Формирование социально-бытовЫх навыков у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать программы воспитательно-коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы форирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Педагогические подходы к проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 17
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Диагностика уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Организация работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 25
2.3 Динамика сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 29
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения ……………………………………………………………... 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПЕДААГОГИКА.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

Относительно устойчивые связи и отношения в группе детского сада складываются не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребенок в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показали, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным. Оно может меняться под влиянием многих факторов.

Положение ребенка  в группе тесно связано с формированием  качеств личности детей, но этот процесс  происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения ребенка  в группе сверстников – это  выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка. Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе – это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность [19; 79].

 

 

 

 

 

 

Выводы  по 1 главе

 

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей.

В ходе обучения социально - бытовым навыкам воспитатель  формирует у детей желание  выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются  в ней. Не следует допускать, чтобы  дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Существуют  различные методы формирования социально-бытовых  навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Формирование  социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно  при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками  социально-бытовыми навыками – эффективное  средство воспитания таких нравственно-волевых  качеств, как самостоятельность  и настойчивость[5].

 

 

 Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика  уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

Для исследования проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста была отобрана две группа детей младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Цель констатирующего  эксперимента: изучить объем и  уровень сформированности навыков  и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:

а) установить объем социально-бытовых навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;

б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;

е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методики:

1) проективная  методика Захаровой. Данная методика  была модифицирована с учётом  возраста дошкольников. [18]

Тест «Два домика». Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами. Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более  баллов – «социометрические звезды»,  это внешне привлекательные, достаточно  уверенные в себе дети, которые  пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) –  эти дети предпочитают игры и общение  с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при  этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные  дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы  со знаком «+» и «минус» отсутствуют)  – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как  правило, это тихие, малоактивные  дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее  баллов – это дети, которых отвергают  сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

2) Наблюдение. По  итогам наблюдения строится бальная  таблица. Наибольшее количество  баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности социально-бытовых навыков:

Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Анализ результатов  показал (см. Приложение 1), что у большинства  детей навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка навыки не сформированы.

Так, Катя Г., Ваня М., Настя К.  умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.

У Айрата А. ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход. Кирилл М. во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Оля Д., Максим Б.). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Кирилл, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Оли её.

Данные эксперимента занесены в протокол (приложение 1), которые были подвержены количественной и качественной обработке и занесены в таблицу.

Таблица 1

Особенности сформированности социально-бытовых навыков у дошкольников

 

уровни

высокий

средний

низкий

мальчики

5

3

1

девочки

5

4

2


 

 

Рисунок 1. Сформированность социально-бытовых навыков у детей  младшего дошкольного возраста

 

В обеих группах  было замечено, что дети не говорят  спасибо, выходя из-за стола по окончании  еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

2.2. Организация  работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны  мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы социально-бытовых навыков.

Существенной  частью педагогического процесса по формированию социально-бытовых навыков  у детей младшего дошкольного  возраста являются игры-занятия с  куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Таня проснулась», «Мишка обедает», «Помоги подобрать посуду для Мишки».

Была проведена  беседа с педагогами и обслуживающим  персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь  аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению социально-бытовых правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Обязательным  условием для формирования социально-бытовых навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Режимные моменты  способствуют воспитанию у детей  социально-бытовых навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

При рациональной организации обстановки обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Нами было учтено, что  у воспитанников имеются индивидуальные различия: то что легко дается Насте  и Кате, не под силу выполнить Айрату и Ване. Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся по отношению к каждому ребенку. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребенка.

Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

Таблица 2

Система мероприятий, направленных на формирование социально-бытовых  и культурных навыков у младших  дошкольников

Тема мероприятия

 Цель мероприятия

1. Занятие

«Мой дом»

Уточнять и  расширять представления детей  о доме-жилище человека, воспитывать  любовь и уважение к своим близким.

2. Дидактическая  игра

«Зайка моется»

Учить следить  за своим внешним видом.

Правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

3. Занятие

«Мама»

Познакомить детей  с особенностями изображения  образа матери в произведениях различных  видов искусства. Воспитывать любовь, уважение к матери.

4. Сюжетно-ролевая  игра «Семья».

Развивать у  детей умение выбирать роль, выполнять  в игре несколько взаимосвязных  действий (готовить обед, накрывать  на стол, кормить).

5. Занятие

«Едем в гости»

(моя семья)

Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения; развивать речь.

6. Беседа

«Как мы провели  выходной день»

Формировать потребность  делиться своими впечатлениями со знакомым взрослым. Воспитывать интерес и  желание принимать посильное участие в семейном культурном отдыхе.

7. Занятие

«Я и мои  имя и фамилия»

Уточнить знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других людей, и фамилия, которая принадлежит  нескольким членам семьи. Закреплять знания о разнообразии вариантов своего имени (полное, ласковое, краткое). Воспитывать чувство принадлежности к своей семье, интерес к истории своего имени, фамилии.

8. Пальчиковая  игра «Этот пальчик…»

Обучение ребенка  точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова.

9. Занятие

«Мама есть у  всех»

Уточнить и  расширить представления детей  о маме. Подвести к осознанию того, что мама есть у всех (животных, птиц). Воспитывать уважение к маме и почитание.

10. Занятие

«Мой дом  – моя крепость»

Уточнить и  расширить представления о семье, родственных отношениях и обязанностях членов семьи.

11. Режимный  процесс: прием пищи.

Формировать элементарные навыки поведения за столом:

правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать  с полным ртом.

12. Занятие

«Дом»

 Воспитывать  любовь к родному дому и  отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять представления детей о родном доме, адресе, формировать интерес к истории дома (переезда в дом). Знакомить с поговорками о доме и семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

13. Игровое упражнение  «Наша мама»

Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного  внимания; развитие понимания эмоциональных  состояний.

14. Занятие

«Новый год»

Уточнить представления  детей о празднике нового года, о традиции проведения. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание порадовать родных подарком.

15. Совместная  трудовая деятельность «Наведем  порядок»

Формировать желание  принимать посильное участие  в трудовой деятельности.

Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

16. Занятие

«Польза добрых дел»

Воспитывать в  поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и  родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей.

17. «Идем с  мамой в гости»

Развитие у  ребенка умения расплющивать шарик из пластилина; развитие мышечных ощущений ладошки, указательного пальца — при надавливании на кусочек пластилина; активизация работы пальцев; развитие воображения, образного мышления, активной речи.

18. Занятие

«Матушка»

Познакомить детей  с образом матери в литературных произведениях и сказках. Воспитывать любовь, уважение и почитание к матери.

19. Занятие

«Семейные праздники»

Познакомить с  культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание  продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Информация о работе Формирование социально-бытовЫх навыков у детей