Формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности старшего дошкольного возраста.
3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании
4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха
5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании ……………………………………………….6
1.1. Основные понятия…………………………………………………………6
1.2. Возрастные психологические особенности детей 4 -5 лет……………….7
1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8
1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом……………………………………………………………………… 14
1.5. Особенности методики изучения воздуха с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………… 16
1.6.особенности методики изучения почвы с детьми дошкольного
возраста……………………………………………………………………….. 18
1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха
и почвы……………………………………………………………………… 19
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 19
Глава II. Повышение эффективности работы по формированию
представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и
почвы в экологическом воспитании……………………………………… 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22
2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25
Выводы по главе II…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Гоу Спо  «Великоустюгский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  представлений у

детей дошкольного  возраста о

свойствах воздуха и почвы в

экологическом воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. великий Устюг

2010 год

  оглавление.                                                                                                

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава I .Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом   воспитании  ……………………………………………….6                                                                                                                                                                                                                                               

1.1.   Основные понятия…………………………………………………………6

1.2. Возрастные психологические  особенности детей 4 -5 лет……………….7

1.3. Анализ программ по экологическому образованию и воспитанию…......8

1.4. Детское экспериментирование как метод ознакомления с почвой и воздухом………………………………………………………………………    14

1.5. Особенности методики  изучения  воздуха с детьми  дошкольного

 возраста………………………………………………………………………     16

1.6.особенности методики изучения  почвы с детьми дошкольного 

возраста………………………………………………………………………..     18

1.7. Из опыта работы с дошкольниками по изучению свойств воздуха

 и почвы………………………………………………………………………       19

Выводы по главе 1……………………………………………………………      19

Глава II. Повышение эффективности работы по формированию 

представлений у детей  дошкольного возраста о свойствах  воздуха и

 почвы в экологическом  воспитании………………………………………    21

2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………. 22

2.2 формирующий эксперимент…………………………………………………25

       Выводы  по главе II…………………………………………………………..28

       Заключение………………………………………………………………….30

       Литература……………………………………………………………………31

       Приложения

 

 

 

                                                                         Всё хорошее в людях - из детства!

                                                                                                Как истоки добра пробудить?

                                                                                                 Прикоснуться к природе всем   сердцем

                                                                                                 Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                                                 Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                                                И росли, как цветы, малыши,

                                                                                                Чтоб для них экология стала

                                                                                                  Не наукой, а частью души!

 

Введение

 

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

 

В условиях надвигающейся  экологической катастрофы громадное  значение приобретает экологическое  воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

 

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость  в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

 

На современном этапе  вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли  в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

  В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

  Как же приучить  их беречь и охранять природу,  все живое, окружающее нас?   В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтоб каждый день открывал в нем что – то новое для себя, чтобы он исследователем, чтоб каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: формирование представлений о свойствах воздуха  и почвы

Гипотеза исследования

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу  по теме исследования.

2. Раскрыть особенности  старшего дошкольного возраста.

3. Представить основные методы и формы работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о свойствах почвы и воздуха в экологическом воспитании

4. Провести исследования уровня сформированности знаний о свойствах почвы и воздуха

5. На основе диагностики разработать план формирования у детей представлений о почве, воздухе и их свойствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы Формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании

 

1.1 Основные понятия.

 

Представление - это образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, представление поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с понятием. Представление осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.

Представление есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание»[ 9]

Экспериментальные задачи - вид самостоятельной работы, в которой содержится лишь задание, а выбор пути решения и проведения эксперимента учащиеся определяют самостоятельно. Это требует от них не только активного применения теоретических знаний, но и умения выполнять соответствующие опыты.

Воздух — это смесь окружающих Землю газов, которые удерживаются силой тяжести. Воздух составляет атмосферу Земли. Воздух, которым мы дышим, состоит из  азота, кислорода, аргона и углекислого газа, а также водяного пара — плавающих в воздухе молекул воды. В воздухе содержатся также в незначительном количестве другие газы, крошечные частички пыли, пыльцы растений и различных твердых веществ. Чем дальше от поверхности Земли и ближе к космосу, тем более разреженным становится воздух и меняется его состав.

Почва - очень важный компонент природы(биогеоценоза). Особое природное тело, возникшее, в результате воздействия живых организмов на минеральный субстрат и разложения мертвых организмов, влияния природных вод и атмосферного воздуха на поверхностные горизонты горных пород в различных условиях климата и рельефа. В почве обитает множество живых организмов, происходят сложные процессы почвообразования. Она тесно связана с растительностью: каждому типу растительности (лес, луг, болото)  соответствует определенный тип почв. Например, почвы под лесом отличаются от почв под лугом, почвы сосняков – от почв под еловым лесом. Листья деревьев и других растений, останки мертвых животных, - все это перерабатывается в почве целой группой живых организмов. В состав почвы входят:  минеральные частицы ( песок, глина ), вода, воздух; остатки отмерших растений , животных , множество живых организмов. Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают различные сложные процессы.

«Важнейшее свойство почвы – ее плодородие, т.е.способность обеспечивать рост и развитие растений, снабжать их водой и минеральными солями» [18 ]

 

1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

6-7 ЛЕТ

  Ребёнку исполнилось  6 лет, он не малыш. Однако, чтобы  пойти в школу, он должен  многое уметь и прежде всего  быть готовым к тому, чтобы  учиться там.

 В 6 лет системы  организма созрели настолько,  что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.

Интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития различных умственных способностей ребёнка, его возможности для  обучения и приобретения необходимых  навыков и знаний.

К 6 годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой  и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.

  Его мышление должно  уже приблизиться к анализу  и постигать загадки синтеза.  Ребёнок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.

 Малыш уже способен  воспринять количества и множества,  он вычленяет образы, пытается  проделывать в уме простейшие  мыслительные операции. И хочет всё познать.

Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Ваш малыш должен без  какого -либо принуждения охотно выполнять  задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.

Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами  действия. Он должен сам оценивать  свою работу и контролировать себя.

Ему необходимо развивать  способность к произвольному  запоминанию, используя различные приёмы, базирующиеся на хорошей памяти - и кратковременной, и долговременной, и зрительной, и слуховой...

Ребёнок должен обладать и образным мышлением, а также  развитой речью с большим запасом  слов.

Но главное, что должен делать Ваш ребёнок, - владеть собой и подчинять свои желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребёнок должен усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия.

 

1.3. анализ программ по экологическому образованию и воспитанию.

 

Развитие экологического образования как нового направления  дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время  именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно.

Информация о работе Формирование представлений у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха и почвы в экологическом воспитании.