Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.

Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:

1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;

3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования способов
словообразования у дошкольников……………………………………….... 5
1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика………………………………………………………………. 5
1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи……... 8
1.3. Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников……………………………………………………. 16
Выводы к первой главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Исследование уровня сформированности
словообразовательных навыков у старших дошкольников……………….. 24
2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента……………. 27
2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29
Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

формирование способов словообразования.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Формирование  способов словообразования у детей

старшего  дошкольного возраста 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………   3

Глава 1. Теоретические  основы формирования способов

словообразования  у дошкольников………………………………………....   5

1.1. Старший дошкольный возраст: психолого-педагогическая характеристика……………………………………………………………….   5

1.2. Лингвистические  параметры грамматически правильной  речи……...   8

1.3. Формирование  словообразовательных навыков

у старших дошкольников……………………………………………………. 16

Выводы к первой главе………………………………………………………. 23

Глава 2. Исследование уровня сформированности

словообразовательных  навыков у старших дошкольников………………..  24

2.1. Методика проведения исследовательского эксперимента…………….  27

2.2. Исследовательский эксперимент и его результаты……………………. 29

Выводы ко второй главе……………………………………………………… 32

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованных источников………………………………………..  34 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Развитие  связной речи является центральной  задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

     Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

       Тема  нашей работы представляется нам актуальной, несмотря на то, что о формировании речи и усвоении грамматического ее строя написано достаточно много. Проблемой развития речи  занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Между тем формирование словообразовательного навыка у старших дошкольников и возможности своевременной и качественной диагностики уровня развития такого навыка остаются темой для научных дискуссий по сей день.

       В образовательном стандарте среди  требований к старшим дошкольникам указано: «К шести годам дети способны: - образовывать трудные формы глагола  в повелительном наклонении (беги, ляг); - образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами; - различать оттенки в значениях существительных (слон-слоник-слоненок-слонишка), глаголов  (бежал-забежал-отбежал), прилагательных (плохой-плохонький, полный-полноватый) и т.д.; - владеть некоторыми  способами словообразования: названий детенышей  животных, предметов  посуды, названий людей по роду деятельности и склонностям (шьет-швея, строит-строитель)». Поэтому все научные исследования, направленные на повышение словообразовательных умений дошкольников, актуальны для воспитателей и преподавателей. 

     Объектом нашего исследования является речевое развитие детей дошкольного возраста, а именно развитие способов словообразования в детской речи..

     Предметом исследования является усвоение детьми грамматического строя родного языка и диагностика уровня развития речи дошкольников.

     Цель: исследовать состояние проблемы развития словообразовательных способов в научной литературе и в речи конкретных дошкольников.

     Согласно поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:

1. Провести  теоретический анализ специальной  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Определить основные направления в обучении старших дошкольников навыкам словообразования;

3. Провести экспериментальные исследования по определению степени усвоения грамматического строя языка у дошкольников;

     База исследования: детский сад № 491 г. Минска, подготовительная группа, дети 6-7 лет.

     В работе были применены следующие  методы исследования: анализ теоретической психолого-педагогической литературы, тестирование, беседы, математическая статистика.

     Структурно работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка использованных источников. 
 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 
 

1.1. Старший дошкольный  возраст: психолого-педагогическая  характеристика

     В дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические образования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека.

     Наиболее  характерные для дошкольного  детства виды деятельности — это  сюжетно-ролевая игра и так называемая «продуктивная деятельность» (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Они содержат в себе компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника. «Эти виды деятельности имеют одну общую особенность — моделирующий характер. Дети не просто «символизируют» или обозначают предметы, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Наглядная модель может быть использована как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане» [4, с.24].

     Восприятие  ребенка дошкольного возраста носит  непроизвольный характер. Дети не умеют  управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать  тот или иной предмет, в предметах замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов. На протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

     Внимание  ребенка дошкольного возраста чаще является непроизвольным и вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес  к воспринимаемым объектам. «Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Чем лучше развита речь ребенка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание» [8, с.148]. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, зависящие от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, разница в устойчивости их внимания достигает 1,5—2 раз. Внимание в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно , управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

     Память  ребенка дошкольного возраста непосредственная, непроизвольная. В этом возрасте легко  образуются временные связи, ребенок  легко запоминает новый материал, но он недолго удерживается в памяти ребенка. Объем памяти детей значительно изменяется в зависимости от того, насколько им интересен и понятен заучиваемый материал, насколько ясна ребенку цель запоминания. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, «объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает» [12, с.96]. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.

     В основе развития мышления дошкольника  лежит формирование умственных действий. Первоначально мыслительные операции протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. Таким образом, в дошкольном возрасте можно наметить главные линии развития мышления: наглядно-действенного — на базе развивающегося воображения; наглядно-образного — на основе опосредования и произвольной памяти; словесно-логического — путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач [см. 11, с.31-35].

     Детское воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким  следуют другие психические процессы: восприятие, память, внимание. Воображение  от непроизвольного (пассивного) переходит  к произвольному (активному), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

     Н.Н.Поддъяков  показал, что «в возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий» [цит. по 13, с.45].

     При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно  управляемым. Вместе с тем, все большее  значение приобретает словесная  инструкция взрослого, побуждающая  ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

     Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы.

     Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка шести-семи лет, можно  заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем  умственного развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.  
 

1.2. Лингвистические параметры грамматически правильной речи 

     Интерес к детской речи не ослабевает в  течение многих лет. Один из великих  педагогов прошлого Ян Амос Коменский  говорил о пользе точного употребления слов «о наименовании вещей полно  и вполне продуманно, о возможности выражать все, о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо». [6, c.68]. Коменский один из первых написал о развитии речи, проблемах изучения грамматики (ее начальных этапов), риторики и поэтики. [6, c.90]. Одним из первых Коменский подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их развития и необходимость целенаправленного формирования этих психических процессов. «Две особенности решительно отличают человека от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы». [6, c.102].

Информация о работе Формирование способов словооброзования у детей старшего дошкольного возраста