Формирование самоконтроля в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры.
В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе
Понятие самоконтроля………………………………………………………5
Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………………...9
Формирование самоконтроля в учебной деятельности…………………..12
Выводы по главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование у младших школьников самоконтроля в процессе
обучения решению текстовых задач
Виды работ, способствующие формированию самоконтроля…………...19
Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля…………25
Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике……………………………………………………………………..29
Выводы по главе…………………………………………………………………...37
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

последняя курсовая МПМ 4 вариант.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

 Нашей целью было определить способы развития самоконтроля на уроках математики и  применить некоторые из них на практике.   Было выделено несколько способов – это дидактические игры, тестовые задания, работа с карточками, математическая картотека, взаимопроверка и другие.

 Анализ  литературы по проблеме формирования самоконтроля в начальной школе  на уроках математики показал, что самоконтроль является важным компонентом   учебного процесса и его развитие играет не последнюю роль в формировании личности ученика.

   В практической части     данной работы представлены  не  только приемы формирования  навыков  самоконтроля, но и фрагменты уроков,   главной целью которых является развитие самоконтроля. Формируя у учеников функции самоконтроля   по средствам  различных  игр, тестовых заданий, приемов проверки и взаимопроверки, а также при решении текстовых задач,   решается задача диагностики и коррекции освоения учащимися и учебной задачи, и предметных знаний.  Одновременно с этим  у детей развивается умение анализировать, сравнивать, находить ошибки в собственных рассуждениях и математических вычислениях. Ученики овладевают        планирующим и итоговым видами самоконтроля, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности.

   Разработанные фрагменты уроков, помогут студентам на педагогической практике использовать на уроках математики различные приемы формирования  самоконтроля, ведь формирование самоконтроля  в начальной школе на уроках математики  обеспечивает успешность и результативность не только  процесса обучения, но и процесса воспитания и развития школьников.

 Перспектива  дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных  методических  приемов формирования самоконтроля на  различных этапах  урока математики. 

 Список  литературы

  1. Андреева  И.В. Педагогика и психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 256 с.
  2. АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272 с.
  3. Венгер А. Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. – 160с.: ил. – (Б-ка школьного психолога)
  4. Дусавицкий А.К. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1 классе //Нач. школа. – 2002. - №17. – С.14
  5. Зарупина Т.Р., Зиновьева М.П. Использование тестовых заданий для тематического контроля по математике // Нач. школа.-2003. - №10. – С.110.
  6. Иванова Г.С. Применение тестовых заданий  с элементами самоконтроля //Нач. школа.-2005.-№3. – С.32-33
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
  8. Общая  педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.
  9. Пачина А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. - №11. – С.31-37
  10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 – 528с.: ил.
  11. Потапенко Н.В. Игра «Математические пазлы» //Нач. школа. – 2006. - №9. – С.91
  12. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: ПМЦ СПО, 1999. -538 с.
  13. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – кн.2: Психология образования. – 608с.
 
  1.  Тухман  И.В. Развитие самоконтроля в  учебной деятельности младших  школьников // Нач. школа. – 2004. - №2. – С.20-24.
  2. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба: формы деятельности// Народное образование. – 2001. -№2. – С.136-141.
  3. Шикова Р.Н., Бологова Е.И. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых  задач// Нач. школа. – 2000. - №1. – С. 37-40.
 
  1.  Яковлева  Н. П.Формирование действий контроля  и оценки у младших школьников//Нач.  школа. – 2006. -№7. – С.22-23.   

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО  «Тулунский педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по методике   преподавания  математики

Формирование  самоконтроля на уроках математики в начальных  классах 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 А группы,

специальности 050709

 Преподавание  в начальных классах                                                                            Иванченко Елена Александровна 
 

Научный руководитель:

 Блинова  Татьяна Кузьминична

- преподаватель   математики  высшей

квалификационной  категории 

Тулун – 2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Формирование самоконтроля в начальной школе