Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа
Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры.
В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе
Понятие самоконтроля………………………………………………………5
Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………………...9
Формирование самоконтроля в учебной деятельности…………………..12
Выводы по главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование у младших школьников самоконтроля в процессе
обучения решению текстовых задач
Виды работ, способствующие формированию самоконтроля…………...19
Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля…………25
Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике……………………………………………………………………..29
Выводы по главе…………………………………………………………………...37
Заключение
Список литературы
Одним из эффективных приемов
формирования самоконтроля
2.2. Текстовая задача как средство формирования самоконтроля
Текстовая задача – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.
В процессе решения младшим
школьником текстовой задачи
можно выделить следующие
Именно на последнем этапе у учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Для решения данной проблемы учителя могут использовать некоторые задания для формирования у школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи.
Задача 1. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?
После самостоятельного
1)72:6=12 (деталей)
2)12х4=48 (деталей)
Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом, предложенным в карточке. В случае если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается еще раз к условию задачи, внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.
Учащиеся, затрудняющиеся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием задачи получают карточку, на которой записана схема решения задачи:
1) : =
2) х =
В схему могут быть введены некоторые числовые данные, например:
1) 72 : = 12
2) х = 48
Схематический образец решения
задачи на карточке помогает
ученику спланировать
Задача 2. В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в вазе?
Вместе с задачей ученик
Задание состоит в следующем:
« Внимательно прочти задачу
и выбери правильное решение».
Для выбора правильного
Задача 3. Девочка купила 8 конфет, а мальчик – 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к условию задачи:
Задание
на выбор правильного вопроса
к данному условию
Задача 4. На карточке даны тексты двух и более задач, их краткие записи и решения. Учащимся дается задание: «Установите соответствие между условием, краткой записью и решением задачи.
Задачи:
Краткие записи:
А) 1- 10
2 -? на 4 больше
Б) 1 – 10
2 - ? на 4 меньше
В) 1 – 4
2 - ?
Г) 1 – 4
2 – 10
Решения:
Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий с представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной деятельности. Осознанность действий ученика станет ясна при объяснении данного выбора. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.
На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи. Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение для данной задачи, и выбрать подходящие выражения для решения.
Таким образом, предложенные
2.3. Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике
Фрагмент урока математики во 2а классе
Тема: Периметр прямоугольника
Цели: 1) объяснить способ нахождения периметра прямоугольника;
2) формировать навыки
3) воспитывать аккуратность и чувство товарищества.
Тип: изучение нового материала
Оборудование: набор «математических пазл» (20шт.).
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся |
I Орг.момент | - Настраиваемся на урок математики |
II
Устный счет Обобщение IV Систематизация
полученных знаний Обобщение |
- Предлагаю
вам поиграть в игру под
названием «Математические
12+16, 45-30, 20+10, 41+9, 47+7, 60-40, 55-44, 34+26, 72-6, 35+35, 40+12, 93-12, 71-10, 56+24, 63-40. - Вы
должны вычислить значение - Молодцы,
с заданием справились! Оценивание
работы. -Решим задачу №3. Прочитайте задачу про себя и ответьте на вопрос: О чем идет речь в задаче? - Миша прочитает нам задачу, а вы выберете из задачи слова для краткой записи. « У дедушки было 12 белых и черных кроликов. Черных было 8, а остальные белые. Сколько белых кроликов было у дедушки?» - Какие слова возьмем для краткой записи? -Сколько было черных кроликов? - Что еще известно в задаче? -Что нужно найти? Ч. – 8 к. Б. - ? 12 к. - Сколько
действий в задаче? Решите ее
самостоятельно и запишите 1) 12-8=4 (к.) Ответ: было 4 белых кролика. _ Свой ответ прочитает Ваня. Как решал? - У кого не так? Составим задачу обратную данной. Что значит слово «обратная задача» ? - Кто
сможет по краткой записи - Что неизвестно? -Что нужно найти? Ч. - ? Б. – 4 к. 12к. - Решите самостоятельно. 1)12-4=8 (к.) Ответ: было 8 черных кроликов. Свой ответ зачитает Дима. Объясни, как ты решал задачу. - Самостоятельно составьте еще одну обратную задачу по краткой записи. Ч. – 8 к. Б.- 4 к. ? Работа над задачей аналогична предыдущим. - Правильно ли вы решили самую первую задачу? Почему? - Найдем значения выражений под №7. Решаем в столбик, а рядом пишем проверку. Каким действием проверим сложение? А вычитание? -Решите данное задание самостоятельно. -82
+16 +37 -95
-49 +65
-100 46 46 58 37 38 35 65 16 82 95 58 11 100 35 - Правильность
ответов к выражениям -Кто не допустил ошибок? -У кого одна ошибка? Две? Три? -Оцените работу соседа и поставьте отметку в тетрадь на полях. - Прочитаем задание №5. Какая запись дана? Прочитайте ее главные слова. Было - ? Использовали – 5 кг и 6 кг Осталось – 30 кг О чем может идти речь в данной задаче? Где мы можем употребить эти слова. (в столовой или магазине) - Что известно в задаче? -Что нужно найти? Составьте устно по краткой записи.( спрашиваются 2 -3 человека) - Чью задачу будем решать? Примерная задача: В столовой для приготовления котлет использовали сначала 5 кг мяса, потом еще 6 кг. После чего мяса осталось 30 кг. Сколько мяса было изначально? -Зная, что использовали сначала 5кг, а потом 6кг, что мы сможем найти? -Каким действием? -А можем ли мы найти, сколько было всего? Каким действием? - Почему именно сложением? - Решите задачу самостоятельно. 1) 5+6=11(кг) 2) 30+11=41(кг) Ответ: изначально было 41 кг мяса. - Свой ответ зачитает Валя. У кого не так? - Проверьте задачу составлением обратной. |
Анализ урока: В соответствии с типом урока была определена его структура. На этапе устного счета применялась дидактическая игра «Математические пазлы». Дети с интересом выполняли, порученную им работу. Учащиеся работали в парах и индивидуально. Там, где работа проходила в парах, каждый ученик (поочередно) самостоятельно находил значение выражения и его ответ на «поле». Те ребята, которые все делали по правилам игры – быстро и правильно справились с заданием. Однако были дети, которые не смогли решить быстро данные им выражения и поэтому начали собирать картину, не производя вычислений, вследствие чего не успели за остальными и не справились с заданием. Остальные же смогли проверить себя по собранной ими картинке. Данная игра развивает у детей не только навыки устных вычислений, но и формирует навыки самоконтроля, кроме того, работа в парах реализует воспитательную задачу урока, способствуя воспитанию у учащихся сотрудничества и коллективизма в выполнении общей работы. Все это положительно влияет на учебный процесс.
На этапе систематизации полученных знаний проходила работа над текстовой задачей. Составление обратной задачи к данной и составление задачи по краткой записи являлись важными приемами формирования самоконтроля, т. к. именно при такой работе над задачей у детей происходит глубокое осознание своих действий, что является важным фактором развития самоконтроля.
При работе над выражениями
применялись приемы
Фрагмент урока математики во 2б классе
Тема: Связь между компонентами при умножении
Цели: 1) раскрыть связь между компонентами при умножении;
2) развивать навыки самоконтроля, мышление и память;
3) воспитывать
аккуратность и
Тип: изучение нового материала
Оборудование: карточки с выражениями.
Этапы
I Оргмомент II Устный счет Игра
«Число – контролер» Обобщение IV Закрепление
изученного материала Обобщение Обобщение |
Деятельность
учителя и учащихся - Каждый из вас получает карточки с выражениями, значение которых вы должны найти и ответы записать карандашом рядом с каждым выражением. Затем все полученные ответы устно сложить и записать только полученную сумму. После мы проверим ваши результаты. 35-25=10 88-78=10 66-46=20 14-0=14 3+17=20 2х3=6 10х2=20 18-18=0 На обороте карточки: 100 -У кого какое число получилось? (спрашиваются 3-4 ученика) - Переверните карточку, какое число там дано? - Как думаете, для чего оно здесь изображено? (это ответ) - У кого именно это число, поднимите руку? У кого не так? - Найдите ошибки в своих вычислениях и исправьте их самостоятельно. Отметить тех, кто быстро и правильно справился с заданием. - Решим задачу под №3. Вася читает вслух, а вы должны ответить на вопрос: О чем эта задача? Цена одной булочки 5 рублей. Сколько стоят 3 такие булочки? -Так о чем же эта задача? - Для краткой записи мы возьмем следующие слова: цена, количество, стоимость. -Назовите цену одной булочки? -Что показывает цена? -Что нужно найти в задаче?
-Что обозначает число 3? -Что нам неизвестно? ( стоимость) -А если точнее то, сколько денег нужно уплатить за 3 булочки, т. е. их стоимость. -Как мы это
можем узнать, если нам известна
цена одной булочки и -Каким действием? -Решите самостоятельно. 1) 5х3=15(руб.) - Какой ответ получился у Миши? Как нашел? -Кто согласен? -Запишите ответ. Ответ: 15 рублей стоят 3 булочки. - Как мы находили стоимость? Запишем формулой. Ц х К = С -Какое задание дано к этой задаче? (составить задачи обратные данной) -Устно составьте обратную задачу. -Что будет не известно? (количество)А известно? -Если известна стоимость и цена, как найти количество? -Каким действием? -Какая формула получится? С : Ц =К -Решите самостоятельно. 1) 15 : 5= 3 (б.) -Сколько получилось? -Как решали? -Скажите ответ. Ответ: 15 рублей заплатили за 3 булочки. -Составьте еще обратную задачу к данной. -Что будет неизвестным? -Как найти цену, если известна стоимость и количество? -каким действием? -Составьте формулу. С : К = Ц Решите задачу. 1) 15 : 3=5 (руб.) Ответ: 5 рублей стоит одна булочка. -Как найти сумму? Количество? Стоимость? |
Анализ урока: При проведении данного урока используются приемы для развития самоконтроля такие как: дидактическая игра «Число- контролер» и прием составления обратной задачи. Применение игры на этапе устного счета способствует активизации внимания учащихся к учебному материалу, кроме того, развиваются навыки самоконтроля при сравнении полученного результата с образцом. Хорошо прошла работа над задачей на этапе закрепления изученного материала, которая была продолжением работы по теме урока. Дети познакомились с новыми величинами: цена, количество, стоимость. При нахождении данных величин используется исследовательский метод, когда дети самостоятельно выводят формулы. Такая работа способствует развитию логического мышления, а при составлении обратной задачи формируется навык контроля над своими действиями.
Выводы по главе
Для формирования самоконтроля на уроках математики учителя могут использовать различные приемы и формы организации работы с учащимися. Все они нацелены на выработку умений контролировать свои действия в учебной деятельности. Работа по зачетной системе, создание в классе математических картотек, тестовые задания, математические игры - все это способствует развитию самоконтроля у учащихся. Такие задания усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение к выполнению контроля над собой.
Особым средством формирования самоконтроля в начальной школе является задача. Решение задачи и выполнение различных заданий к ней, например, составление обратной задачи или проверка ее решения являются основными действиями для развития самоконтроля.
Уроки, проведенные в базовой школе,
показали, что развивать самоконтроль
можно на каждом уроке математики, так
как проверка к решенным задачам, выражениям,
уравнениям является обязательным действием
учащихся. Однако не все дети любят выполнять
проверку к решенным заданиям, поэтому
учителю необходимо так строить этот вид
деятельности, чтобы привлекать интерес
учащихся к самоконтролю. Например, на
этапе устного счета можно применить дидактическую
игру, которая поможет учащимся овладеть
навыками самоконтроля, а учителю такая
форма работы позволяет проследить за
развитием навыков самоконтроля и навыков
устного счета у учащихся.
Заключение
Информация о работе Формирование самоконтроля в начальной школе