Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….............5
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная активность»………5
1.2. Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников…………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ….................................................................................20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у младших школьников………………………………………………...20
2.2. Формирование познавательной активности у учащихся 4 класса на уроке русского языка…………………………………………………..21
Выводы по второй главе……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.24 Кб (Скачать)

    Затем проводился контрольный этап эксперимента. Было проведено повторное анкетирование учащихся 4-ых классов. Результаты анкетирования показали, что уровень познавательной активности стал выше. Таким образом, в 4-ом «Б» процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности повысился на 7%, учащихся со средним уровнем развития познавательной активности стало на 13% больше. Также необходимо отметить, что учащихся с низким уровнем познавательной активности стало на 20% меньше (см. приложение 5).

    Если  говорить о 4-ом «А» классе, то результаты повторного анкетирования, по сравнению, с первичным  изменились, но незначительно. Учащихся с высоким уровнем стало на 7% больше. Количество учеников среднего уровня развития познавательной активности не изменилось (40%) и на 7% стало меньше учеников с низким уровнем (см. приложение 4).

    Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента в 4«А» и в 4«Б» классах  можно  сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов  деятельности, а так же различные  интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной активности у учащихся начальных классов.

    Согласно  полученным, результатам можно сделать  выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших  школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые  необходимо выполнить детям в  ходе урока.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по второй главе

    Проблема  познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Психологи  и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

    Однако  для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на  более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.

    Особо хочется подчеркнуть, что все  учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.

    Таким образом, интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:

  • систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;
  • разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;

    - индивидуальный подход к учащимся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Познавательная  активность как педагогическое явление  — это двусторонний взаимосвязанный  процесс: с одной стороны, это  форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Однако  для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

    Необходимо  подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.

    Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

    - создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

   - использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

    - концентрировать внимание на главном в учебном материале;

  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

    - избегать перегрузки учащихся;

   - принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

    - дифференцировать объем домашних заданий;

  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адащик, Л.В. Формирование интереса к математике в подготовительном классе средствами игры-драмматизации / Л.В.Адащик, Р.П.Хацкевич // Использование передовых технологий обучения в начальной школе: материалы I респ. науч. практ. конф. / Под ред. С.Я.Кострицы. – Гродно: ГрГУ. 2003. – С.48–52.
  2. Братченя, Л.В. Развитие познавательных интересов учащихся / Л.В.Братченя // Развитие системы обучения и воспитания одарённых учащихся: материалы респ. науч. практ. конф., 25 ноября 2005г / редкол.: С.А.Гуцанович и др. – Минск: НИО, 2005. – С. 200-203.
  3. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.
  4. Вишневецкая, З.П. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников / З.П.Вишневецкая // Современные инновационные процессы в начальной школе: материалы междунар. Науч. конф., 25 апреля 2007г / БГПУ им. М.Танка; редкол. Н.В.Жданович и др.; науч. ред. В.В.Буткевич. – Минск: БГПУ, 2007. – С.126-127.
  5. Говор, Т. Учебная “доза” урока / Т.Говор // Адкрыты урок. – 2005. – 26 октября. – С. 1–2.
  6. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С. 30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.
  7. Заика, Е.В. Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьников / Е.В. Заика, Г.Н.Лантушко // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 58-62.
  8. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 80 – 84.
  9. Колоцей, М.В. К вопросу активизации познавательной деятельности шестилетних детей / М.В.Колоцей // Педагогическое наследие академика И.Ф.Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодёжи (К 85-летию со дня рождения): материалы респ. науч. практ. конф. (Гомель, 23-24 июня 2005г). В 2 ч. Ч.II / Редкол.: Ф.В.Кадол, В.П.Горленко и др.; Министерство обр. РБ, ГГУ им. Ф.Скарины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005. – С.235–238.
  10. Коротаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.Коротаева // Директор школы. – 2000. – № 9. – С. 75–80.
  11. Коротаева, Е. Уровни познавательной активности / Е.Коротаева // Народное образование. – 1995. – № 10. – С. 156–160.
  12. Литвиняк, Е. Они хотят учиться / Е.Литвиняк, Е.Хилтунен // Первое сентября. – 2000. – 8 апреля. – С. 4.
  13. Можар, Е.Н. Учебно–познавательная активность школьников как педагогическое понятие / Е.Н.Можар // Педагогическое наследие академика И.Ф.Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодёжи (К 85-летию со дня рождения): материалы респ. науч. практ. конф. (Гомель, 23-24 июня 2005г). В 2 ч. Ч.I / Редкол.: Ф.В.Кадол, В.П.Горленко и др.; Министерство обр. РБ, ГГУ им. Ф.Скарины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005. – С.165–168.
  14. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006–2010 годы. – Минск: Нац. инст. обр., 2007. – 64 с.
  15. Педагогический словарь: словарь / Сост. В.Н.Наумчик, М.А.Паздников, О.В.Ступакевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 279 с.
  16. Петунин, О.В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О.В.Петунин // Alma mater. – 2009. – № 2. – С. 36–39.
  17. Профессиональное образование: словарь / Сост. С.М.Вишнякова. – Москва: НОВБ, 1999. – 535 с.
  18. Словарь по педагогике (междисциплинарный): словарь / Сост. Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – Москва – Ростов-на-Дону: Март, 2005. – 447 с.
  19. Словарь по социальной психологии: словарь / Сост. Л.В.Мардахаев. – Москва: ACADEMIA, 2002. – 365 с.
  20. Современный словарь по педагогике: словарь / Сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 927 с.
  21. Тепишкина, Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной активности учащихся / Е.Ю.Тепишкина // Начальная школа. – 2003. – № 2. – С. 45–48.
  22. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 185-190.
  23. Чумакова, С.П. Изучение познавательной активности младших школьников / С.П.Чумакова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – № 1. – С. 34–42.
  24. Чумакова, С.П. Сущность познавательно – творческой активности младших школьников / С.П.Чумакова // Педагогическое наследие академика И.Ф.Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодёжи (К 85-летию со дня рождения): материалы респ. науч. практ. конф. (Гомель, 23-24 июня 2005г). В 2 ч. Ч.I / Редкол.: Ф.В.Кадол, В.П.Горленко и др.; Министерство обр. РБ, ГГУ им. Ф.Скарины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005. – С. 162–164.
  25. Чумакова, С.П. Формирование познавательной активности  младших школьников на основе межпредметных связей / С.П.Чумакова // Веснік Магіл. дзярж. ун–та ім. А.А.Куляшова. – 2004. – № 1. – С. 170–174.
  26. Шабашева, И.В. Нестандартные уроки как средство активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников / И.В.Шабашева // Педагогическое наследие академика И.Ф.Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодёжи (К 85-летию со дня рождения): материалы респ. науч. практ. конф. (Гомель, 23-24 июня 2005г). В 2 ч. Ч.II / Редкол.: Ф.В.Кадол, В.П.Горленко и др.; Министерство обр. РБ, ГГУ им. Ф.Скарины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005. – С. 217–220.
  27. Шаповалов, В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации / В.В.Шаповалов // Начальная школа. – 2009. –№7. – С. 26–29.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения