Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсова_Казакова И.П..doc

— 561.00 Кб (Скачать)

    В игре «Почемучка», где игровая задана  - победить в соревновании. Дети делились на две команды, перед ними ставилась картинка. Каждая команда должна придумывать по очереди вопросы для другой по изображению. Вопросы должны обязательно начинаться со слова «почему». Другая команда отвечает на вопрос, рассуждает.

    Также  обязательно учили детей составлять рассказы (в форме радио- или телепередачи, журнала,  письма), начиная уже с первых занятий.

    II-й этап включал совместное составление детьми и воспитателя связных высказываний, предполагающее совершение внешнеречевых действий программирования. Они упражняются в программировании своего высказывания во внешнеречевой форме с опорой на модель;

    На  этом этапе были поставлены следующие  задачи:

    расширять мотивационную основу речи;

    закреплять  обобщенные представления о структуре рассуждений;

    упражнять в действиях программирования рассуждения  во внешнеречевой форме с опорой на модель;

    продолжать  активизировать мышечные ощущения как  один из компонентов  речевой деятельности;

    мобилизировать  лексико-грамматические умения для  оформления рассуждения.

    Для реализации поставленных задач второго  этапа также включали в работу речеактивизирующие ситуации, разработанные в зависимости от специфики разных видов занятий:

    для ознакомления с социальным миром: журнал «Все обо всем», телепередачи «Вокруг света» и «Хочу все знать», журнал «Почемучка», «Транспорт», «письмо» от персонажа и др.;

    развития  речи: телепередача «В гостях у сказки», журнал «Все обо всем», «Животные Арктики и Антарктики», «Пословицы»,«письмо» от персонажа и др.;

    ознакомления  с миром природы: телепередача «В мире природы», радиопередача «Загадки и отгадки», журнал «Почемучка»,  и др.;

    изобразительной деятельности: экскурсии, телепередача «В гостях у сказки» и др.;

    формирования  математических представлений: журнал «Почемучка», телепередача «Хочу все знать», «Город чисел», «письмо» от персонажа и др.

    Речеактивизирующие  ситуации применяли на разных видах  занятий, что делает их привычными, ожидаемыми и любимыми детьми.

    Занятия  носили комплексный характер, что  предполагало объединение какого-либо вида занятия с развитием речи (например, ознакомление с миром природы и развитие речи; ознакомление с социальным миром и развитие речи и т.д.).

    При таком объединении:

    обеспечивалась  когнитивно-лексическая готовность детей к речевой деятельности за счет предварительного накопления или актуализации представлений и слов, которые в дальнейшем составляли содержание высказывания;

    становился  возможным продуктивный характер познавательно-речевой деятельности, реально представленный журнал, радио или телепередача, газета;

    учитывалась необходимость систематичности  и последовательности работы, так как охватывается большой цикл занятий;

    дети  получали наглядное представление о значении владения умениями составлять высказывания  благодаря взаимосвязи разных видов деятельности.

    Детей учили составлять высказывания на заданную тему с полным или частичным образцом (схемы, модели).

    Проводились  дидактические игры и упражнения  на вторым этапае работы: «Верю — не верю», «Найди отличия», «Рассуждалки». 

    III-й этап включал самостоятельное составление связных высказываний-рассуждений, подразумевающее совершение действий программирования в форме «внешней речи про себя» и в форме мысленного преобразования обобщенных представлений о структуре высказывания. Дети упражняются в программировании своего высказывания во внутреннем плане через преобразование обобщенных представлений о структуре высказывания - рассуждения.

    Работа III-го этапа заключалась в поддерживании мотивационной основы речи;

    На  этом этапе ставились следующие  задачи:

    упражнять в самостоятельном, творческом применении обобщенных представлений о структуре  рассуждения;

    упражнять в действиях программирования рассуждения  в форме «внешней речи про себя» и мысленного преобразования схематизированных образов модели;

    продолжать  создавать благоприятные условия  для сенсомоторного уровня речи;

    побуждать к выразительной передаче своего высказывания.

    Занятия  носили также комплексный характер. Пример: «Домики для веселых человечков». Дети строили домики для героев сказки, а затем объясняли, почему именно такие дома им нужны.

    Старались чтобы каждое детское высказывание имело творческий характер, давали возможность детям самостоятельно определять тему,  содержание и языковое оформление высказывания.

    Рассуждения записывались в журнал «Почемучка»  и в свободное время дети дополняли  журнал рисунками.

    Обращали  внимание  на  интонационную и  языковую выразительность в передаче высказывания.

    Дидактические игры и упражнения были направлены на развитие творческой речевой активности. В связи с этим  проводились игры: «Интерактивные сказки», «На золотом крыльце сидели», «Скоро сказка сказывается», «Сказочные пазлы».

    При проведении III-го этапа работы в составлении рассуждений использовались дидактические игры и упражнения предыдущих этапов.

    На  всех этапах технологии в совместной деятельности детей и педагога использовали:

    1.Пословицы,  поговорки. Дети учились ясно, лаконично, выразительно выражать  свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивали умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

    2.Отгадывание  и придумывание загадок, где  большое внимание «заостряли» на выразительность средств (приемы олицетворения, использование многозначности слова, сравнений, определений и тд.) Развивали способность к анализу, обобщению, формировали умение самостоятельно делать выводы.

    3. Чтение, рассказывание художественных  произведений различных жанров. Беседа по содержанию зависела от жанра произведения. На примере сказки использовали приемы:

    Вопросы. По своей направленности они были разнообразны. Одни вопросы помогали детям точнее охарактеризовать героев, напомнить соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово и т.д. Другие вопросы помогали почувствовать идею произведения т.е мораль сказки. Мы добивались чтобы ребята повторили поговорку, которая заключена в конце произведения и при этом  использовали бы доказательную речь;

    Рассматривание иллюстраций;  демонстрация рисунков (аппликационных пано);

    Словесные зарисовки. Детям предлагалось вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать какие картинки они  хотели бы нарисовать к сказке. А в свободное время дошкольникам предлагали нарисовать задуманные картинки.

    4. Экспериментирование, наблюдения  в разных видах деятельности. Предоставляли детям  возможность видеть: различное состояние объектов, связь между ними, динамику процесса, изменение в состоянии объекта, проследить закономерности процесса. Старались больше брать экспериментов на познавательную деятельность (поисковые, решение экспериментальных задач). Где учили детей выдвигать свои гипотезы, строить доказательную речь, делать выводы.

    5.  Дидактические игры, упражнения  различного характера: «Сложи картинку и объясни»; «Разложи и объясни»; «Небылицы в картинках»; «Почему это произошло?»; «Установи причину и следствие»; «Найди отгадку» и тд.

    Итак, технология формирования связных высказываний-рассуждений  представляет собой оптимальную последовательность педагогических действий. Каждый «технологический шаг» соответствует уровням порождения речевого высказывания, требованиям развития элементарной оформленности речи  и возрастным психологическим особенностям детей шести лет.

    Система работы с использованием технологии формирования связных высказываний-рассуждений детей старшего дошкольного возраста включает целевой, содержательный, организационно-методический и оценочно-регулятивный компоненты.  

    2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы

    Цель: Выявить эффективность разработанной технологии формирования связных высказываний рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.

    После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, при этом ставились  следующие задачи:

    выявить уровень сформированности связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.

    выявить эффективность разработанной технологии по формированию связных высказываний-рассуждений.

    Экспериментальное исследование на контрольном этапе  проходило по тем же диагностическим методикам, что и в констатирующем эксперименте. После анализа ответов были составлены таблицы (Приложение №3,4) уровней сформированности связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.

В результате обследования были получены следующие уровни развития.

Таблица 4

Уровни  развития речевых  умений

Уровни Группа
ЭГ КГ
Высокий 12,5% 12,5%
Средний 70,8% 50%
Низкий 16,7% 47,5%
 

Рис. 2 Уровни сформированности умений детей (контрольный срез)

    Сравнительный анализ обеих групп показал, что  у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности связных высказываний-рассуждений.

    Уровень  сформированности связных высказываний-рассуждений  в контрольной группе отражает следующие изменения: с высоким уровнем 12,5%, со средним 50%, с низким 47%.

    Таким образом, в контрольной группе наблюдается  незначительный прогресс сформированности связных высказываний-рассуждений.

    Уровень сформированности связных высказываний рассуждений в экспериментальной группе отражает следующие изменения: высокий уровень 12,5%, средний уровень 70,8%, низкий 16,7%.

Рис. 3 Сводная  таблица 

    Анализ  результатов экспериментальной  группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной нами технологии.

    Следовательно, систематизированная нами технология дала положительные результаты – уровень сформированности связных высказываний-рассуждений  у детей экспериментальной группы существенно повысился. Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

    Выводы:

    1.Систематизированная  технология формирования связных  высказываний-рассуждений у старших дошкольников существенно повышает уровень сформированности связных высказываний: высокий уровень 12,5%, средний уровень 70,8%, низкий 16,7%.

Информация о работе Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни