Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.

Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:

1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;

3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования способов
словообразования у дошкольников……………………………………….... 5
1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика………………………………………………………………. 5
1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи……... 8
1.3. Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников……………………………………………………. 16
Выводы к первой главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Исследование уровня сформированности
словообразовательных навыков у старших дошкольников……………….. 24
2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента……………. 27
2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29
Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

формирование способов словообразования.doc

— 219.50 Кб (Скачать)
 

Задание 2. 

№п/п Ребенок Уровень сформированности навыка
    1 серия 2 серия
1 Саша А. 4 4
2 Никита Б. 6 8
3 Миша Г. 8 6
4 Дима З. 4 4
5 Женя М. 4 3
6 Лиля А. 5 4
7 Андрей Т. 4 4
8 Юра П. 0 0
9 Надя Т. 1 1
10 Егор Н. 5 5
 

Задание 3. 

№п/п Ребенок Уровень сформированности навыка
    1 серия
1 Саша А. 5
2 Никита Б. 4
3 Миша Г. 4
4 Дима З. 1
5 Женя М. 3
6 Лиля А. 2
7 Андрей Т. 4
8 Юра П. 0
9 Надя Т. 1
10 Егор Н. 4
 

Общее количество баллов. 

№п/п Список  детей Констатирующий  эксперимент
1 Саша А. 27
2 Никита Б. 36
3 Миша Г. 35
4 Дима З. 22
5 Женя М. 23
6 Лиля А. 17
7 Андрей Т. 32
8 Юра П. 1
9 Надя Т. 8
10 Егор Н. 32
 
 
    • Высокий уровень  35 – 55 баллов
    • Средний уровень   21 – 34 баллов
    • Низкий уровень     0 – 20 баллов
 

      Итак, высокий уровень сформированности словообразовательных навыков продемонстрировал  только два ребенка. Средний уровень  сформированности был установлен у  пяти детей. Три человека показали низкий уровень сформированности навыка словообразования.

       Педагогическое влияние на процесс саморазвития навыка словообразования у детей должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения языком. Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи (диалога и монолога), переход от дословесной смысло-семантической системы к ситуативной фразовой непроизвольной речи (из которой в последующем развивается как диалог, так и монолог), к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей.

     Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Формирование последнего особенно тесно связано с освоением детьми навыков предметной и игровой деятельности, расширением ориентировки в окружающем, а также с овладением звуковой стороной речи, обогащением и активизацией словаря. Закономерности усвоения детьми грамматического строя языка: овладение синтаксической и морфологической сторонами речи. 
 

Выводы  ко второй главе 

   Развитие  речи в дошкольном детстве — один из важнейших объектов исследования в детской психологии, равно как и в дошкольной педагогике, конкретней — в дошкольной дидактике, еще конкретней — в дошкольной лингводидактике, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи детей, обучения их родному языку.

   Развитие  речи в дошкольном детстве как  овладение родным языком является процессом, многоаспектным по своей природе. Это  овладение составляет необходимейшую базу формирования полноценного мышления человека, в развитых формах представляющего собой мышление языковое, словесно-логическое, становление которого осуществляется как преобразование начальных, исходных форм детского мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.

      В продуктивной деятельности значительно  быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

      Дети, у которых усвоение грамматического  строя происходит в более медленном темпе, нуждаются в корректировке развития со стороны родителей, воспитателей и логопедов, однако взрослые должны очень бережно вмешиваться в этот процесс. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Язык  и речь традиционно рассматривались  в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

     Дошкольный  возраст – это период активного  усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

     Основные  задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и  активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

     В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

     Развитие  связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

     Основным  механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально.

     В результате проведенного эксперимента нами выяснено, что наиболее эффективно усваиваются грамматические нормы теми детьми, которые имеют тесный контакт со взрослыми. Роль родителей в развитии детской речи невозможно переоценить: так, группа детей, характеризующихся ранним высоким развитием, из «благополучных» семей, показала результаты усвоения грамматического строя намного выше, чем группа их сверстников, с которыми недостаточно занимаются дома. И исследования ученых, и наш эксперимент показывают, что наиболее ярко проявляются признаки усвоения грамматического строя речи (словотворчество, образование неправильных форм слов по образцу «правильных», эксперименты с частицами и местоимениями, насыщение речи прилагательными и пр.) у тех детей, которые имеют достаточный уровень общения с родителями и сверстниками. 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 1998
  2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, -М., 1998.
  3. Берменд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, "Альф", 1992г.
  4. Возрастная психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов – М., Академиа, 2000.
  5. Волкова Е.Ф.Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. –Новосибирск, НГПУ, 2003.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб., Союз, 1997.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 1961.
  8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. -М., «Педагогика», 1984. С. 104.
  9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
  10. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.
  12. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 1978.
  13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб. 1997г.
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов.// Под ред. Сохина -М., Просвещение, 1976г.
  15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). -  М., 1981.
  16. Чуковский К.И. От двух до пяти… -Л., 1987.
  17. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 1952.
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 1995.

Информация о работе Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста