Формирование у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема---------------------------------5
1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения
к своему здоровью-------------------------------------------------------------7
1.3 Основные компоненты здорового образа жизни в дошкольном учреждении--------------------------------------------------------------------------10
1.4 Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
в детском учреждении-------------------------------------------------------12

Глава 2. Особенности воспитания основ здорового образа жизни в разных программах.

2.1 Методика организации программы «Радуга»-----------------------------14
2.2 Методика организации программы «Программа воспитания и обучения в детском саду»-------------------------------------------------------------------------15
2.3 Методика организации программы «Развитие»--------------------------16
2.4 Методика организации программы «Детство»----------------------------17
2.5 методика организации программы «Расту здоровым»-------------------18
Заключение ----------------------------------------------------------------------------20

Список использованных источников--------------------------------------------------21

Работа содержит 1 файл

Министерство образования РБ.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

За основу закаливания берется солнце, воздух и вода. Эти три фактора, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к холоду, жаре, ветру, дожде

д)  Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций[1].

     Таким образом, необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. 
 

1.4  Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников в детском учреждении 

В связи  с тем, что задача воспитателя  – охрана и укрепление здоровья ребенка, необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. 

Реализация  данного направления обеспечивается:

- направленностью  воспитательно-образовательного процесса  на физическое развитие дошкольников  и их валеологическое образование  (как приоритетное направление  в работе дошкольного учреждения);

- комплексом  оздоровительных мероприятий в  режиме дня в зависимости от  времени года;

- созданием  оптимальных педагогических условий  пребывания детей в ДОУ;

- формированием  подходов к взаимодействию с  семьей и развитием социального  партнерства[3]. 

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

  1. Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
  2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
  3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его  индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
  4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни)[2].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности воспитания основ здорового  образа жизни в  разных программах. 

2.1 Методика организации  программы «Радуга» 

  Программа «Радуга» [10].

  Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

  Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.

  Отличительные особенности раздела: для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составлять на каждого ребенка своеобразную «карту-прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. В карте-прогнозе: отражаются (на каждом возрастном этапе) особенности развития ребенка (развитие мышц, органов, систем и т. д.); определяются те участки тела, для укрепления которых нужны развивающие, закрепляющие или совершенствующие действия; определяются те движения, которые на данном этапе противопоказаны ребенку, могут нанести ему вред; подбираются те формы движений, которые позволяют достичь возрастного физического совершенства (не отдельных двигательных навыков, а физического совершенства применительно к данному возрасту). Такой анализ требует совместного труда медицинских работников и педагогов групп, а также родителей.

  Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива:  реализация программы требует высокой организации труда. Необходимо научиться совмещать повышенные требования к другим разделам программы с необходимостью осуществлять физическое воспитание детей. 

 

2.2 Методика организации  программы «Программа  воспитания и обучения  в детском саду» 

  «Программа воспитания и обучения в детском саду»  [11].

   Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

  Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе). В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни[11].

    Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

   В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).

   В программе акцентируется внимание, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.

  За время пребывания в детском саду у детей должна быть воспитана потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформированы прочные культурно-гигиенические навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега.

   Отличительные особенности: опираясь на обстоятельные методические рекомендации, оказывающие большую помощь в реализации данной программы, педагогический коллектив избежит многих трудностей. Для успешной работы могут быть использованы современные методики и технологии воспитания дошкольников.

  Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива:  нет нового методического обеспечения по организации физкультурно-оздоровительной работы. Для успешной работы необходимо использовать современные методики и технологии по данному направлению. 
 

2.3 Методика организации  программы  «Развитие» 

  Программа «Развитие» разработана творческим коллективом под руководством профессора Л. А. Венгера[8]. Особенность программы заключается в том, что она ориентирует педагогов прежде всего на овладение детьми способами получения новых знаний, умений, навыков, а не на простое усвоение их.  В программу также включен раздел  «Одаренный  ребенок».

  Отличительные особенности: ориентация на личность воспитателя, создающего атмосферу сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

  Собственно программа не содержит в себе раздела по физическому развитию детей. До недавнего времени авторы программы при организации физического воспитания дошкольников рекомендовали использовать «Типовую программу» или программу «Радуга». В 1998 году были выпущены методические рекомендации «Воспитание здорового ребенка» (М. Д. Маханева, 1998), составленные на базе опыта работы Детского центра-прогимназии «Улыбка» (г. Нижний Новгород). Авторы программы «Развитие» во введении к выпущенным методическим рекомендациям представляют его как «необходимое дополнение к своей программе, которая не содержит в себе раздела по физическому развитию детей».

   Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня. Авторы рекомендуют «гибкий режим дня в дошкольном учреждении» рассматривать в аспектах организации динамичного режима дня детей; гибкого графика работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала[8].

   В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для детей различных возрастных групп, позволяющая сочетать занятия по программе «Развитие» с необходимыми оздоровительными мероприятиями. Всю работу по физическому воспитанию авторы предлагают строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка.

  Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. Эту схему-анализ и конкретные рекомендации желательно, по мнению авторов, занести в групповые «Журналы здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

  В методических рекомендациях отсутствуют разделы «Знания по физической культуре», а также «Диагностика уровня подготовленности детей», но определены показатели, по которым можно оценить эффективность работы по физическому воспитанию: перемена группы здоровья на более высокую, уровень развития детей по местным стандартам, выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту, физические качества и способности (по тестам).

   Авторы рекомендаций считают, что особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, различных для детей каждого возрастного периода, а также уровня подготовленности, отличные в зависимости от времени года.

   Основное  внимание в программе уделяется  не содержанию обучения, а средствам  и методам преподнесения содержания  образования ребенку. Воспитатели  должны хорошо ориентироваться  в методиках диагностики и  развития способностей. 
 
 
 

2.4 Методика организации  программы «Детство» 

   «Детство» - программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений[9]. Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.

                       Программа решает следующие задачи:

- укрепления  здоровья детей;

- воспитания  потребности в здоровом образе  жизни;

- развитие  физических качеств и обеспечение  нормального уровня физической  подготовленности в соответствии  с возможностями и состоянием  здоровья ребенка;

- создание  условий для реализации потребности  в двигательной активности в  повседневной жизни;

- выявление  интересов, склонностей и способностей  детей в двигательной деятельности  и реализация их через систему  спортивно-оздоровительной работы[9].

 Отличительные  особенности раздела: в программу  включены сложные упражнения. В  частности, дошкольники осваивают  лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты  в положении группировки.

   В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни , полезно поставить ребенка  перед необходимостью решения задачи.

   Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: не отрицая значения физкультурных занятий в детском саду, авторы не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность строго не регламентируется. Реализуется программа путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять содержание занятий, способ организации и место в режиме дня. Все это может вызвать затруднения у педагогов, т.к. они имеют разную профессиональную подготовку. 
 

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ