Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)

    Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.

Профессиональное  и личностное самоопределение имеют  много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия: профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека, более того, что именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему.

Важнейшими  направлениями профессиональной ориентации являются (Е.А.Климов «Психология профессионального самоопределения», 1996, с.14):

профессиональная  информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная  консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный  подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный  отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и  социальная адаптация  – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;

предпрофильная  подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, помогающая самоопределению учащихся старших классов основной школы.

Профессиональная  ориентация осуществляется в целях:

  • обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  •  прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  • содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия её удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные  методы профессиональной ориентации (Е.А.Климов, 1996, с.19):

  • информирование (индивидуальное, групповое, массовое), непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
  • психологическое и медицинское консультирование;
  • психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
  • различные педагогические методы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2. Из истории возникновения и развития 

профильной подготовки учащихся. 

      Определённый опыт профильной  подготовки накоплен как за  рубежом, так и в России. Ещё  в 1864 году был принят указ, согласно  которому организовывались семиклассные  гимназии двух типов: классическая  – целью которой была подготовка в университет, и реальная – целью которой была подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения.  В дальнейшем к проблеме ранней профилизации и специализации обращались неоднократно.

    Новый импульс идея профильного обучения получила в 1915-1916 годах в ходе реформы образования. По предложенной структуре, 4 – 7 классы гимназий разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

      В 1918 году состоялся первый  Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

      В 1934 году ЦК ВКПБ и совет  Народных Комиссаров СССР принимают  постановление «О структуре начальной  и средней школы в СССР»,  предусматривающее единый учебный  план и единые учебные программы.  Однако введение на всей территории  СССР единой школы со временем высветило серьёзную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило учёных – педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

      Академия педагогических наук  в 1957 году выступила инициатором  проведения эксперимента, в котором  предполагалось провести дифференциацию  по трём направлениям: физико-математическому  и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.

     С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углублённым изучением предметов, которые постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

      В конце 80-х – начале 90-х  годов в стране появились новые  виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные  на углублённое обучение школьников  по избираемым ими образовательным областям, с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, музыкальные, спортивные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон РФ 1992г «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

     Таким образом, направление развития  профильного обучения в российской  школе в основном соответствует  мировым тенденциям развития образования.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Анализ нормативно-правовых документов, освещающих проблему профильной  подготовки школьников.

   Организация профильного образования в школах строится на основании следующих нормативных документов:

  1. Концепция модернизации Российского образования и Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего  образования.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Постановление Правительства РФ от 9.06.2003г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
  5. Письмо Министерства образования РФ от 20.08.2003г. № 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
  6. Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08. 2003г. № 03-51-157ин/13-03 «Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
  7. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от  20.04.2004г №14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».
  8. Приложение к письму Государственного университета – Высшей школы экономики от 28.12.04 №31-17/12-2929 «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы».
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.06.2006г. №03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».
  10. Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми даёт инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда".
  11. Заключительный отчёт по  Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 г.г.» (Госконтракт Минтруда РФ №470-Юр от 10.07.01) «Разработка системы комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью и другими видами психической патологии».
  12. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования. (Сост. Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. - СПб., 2000).
  13. Приказ № 147 Госпрофобра СССР от 3.10.86; Приказ № 1-111-И Министерства Соцобеспечения РСФСР от 11.11.86 «Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии».
  14. Приказ № 169-М Министерства образования РФ от 01.10.93г. «Перечень профессий рабочих и должностей служащих для подготовки в учреждениях начального профессионального образования Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии».
 

        Концепция развития системы профессионального образования России на современном этапе в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования экономики. Переход нашей страны на рыночные методы хозяйствования, становление в России рынка труда, развитие негосударственного сектора, объективная необходимость интеграции в мировую экономическую систему требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. Российская система профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующей требованиям отечественной экономики и международным стандартам.  Обществом всё больше осознается тот факт, что профильное образование становится не только определяющим фактором развития общества и государства, но и важнейшим условием жизненной успешности личности.

           Являясь основным содержательным  компонентом образовательной программы,  данное педагогическое явление оказывается весьма неопределённым по смыслу - профильная или профессиональная. Поэтому многие авторы ограничиваются термином профориентация, тем самым признавая определённую взаимосвязь этих процессов.

      Достижения педагогической науки  в данной сфере и их использование  является определённой предпосылкой разработки и решения задач данного исследования.

      Педагогическая наука, практика  образовательных учреждений накопили  определённый опыт осуществления  профориентации. Разработка основ  профессиональной ориентации, определение  её основного содержания, целей, функций, выявление условий эффективного управления этим процессом представлены в работах П.Р. Атутова, Н.Ф. Гейжан, Е.А. Голомшток, Н.Н. Захарова, Е.А. Климова, А.Д. Сазонова, и др.

    Исследования в области профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, А.Н. Лейбович, Е.Г. Осовский, И.П.Смирнов и др.) позволяют отметить, что на всех этапах развития профессионального образования его стратегия определялась социально-экономическими предпосылками. Диалектическое единство национальной экономики и системы профессионального образования заключается в общности конечных целей и их взаимосвязи и взаимозависимости. Для разведения понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка» А.Н.Лейбовичем предлагается их развёрнутая характеристика.

    Профессиональная подготовка в широком смысле: организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования; в узком смысле: ускоренная форма приобретения профессиональных навыков (ускоренная профессиональная подготовка).

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха