Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Самарский государственный  педагогический университет 

Институт  коррекционной педагогики 

Факультет сурдопедагогики 
 
 

 Дипломная  работа

 по теме:

 «Формирование профессиональной ориентации школьников

 с нарушением слуха» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 5 курса 

 53 группы

Улейкина  С.Н. 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

                                                                                                            Винтаева Т. Н. 

 Самара 2009 год. 
 
 

Содержание

Введение.

Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.  

    1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.

    1.2. Из истории возникновения и развития  профильной подготовки учащихся.

    1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.

    1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.

    1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.  

Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.

    2.1. Содержание  профессионального обучения в  современной школе для детей с нарушением слуха.

    2.2. Мотивация  предпрофильной подготовки  учащихся  с нарушениями слуха.

    2. 3.  Диагностика  профессиональной направленности  учащихся с нарушением слуха.

    2.4. Психолого-педагогическое  сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.

    2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха. 

Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.

    3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)

    в школе для  детей с нарушением слуха. 
     
     
     

Введение.

   Важнейшей задачей современного этапа развития системы образования является формирование новой системы профессиональной подготовки и занятости детей с нарушениями слуха, её обогащение на основе использования ряда факторов: социальных, экономических, политических и демографических.

   Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

   Анализ  положения в сфере профессионального  образования детей с нарушенным слухом убеждает в необходимости разработки гибкой, комплексной интегрированной модели среднего профессионального образования, реализация которой на различных уровнях - федеральном, региональном, местном - должна привести к оптимальным результатам: способствовать становлению и развитию системы профессионального образования в целом.

   Выбор профессии, уровень профессиональной подготовки, трудоустройство в настоящее  время носят стихийный характер, не имеют четкой организационной  структуры. Недостаточно разработаны федеральные программы профессионального образования детей с нарушенным слухом, меры правовой политики и социальной защиты. 

Проблема: противоречие между необходимостью формирования профориентации ребёнка (школа способна успешно ориентировать выпускников в выборе профессии) и отсутствием технологий профильной подготовки.

      Объектом исследования является профильная подготовка учащихся старших классов.

      Предметом исследования – специфика профильной подготовки учащихся с нарушением слуха. 

 

Цель работы – разработать и апробировать модель профильной подготовки учащихся с нарушенным слухом.

Гипотеза:

1. На этапе  предпрофильной подготовки при  создании необходимых условий  у школьников с нарушениями слуха возможно формирование профильных ориентаций, соответствующих актуальным современным социальным ориентирам и личностным возможностям учащихся.

2. Особенности  профильных ориентаций детей с нарушенным слухом проявляются в нехватке знаний о себе и ограничении возможности апробировать себя в разнообразных видах творческой деятельности.

3. Формирование  профильной ориентации слабослышащих школьников на этапе предпрофильной подготовки предполагает создание следующих социально-педагогических условий:

  • оптимизации целей профильной ориентации школьников с нарушением слуха с учётом основных направлений модернизации российского образования, потребностей социума, специфики школы, интересов и намерений учащихся педагогов и родителей;
  • обеспечения вариативного набора элективных курсов, оптимально отражающих потребности социума, запросы, интересы детей и их родителей;
  • создания ресурса дополнительного образования и его использование для организации профессиональных проб и реализации индивидуальных образовательных программ учащимися.

   

        Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме (профильная и предпрофильная подготовка у детей с нормальным развитием и с отклонениями в развитии)
  2. Проанализировать программы предпрофильной и профильной подготовки в СКОУ и сложившуюся систему (результаты психолого-педагогических исследований).
  3. Выявить уровень профессиональной ориентировки учащихся старших классов с нарушением слуха.
  4. Провести мониторинг психологического обследования определения предпочтений в выборе профессии у  учащихся с нарушенным слухом.

Разработать модели предпрофильной подготовки учащихся старших классов с нарушением слуха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.

Понятие профессиональной ориентации,

её  направления, цели и методы. 

          Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать решения и нести за  них ответственность. Следовательно, традиционной школе, ориентированной в основном на трансляцию знаний, необходимы качественные изменения.

   Достижению этой цели подчинены те изменения в образовании, которые осуществляются в настоящее время, в частности, переход к профильному обучению, созданию системы специализированной подготовки (профессиональной ориентации) в старших классах общеобразовательной школы, направленной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

   Исследование проблемы профессиональной ориентации, как и исследование тех или иных проблем образовательного цикла, вряд ли может быть ограничено рамками её содержательного наполнения. Не менее существенными здесь выступают и другие стороны, так или иначе определяющие функциональное обозначение исследуемой проблемы.

   Подходя с такой позиции к рассмотрению проблемы исследования, целесообразно обратиться к находящимся в обращении понятийно-терминологическим определениям.

      Профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению молодёжи с миром профессии. Профессиональная ориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека и потребностями общества. Подготовка молодёжи к выбору определенной области труда осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы, проводимой в школе и семье. (А.К. Марков «Психология профессионализма», 1996). Профессиональная ориентация  буквально – это рекомендации человеку относительно выбора профессии. Этот термин широко используется и затрагивает определённое тестирование навыков и способностей человека, психологическую оценку личности, мотивации, целей жизни и т. д.

Профориентация  – очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребёнка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии.

       Профессиональная подготовка -  совокупность специальных знаний, умений, навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают  четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, средне-специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на профессиональных курсах, путём бригадно–индивидуального обучения на производстве и др.). Профессиональная подготовка совершается в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, а также путём самообразования (А.К. Марков «Психология профессионализма», 1996, с.7).

            Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения (А.К. Марков «Психология профессионализма», 1996, с.7).

    Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

    В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с её самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия [М.Х. Титма,1982, т. 1, 149].

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха