражение в  трудах ученых 70-80х годов: Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардина, И.Л. Баскаковой, B.C. Библера, М.Р. Битяновой, Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, С.А. Изюмовой, И.А. Кузьмичевой и др. [25, с.170].

    Данная  проблема  также рассматривается и в современных дерективных документах, согласно которым современное образование ставит перед каждым  учебным заведением следующие цели:

  • научиться познавать мир и самих себя;
  • научиться делать что-либо, работать, действовать,осознавая свои способности;
  • формировать трудолюбие, как качество личности;
  • формировать мотив достижения успехов как устойчивое личностное свойство;
  • формировать сознательный контроль и волевую регуляцию деятельности;
  • формировать самооценку и уровень притязаний;
  • научиться жить вместе с другими;
  • научиться жить в ладу с самим собою, обеспечивая развитие собственой личности [14, с.6-7].

    Активизация познавательной деятельности школьников – одна из актуальных проблем и  на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.

    Тема исследования – формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

    Объект  исследования – познавательная  деятельность младших школьников.

    Предмет исследования – методы и приёмы формирования познавательной активности в процессе обучения младших школьников.

    Цель  исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
    2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
    3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
    4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

      Методы исследования: анкетирование, анализ литературы, наблюдение.

      База исследования  – средняя школа №7 г. Волковыска.

      Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанные нами фрагменты уроков могут в дальнейшем использоваться для работы с целью повышения уровня познавательной активности учащихся.  

    ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

    1. Сущность процесса познавательная активность младших школьников

    Проблема  формирования познавательной активности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения.

    И.Ф.Харламов определяет обучение как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями, навыками, развитию творческих - способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических представлений и убеждений» [23, с.34].

    Ппри определении активности опираются либо на ее динамическую составляющую, либо на личностную. В первом случае активность характеризуется как совокупность обусловленных индивидом действий (В.А.Петровский, В.И.Секун). Во втором - активность интерпретируется как качество личности, неотъемлемое свойство субъекта (К.А.Абульханова-Славская, Г.С.Костюк, Г.И.Щукина), основу которого составляет определенное отношение, позволяющее более или менее эффективно осуществлять различные действия. Активность при таком подходе определяет уровень и характер деятельности [24, с.162].

    Познавательная  активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию [6, с.30].

    Так что же такое познавательная активность? Познавательная активность – это  сложное психолого-педагогическое явление. Трактовка его сущности различными авторами неоднозначна.

    В словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишнякова приводятся такие определения следующих понятий:

    Активность (лат. activus — деятельный) — качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами. По этому критерию активность подразделяется на позитивную и негативную. Позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью. Противоположность— пассивность [17, с.16]

    Познавательная  активность — качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты[17, с.236].

    Деятельность  – форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определённых задач на, на достижение тех или иныхсоциально значимых целей [17, с.69].

    В словаре (междисциплинарный) по педагогике под редакцией Г.М.Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова познавательная активность определяется как деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Три уровня познавательной активности — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая [18, с.14].

    Л.В. Мардахаев в словаре по социальной психологии приводит следующие трактовки этих понятий:

    Активность – усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности [19, с.16].

    Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира [19, с.211] .

    Познавательная  активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Различают: воспроизводящий уровень, интерпретирующий уровень и творческий уровень познавательной активности [19, с.211].

    Деятельность познавательная – один из видов деятельности; заключается в усвоении знаний, приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике [19, с.78].

    Согласно  определению, которое дано в современном  словаре по педагогике Е.С. Рапацевича познавательная активность - это свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [20, с.9].

      Анализ определений понятия «познавательная  активность» позволил нам определить  познавательную активность как свойство личности школьника, представляющее собой синтез его познавательных потребностей (познавательных мотивов) и познавательных возможностей (системы знаний и способов действия) и определяющее качество учебно-познавательной деятельности. Такой подход позволяет отметить родовую принадлежность познавательной активности как психолого-педагогического явления (личностное качество при условии ее устойчивости), ее сложную структуру (единство мотивационного, содержательного и процессуального компонентов) и основную функцию (повышение качества учебной деятельности) [25, с.170].

    Личность  формируется в деятельности. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему [13, с.166].

      Следует отметить, что ведущую роль в развитии младшего школьника играет учебная деятельность. Активность, проявляемая в учебной деятельности и направленная на познание окружающей действительности, называется познавательной.

    Развитие  познавательной активности учащихся является одной из актуальных проблем всего  учебного процесса современной средней школы, потому что в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, ответственности, самокритичности, силы воли. Процесс формирования познавательной активности проходит через развитие ее структурных компонентов. Рассматривая процесс развития познавательной активности длящимся во времени, можно выделить в нем три группы этапов усвоения знаний:

Информация о работе Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения