Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсова_Казакова И.П..doc

— 561.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения  монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика  функционально-смысловых типов монолога 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формирования связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений  у детей старшего дошкольного  возраста 17
Глава II Опытно  – экспериментальная  работа по изучению развития связных  высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего  эксперимента 21
2.2. Анализ результатов  констатирующего эксперимента 24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного возраста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения

 

Введение.

    Проблема  связной речи детей занимает центральное  место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

    Сущность  связной речи и механизмы её развития раскрыты в трудах Л.С Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б,Элыконина и др.

    В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.П. Федоренко,  Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Н.И.. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флёрина, Л.Г. Шадрина и др.). Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речью.

    Дискуссионными  остаются вопросы обучения детей  связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольниками (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование рассуждения как типа текста. Вместе с тем, ряд исследований свидетельствуют о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н. И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.

    Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.

    По  утверждению психологов, дети довольно рано замечают некоторые причины явлений и предметов, а уже в пять-шесть лет мышление способно протекать в форме сравнительно развитого суждения. При правильном обучении, по мнению П.П. Блонского, ребёнок-дошкольник овладевает рассуждениями, начинает пользоваться ими сам, по своей инициативе, создаёт свои доказательства и становится более требовательным к доказательствам других.

    В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждения уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.

    Наблюдается противоречие между необходимостью овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений и их недостаточным использованием в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях, между потребностью массовой практики в методике обучения высказываниям - рассуждениям старших дошкольников недостаточной теоретической разработанностью вопроса.

    Обучение  речи-рассуждения требует обязательного  развития таких ее качеств, как связность  и целостность, которые тесно  связаны между собой и характеризуются  коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

    Выявленные  противоречия позволили  обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречий путем поиска технологии, обеспечивающей развитие речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста. Решение этой проблемы составляет цель работы: теоретически обосновать и апробировать технологию формирования связных высказываний-рассуждений детей старшего дошкольного возраста.

    Объект  исследования: процесс формирования связных монологических  высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: процесс формирования речевых умений и навыков при составлении связных высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза  исследования: процесс формирования речевых умений и навыков при составлении связных высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если:

    - работа по формированию детей построения связных высказываний-рассуждений будет строиться с учетом лингвистических особенностей монолога данного типа и психологических особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста;

    - будут выделены критерии оценки построения высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста;

    - будут определены этапы формирования детей монологу-рассуждения;

    -  будут реализованы педагогические  условия формирования данного  типа высказывания:

    целенаправленное обучение детей структуре речи-рассуждения будет осуществляться на занятиях и в совместной с детьми деятельности;

    актуализация  построения высказывания, типа рассуждения  в повседневной деятельности детей (создание речеактивизирующих ситуаций, выполнение дидактических, игр, упражнений).

    Направленность  педагогического содействия на овладение  детьми структурой монолога типа рассуждения.

    В соответствии с целью и гипотезой  исследования нами были определены его задачи:

    Изучить состояние проблемы, формирования связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

    Определить  состояние работы по формированию связных высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста. 

    Разработать технологию формирования связных высказываний – рассуждений у старших дошкольников, проанализировать результат исследования и обобщить полученные данные.

    Методы  исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностических заданий на выявление уровня сформированности связных высказываний – рассуждений у детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент; количественный и качественный сравнительный анализ высказываний-рассуждений дошкольников; анализ и обобщение экспериментальных данных; математическая обработка результатов эксперимента.

    База  экспериментального исследования: ИМДОУ ДСКВ «Сказка». Для исследования была взята группа детей из двадцати четырех человек старшего дошкольного возраста, (шестого года жизни).

    Методологическую основу исследования составили: 

    - теории развития детской речи (Е.Г. Тихеева, Ф.А. Сохин, Л.П.  Федоренко, В.И. Яшина, А.М. Бородич, О.С. Ушакова, М.М.Алексеева и др.);

    - психолого-педагогические исследования  особенностей речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, АР. Лурия, С.Л. Рубинштейн);

    - методические разработки содействия развитию монолога типа –рассуждение (М.М Алексеева, В.И.Яшина);

    - лингвистическая основа ( Е.А. Реферовская, М.М. Бахтин, М.Н. Кожена, Е.И. Мотина, Н.Д. Зарубина).

    - положения о педагогической технологии (Г.К.Селевко, Б.Т.Лихачев, И.П.Волков и др.).

    Структура курсовой работы: оглавление, введения, две части: теоретической и практической направленности, выводов, библиографии, приложения.

 

    ГЛАВА I.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

    ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

    1.1.Характеристика функционально - смысловых типов высказываний.

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

    В настоящее время коммуникативная  компетенция дошкольников рассматривается как базисная характеристика их личности, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

    В ряду проблем речевого развития особо  выделяется проблема связности речи дошкольников.

    Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи определяют ситуативную и контекстную речь: для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью, но формы связности в ходе развития меняются. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя» [21,с.276].

    Речь  ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А.М. Леушиной, посвященное изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста вскрыло особенности:  поначалу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению. Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания речи и характера общения.

    Итак, психологи отмечают взаимоотношение  речевых умений разной степени сложности  в такой последовательности. В  ранней детской речи – ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т.е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А.А.Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает "способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь"[13, с. 7].

Информация о работе Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни