Формирование самоконтроля в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры.
В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе
Понятие самоконтроля………………………………………………………5
Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………………...9
Формирование самоконтроля в учебной деятельности…………………..12
Выводы по главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование у младших школьников самоконтроля в процессе
обучения решению текстовых задач
Виды работ, способствующие формированию самоконтроля…………...19
Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля…………25
Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике……………………………………………………………………..29
Выводы по главе…………………………………………………………………...37
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

последняя курсовая МПМ 4 вариант.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

    Одним из эффективных приемов  формирования самоконтроля является  взаимопроверка,  так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ.  Дети, объединенные в пары, могут обмениваться  тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу.  Затем они проверяют решение друг у друга, и решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя. Это позволяет детям убедиться в правильности решения задачи.     
 
 

2.2. Текстовая задача как средство формирования самоконтроля

    Текстовая задача – мощное  средство обучения и развития  учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей. 

     В процессе решения младшим  школьником текстовой задачи  можно выделить следующие этапы:

      • мотивационный, связанный с актуализацией интересов и мотивов учения;
      • ориентировочный, на котором происходит анализ текста задачи, установление связей и зависимостей между данными и искомыми, перевод выявленных зависимостей на язык математических выражений и составление плана решения задачи;
      • исполнительный, непосредственно связанный с реализацией плана решения задачи;
      • контрольно – оценочный, на котором осуществляется проверка решения задачи.

      Именно на последнем этапе  у учащихся  зачастую  возникают  затруднения, так как  навыки самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Для решения данной проблемы учителя могут использовать некоторые задания для формирования  у школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи.

      Задача 1. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа? 

   После самостоятельного решения  задачи ученик получает контрольную  карточку с записью полного  решения задачи.

1)72:6=12 (деталей)

2)12х4=48 (деталей)

   Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом, предложенным в карточке. В случае если решение не совпадает с образцом,  ученик возвращается еще раз к условию задачи, внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.

     Учащиеся, затрудняющиеся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием задачи получают карточку, на которой записана схема решения задачи:

      1)    :    =

      2)   х    =    

   В схему могут быть введены  некоторые числовые данные, например:

      1) 72 :     = 12

      2)     х    = 48  

    Схематический образец решения  задачи на карточке помогает  ученику спланировать последовательность  своих действий  по ходу решения  задачи, способствует формированию  самоконтроля на этапе выбора  арифметических действий, которыми решается задача.

    Задача 2. В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в вазе?  

     Вместе с задачей ученик получает  карточку, на которой записано  два варианта решения, одно  из которых не верно:

    1. (7+2) +7=16
    2. (7-2)+7 =12

     Задание состоит  в следующем:  « Внимательно прочти задачу  и выбери  правильное решение». Для выбора правильного решения  ученику необходимо произвести  анализ предложенных вариантов  решения в плане установления  соответствия арифметических действий  характеру отношений между данными задачами.

Задача 3. Девочка купила 8 конфет, а мальчик – 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к условию задачи:

    1. Сколько всего конфет купили дети?
    2. На сколько меньше конфет купила девочка, чем мальчик?
    3. Сколько стоит одна конфета? 

  Задание  на выбор правильного вопроса  к данному условию способствует  формированию самоконтроля на  этапе анализа условий задачи.

  Задача 4. На карточке даны тексты двух и более задач, их краткие записи и решения. Учащимся дается задание: «Установите соответствие между условием, краткой записью и решением задачи. 

     Задачи:

    1. В вазе – 10 роз, во второй – на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?
    2. В двух вазах 10 роз. В первой – 4 розы. Сколько роз во второй вазе?

  Краткие  записи:

А) 1- 10

2 -? на 4 больше

Б) 1 – 10

2 - ? на 4 меньше

В) 1 – 4

    2 - ?

Г) 1 – 4

    2 – 10

Решения:

  1. 10+4=14
  2. (10+4)+10=24
  3. 10-4=6 
  4. 14+10=24

Ученик  рассуждает, сверяет результаты  совершаемых в уме действий с  представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной деятельности. Осознанность действий ученика станет  ясна при объяснении данного выбора. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.

    На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи. Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение для данной задачи, и выбрать подходящие  выражения для решения.

   Таким образом, предложенные варианты заданий к задачам нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.         

        

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Апробация некоторых  видов работ по  формированию самоконтроля на практике

Фрагмент  урока математики во 2а классе

Тема: Периметр прямоугольника

Цели: 1) объяснить способ нахождения периметра  прямоугольника;

          2) формировать навыки самоконтроля, развивать мышление и память;

          3) воспитывать аккуратность и чувство товарищества.

Тип:  изучение нового материала

Оборудование: набор  «математических пазл» (20шт.).

Этапы урока Деятельность  учителя и учащихся
I Орг.момент - Настраиваемся  на урок математики
II Устный счет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обобщение 
 
 

IV Систематизация полученных знаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обобщение

- Предлагаю  вам поиграть в игру под  названием «Математические пазлы». Работать будете в паре со  своим соседом. Каждая пара  получает «поле» с ответами, на  котором вы должны собрать картинку. К «полю» прилагается набор пазл с заданием с одной стороны, а с другой на них изображен фрагмент картинки.

    

12+16, 45-30, 20+10, 41+9, 47+7, 60-40, 55-44, 34+26, 72-6, 35+35, 40+12, 93-12, 71-10, 56+24, 63-40.

- Вы  должны вычислить значение выражения,  найти этот ответ на поле  и положить на него пазл  изображением вверх. Если вы  все вычисления выполняете правильно,  тогда у вас получится картинка. А какая именно узнаете, когда  все сделаете. Победит тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

- Молодцы,  с заданием справились! Оценивание  работы. 

  -Решим  задачу №3. Прочитайте задачу  про себя и  ответьте на  вопрос: О чем идет речь в  задаче?

- Миша  прочитает нам задачу, а вы  выберете из задачи слова для краткой записи.

 «  У дедушки было 12 белых и черных  кроликов. Черных было 8, а остальные  белые. Сколько белых кроликов  было у дедушки?»

- Какие  слова возьмем для краткой  записи?

-Сколько  было черных кроликов?

- Что  еще известно в задаче?

-Что нужно найти?

 Ч.  – 8 к.

  Б. - ?          12 к.

- Сколько  действий в задаче? Решите ее  самостоятельно и запишите ответ.

1) 12-8=4 (к.)

Ответ: было 4 белых кролика.

_ Свой  ответ прочитает Ваня. Как решал?

- У кого  не так?

Составим  задачу обратную данной. Что значит  слово «обратная задача» ?

- Кто  сможет по краткой записи составить  обратную задачу?

- Что  неизвестно?

-Что  нужно найти? 

Ч. - ?

Б. – 4 к.    12к.

- Решите  самостоятельно.

1)12-4=8 (к.)

Ответ: было 8 черных кроликов.

Свой  ответ зачитает Дима. Объясни, как ты решал задачу.

- Самостоятельно  составьте еще одну  обратную  задачу по краткой записи.

 Ч. – 8 к.

Б.- 4 к.       ?

Работа  над задачей аналогична предыдущим.

- Правильно  ли вы решили самую первую  задачу? Почему?

- Найдем  значения  выражений под №7. Решаем в столбик, а рядом пишем проверку. Каким действием проверим сложение? А вычитание?

-Решите  данное задание самостоятельно.

-82   +16      +37    -95    -49      +65      -100                               

46      46        58     37      38        35         65

16       82        95    58       11       100         35

- Правильность  ответов к выражениям проверьте  друг у друга, исправьте карандашом  ошибки своего соседа.

-Кто  не допустил ошибок?

-У кого  одна ошибка? Две? Три?

-Оцените  работу соседа и поставьте отметку в тетрадь на полях.

- Прочитаем  задание №5. Какая запись дана? Прочитайте ее главные слова.

Было - ?

Использовали  – 5 кг и 6 кг

Осталось  – 30 кг

О чем  может идти речь в данной задаче? Где мы можем употребить эти слова. (в столовой или магазине)

- Что  известно в задаче?

-Что  нужно найти?

Составьте устно по краткой записи.( спрашиваются 2 -3 человека)

- Чью  задачу будем решать?

Примерная задача: В столовой для приготовления котлет использовали сначала 5 кг мяса, потом еще 6 кг. После чего мяса осталось 30 кг. Сколько мяса было изначально?  

-Зная, что использовали сначала 5кг, а потом 6кг, что мы сможем  найти?

-Каким  действием?

-А можем  ли мы найти, сколько было  всего? Каким действием? 

- Почему  именно сложением?

- Решите  задачу самостоятельно.

1) 5+6=11(кг)

2) 30+11=41(кг)

Ответ: изначально было 41 кг мяса.

- Свой  ответ зачитает Валя.  У кого  не так?

- Проверьте  задачу составлением обратной.

                                                  


  

Анализ  урока:  В соответствии с типом урока была определена его структура. На этапе устного счета применялась дидактическая игра «Математические пазлы». Дети с интересом выполняли, порученную им работу.  Учащиеся работали  в парах и индивидуально. Там, где работа проходила в парах, каждый ученик (поочередно) самостоятельно находил значение выражения  и его ответ на «поле». Те ребята, которые все делали по правилам игры – быстро и правильно справились с заданием. Однако были дети, которые не смогли решить быстро данные им выражения и поэтому начали собирать картину, не производя вычислений,  вследствие чего не успели за остальными и не справились с заданием. Остальные же смогли проверить себя по собранной ими картинке. Данная игра развивает у детей не только навыки устных вычислений, но и формирует навыки самоконтроля, кроме того, работа в парах реализует воспитательную задачу урока, способствуя воспитанию у учащихся сотрудничества и коллективизма в выполнении общей работы. Все это положительно влияет на учебный процесс.

    На этапе систематизации полученных знаний проходила работа над текстовой задачей. Составление обратной задачи  к данной и составление задачи по краткой записи являлись важными приемами формирования самоконтроля, т. к. именно при такой работе над задачей у детей  происходит глубокое осознание своих действий, что является важным фактором развития самоконтроля.

    При работе над выражениями   применялись приемы формирования  самоконтроля такие как: проверка  решения и взаимопроверка. Эти  приемы активизируют внимание  детей к заданию и повышают интерес к действиям контроля, что очень важно при обучении математике в начальной школе.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Фрагмент урока математики во 2б классе

Тема: Связь между компонентами при умножении

Цели: 1) раскрыть связь между компонентами при умножении;

2) развивать навыки самоконтроля, мышление и память;

3) воспитывать  аккуратность и самостоятельность.

Тип: изучение нового материала

Оборудование: карточки с выражениями.

Этапы

I Оргмомент

II Устный счет

Игра  «Число – контролер» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обобщение 

IV Закрепление изученного материала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обобщение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обобщение

Деятельность  учителя и учащихся 

- Каждый из вас получает карточки с выражениями, значение которых вы должны найти и ответы записать карандашом рядом с каждым выражением. Затем все полученные ответы устно сложить и записать только  полученную сумму. После мы проверим ваши результаты.

35-25=10     88-78=10      66-46=20     14-0=14

3+17=20      2х3=6            10х2=20      18-18=0

  На обороте карточки:    100

-У кого какое число получилось? (спрашиваются 3-4 ученика)

- Переверните  карточку, какое число там дано?

- Как  думаете, для чего оно здесь  изображено? (это ответ) 

- У кого  именно это число, поднимите  руку? У кого не так?

- Найдите  ошибки в своих вычислениях и исправьте их самостоятельно.

Отметить  тех, кто быстро и правильно справился  с заданием.

- Решим задачу  под №3. Вася читает вслух, а  вы должны ответить на вопрос: О чем эта задача?

Цена  одной булочки 5 рублей. Сколько стоят 3 такие  булочки?

-Так о чем же эта задача?

- Для краткой  записи мы возьмем следующие  слова: цена, количество, стоимость.

-Назовите цену  одной булочки?

-Что показывает  цена?

-Что нужно  найти в задаче?

Цена Количество Стоимость
5 руб. 3 б. ?
5 руб. ? 15 руб.
? 3б. 15 руб.

 
 
 
 

-Что обозначает  число 3?

-Что нам неизвестно? ( стоимость)

-А если точнее  то, сколько денег нужно уплатить  за 3 булочки, т. е.  их стоимость.

-Как мы это  можем узнать, если нам известна  цена одной булочки и количество  таких булочек?

-Каким действием?

-Решите самостоятельно.

1) 5х3=15(руб.)

- Какой ответ  получился у Миши? Как нашел?

-Кто согласен?

-Запишите ответ.

Ответ: 15 рублей стоят 3 булочки.

- Как мы находили  стоимость? Запишем формулой.

Ц х К = С

-Какое задание   дано к этой задаче? (составить  задачи обратные данной)

-Устно составьте  обратную задачу.

-Что будет   не известно? (количество)А известно?

-Если известна  стоимость и цена, как найти  количество?

-Каким действием?

-Какая формула  получится?

С : Ц =К

-Решите самостоятельно.

1) 15 : 5= 3 (б.)

-Сколько получилось?

-Как решали?

-Скажите ответ.

Ответ:  15 рублей заплатили за  3 булочки.

-Составьте  еще обратную задачу к данной.

-Что  будет неизвестным? 

-Как  найти цену, если известна стоимость  и количество?

-каким  действием? 

-Составьте  формулу.

С : К = Ц

Решите  задачу.

1) 15 : 3=5 (руб.)

Ответ: 5 рублей стоит одна булочка.

-Как  найти сумму? Количество? Стоимость?


 

     Анализ урока:  При проведении данного урока используются приемы для развития самоконтроля такие как: дидактическая игра «Число- контролер» и    прием составления обратной задачи. Применение игры на этапе устного счета способствует активизации внимания учащихся к учебному материалу, кроме того, развиваются навыки самоконтроля при сравнении полученного результата с образцом.   Хорошо прошла работа над задачей на этапе закрепления изученного материала, которая была продолжением работы по теме урока. Дети познакомились с новыми величинами: цена, количество, стоимость. При нахождении данных величин используется исследовательский метод, когда дети самостоятельно выводят формулы. Такая  работа способствует развитию логического  мышления, а при составлении обратной задачи формируется навык контроля над своими действиями.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе

       Для формирования самоконтроля  на уроках математики учителя могут использовать различные приемы и формы организации работы с учащимися. Все они нацелены на выработку умений  контролировать  свои действия  в учебной деятельности. Работа по зачетной системе, создание в классе математических картотек,  тестовые задания, математические игры - все это способствует развитию самоконтроля у учащихся. Такие задания усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение  к выполнению контроля над собой.

    Особым средством формирования самоконтроля в начальной школе является задача.  Решение задачи и выполнение различных заданий к ней, например, составление обратной задачи или проверка ее решения  являются основными действиями для развития самоконтроля.

    Уроки, проведенные в базовой школе, показали, что развивать самоконтроль  можно на каждом уроке математики, так как проверка к решенным задачам, выражениям, уравнениям является обязательным действием учащихся. Однако не все дети любят выполнять проверку к  решенным заданиям, поэтому  учителю необходимо так строить этот вид деятельности, чтобы привлекать  интерес учащихся к самоконтролю. Например, на этапе устного счета можно применить дидактическую игру, которая поможет учащимся овладеть  навыками самоконтроля, а учителю такая форма работы позволяет проследить за развитием навыков самоконтроля и навыков устного счета  у учащихся.  
 
 
 
 
 
 

 Заключение 

Информация о работе Формирование самоконтроля в начальной школе