Формирование учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть пути совершенствования формирования учебной деятельности младших школьников.

Задачи квалификационной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть способы развития и стимулирования учебной мотивации младших школьников;
- раскрыть механизмы воспитания внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….с. 3-4

Глава I. Теоретические основы формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 5-23
1.1. Деятельность как психолого-педагогическое явление…………с. 5-10
1.2. Характеристика учебной деятельности………………………....с. 10-18
1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности …….с. 18-22
Выводы по первой главе………………………………………………с. 22-23

Глава II. Практические аспекты формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 24-46
2.1. Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 24-28
2.2. Формирование операционного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 28-43
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебной деятельности младших школьников……………………………...с. 43-46
Выводы по второй главе………………………………………………с. 46

Заключение…………………………………………………………….с. 47-48

Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Методические_рекомендации_по_формированию_учебной_деятельности_м.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Важным  структурным компонентом учебной  деятельности младших школьников является операционный (поведенческий) компонент – его элементы - начальные логические операции, общие учебные умения, поведенческие умения – были описаны нами выше. Ученики 1-2 классов, выполняя учебное задание, стараются точно следовать прямым указанием учителя, руководствуются поставленной передними целью. Во втором классе постепенно начинает проявляться стремление к самостоятельному выполнению отдельных учебных действий. Однако, умение самостоятельно ставить перед собой задачи формируется далеко не у всех младших школьников. Наряду с этим, у младших школьников отмечается достаточный уровень сформированности ориентировочной деятельности. Они умеют выслушивать развернутые указания, следовать им и составлять план, учитывая условия конкретной ситуации, обдумывать свои действия и обращаться за разъяснениями к педагогу, четко сформулировав свои сомнения.

Для учащихся общеобразовательных школ характерно совершенствование способа действий в ходе деятельности, способность свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на другой, умение переносить полученные умения в новые условия, способность самостоятельно видеть сходство и различия в заданиях и использовать это в своей работе. Учащиеся 1-2-х классов чаще всего стремятся подтвердить правильность своих решений у учителя, родителей или в ответах учебника. В случае ошибки они теряются, обращаются к взрослому за дальнейшими указаниями. Третьеклассники в аналогичной ситуации поступают иначе: они могут мысленно или фактически повторить нужные действия и по характеру промежуточных результатов стараются найти ошибку.

Осуществляя контроль, учащиеся общеобразовательных школ могут соотносить свою работу с образцом, корректировать свою деятельность, опираясь на замечания учителя. Они умеют в процессе деятельности и после ее окончания произвести адекватную оценку и объяснить ее. И хотя на первых порах этим занимается учитель, дети достаточно быстро усваивают смысл этого действия. С конца 2-го класса школьники, хоть и интуитивно, начинают оценивать свои возможности в решении тех или иных практических задач. В соответствии с этим ученики стараются правильно выбрать посильную задачу и реализовать ее, осмысленно относятся к оценке, раздумывают, сравнивают работу с образцом, соотнося ее со своим и чужим уровнем умелости.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у каждого школьника осмысленную целенаправленную деятельность. Для этого важно иметь возможность выделить ее особенности, свойственные конкретным школьникам, и определить наличие или отсутствие динамики состояния деятельности школьника.

 

1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности младших школьников

Активная  учебная деятельность учащихся рассматривается как один из важнейших аспектов повышения эффективности обучения. Под понятием «активная учебная деятельность» обычно понимается деятельность ребенка в процессе обучения, характеризующаяся наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учением и применением учебных действий для получения новых знаний.

Внимание  многих исследователей обращено на разработку системы педагогических мероприятий, направленных на формирование активной учебной деятельности школьника, необходимой для его развития и подготовки к вступлению в самостоятельную жизнь. В процессе изучения учебной деятельности и поиска наиболее эффективных путей ее формирования в исследованиях были выделены три стадии ее развития (Л.П. Аристова, В.В. Давыдов, А.К. Маркова).

На первой стадии происходит освоение отдельных учебных действий, на основе которых возникает ситуативный! интерес к приемам учебной деятельности и формируются механизмы принятия частных учебных целей. На этом этапе осуществление учебной деятельности возможно лишь при: непосредственном взаимодействии учителя с учеником, когда учитель ставит цель, организует деятельность, осуществляет контроль и оценку.

Для второй стадии характерно объединение учебных действий в целостные акты деятельности, подчиненные реализации более отдаленных целей. По мере формирования этих актов познавательный интерес приобретает более устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующего мотива деятельности. На этой основе происходит дальнейшее развитие процессов целеполагания, обеспечивающих принятие целей извне, самостоятельную их конкретизацию и формирование действий контроля и оценки.

На третьей стадии имеет место формирование из отдельных актов целостной системы учебной деятельности. Познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начиная выполнять функцию побудительного мотива учебной деятельности,

Смена стадий в процессе формирования учебной деятельности протекает медленно. Возникающие изменения качества учения школьников, как правило, малозаметны. Временные границы смены стадий очень индивидуальны. Они зависят от многих факторов: от особенностей психофизического развития ребенка; его готовности к обучению; специфики организации обучения и, конкретно, работы по формированию учебной деятельности школьников.

Известно, что формирование учения школьников протекает при помощи управления извне, т. е. под руководством учителя. Сказанное в полной мере относится и к формированию отдельных элементов учебной деятельности: мотивационного компонента учебной деятельности и комплекса учебных действий.

В исследованиях, посвященных учебной  деятельности школьников предлагаются следующие направления работы по ее формированию и активизации.

Формирование  мотива деятельности включает в себя: формирование познавательной потребности; формирование стойких познавательных интересов.

Формирование  системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения: формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации; формирование умений планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.

В рамках первого направления предлагаются следующие этапы работы: подготовка условий (создание благоприятных условий и атмосферы обучения; усвоение детьми определенных знаний и умений); создание положительного отношения к предмету; организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес.

Постановка  проблемных ситуаций, при решении  которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы.

Реализация  второго направления базируется на представлениях о специфике формирования действий, которое рассматривается в связи с практической, осознанной, целенаправленной деятельностью самого обучающегося. Результаты многочисленных исследований разных видов деятельности показали, что формирование всех видов действий протекает по единым закономерностям. Оно включает переход от внешних ориентировок, складывающихся в процессе практической деятельности ребенка, к их внутренним формам. В основе этого процесса должно лежать понимание учеником взаимосвязи между целью деятельности, условиями и способом ее выполнения. Поэтому формированию действий обязательно должно предшествовать обучение принятию целей, поставленных учителем, ознакомление с условиями и возможными способами выполнения данной деятельности. Наиболее эффективно этот процесс протекает в условиях систематического обучения.

В процессе разработки конкретных путей  формирования действий предложена система поэтапного формирования умственных действий. Она исходит из положения о том, что главной целью формирования умения должно быть получение действия с заданными (желаемыми) качествами. Поэтому в ходе работы необходимо подбирать такие условия, которые обеспечивали бы формирование конкретных действий с определенными характеристиками.

Предложенная  система сначала намечает пути решения  задачи, а затем устанавливает последовательные «шаги» реализации действия. Это помогает понять внутреннюю структуру формируемого явления. Шаг за шагом открывается полная система ориентировочной основы действия, а затем по этой системе формируются действия. Они последовательно реализуются в своих основных формах: материальной, перцептивной, внешнеречевой и умственной. По мере необходимости человек освобождается от опоры, но продолжает воспроизводить ее содержание в речи. Затем происходит постепенное сокращение «громкой» речи при сохранении внутренней речи и указаниях экспериментатора. Далее снимаются все указания и сокращается внутренняя речь. После этого действие можно применять при решении новых задач. Такая система формирования действия при ознакомлении с новым материалом позволяет сократить и автоматизировать необходимую в процессе становления любого действия ориентировочную деятельность, ускорить его анализ, углубить понимание и увеличить продуктивность действия.

Анализ  результатов многих исследований в  этой области позволяет сделать вывод о необходимости системного, комплексного подхода к решению данной проблемы. Это значит, что наибольший эффект в плане формирования учебной деятельности достигается применением системы педагогических мероприятий, направленных на развитие наиболее важных структурных компонентов деятельности, определяющих ее специфические особенности в отличие от других видов деятельности. Применение системы этих мероприятий целесообразно в процессе всех уроков, режимных моментов, во внеклассной работе. Оно не должно быть ограничено только рамками работы учителя. Важно, чтобы в единый комплекс соединялись усилия всех специалистов, работающих в школе, а также включалось ближайшее окружение ребенка (семья, друзья, внешкольные организации — организации дополнительного образования и т. д.).

Мы полагаем, что систему педагогических мероприятий, направленных на формирование активной осознанной учебной деятельности, можно представить через описание условий, средств и методов, способствующих достижению поставленных целей. Под условиями мы понимаем предпосылки, определяющие обстановку, в которой формируется осмысленная целенаправленная деятельность. Условия реализуются через комплекс средств, которые в данном случае имеют в большей мере идеальный характер и могут быть определены как педагогические мероприятия, направленные на формирование учебной деятельности школьников.

В рамках определенных условий средства активизации учебной деятельности реализуются через методы и приемы обучения. В настоящий момент в психолого-педагогической литературе описано несколько классификаций методов обучения: методы и приемы обучения (главным образом организационные методы преподавания) и методы и приемы учения; методы включения и стимуляции, осуществления и контроля деятельности; информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения материала и исследовательский метод; информационно-репродуктивные, информационно-поисковые и руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Условия формирования активной и осознанной учебной деятельности применительно к обучению нормально развивающихся детей:

- формирование у школьников полноценных познавательных потребностей, мотивов и интересов, а также системы знаний, умений и навыков, связанных с организацией деятельности;

- совершенствование ситуации обучения путем создания положительной эмоциональной обстановки и отношения к предмету, вариативности способов предъявления учебной задачи, реорганизация работы над учебным материалом;

- повышение качества используемого дидактического материала;

- широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода в классной и внеклассной работе. Реализация этих условий возможна через содержание обучения, деятельность учителя (методы и приемы обучения) и деятельность ученика (формы организации учения).

Основными методами формирования и активизации  учебной деятельности в большинстве работ рассматриваются проблемное обучение, самостоятельные работы, использование программированных заданий, алгоритмов, технических средств.

 

Выводы по первой главе

1. В современной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к пониманию деятельности и ее структуры, в том числе учебной деятельности младших школьников. Источником деятельности, ее исходным побуждением в современной отечественной психологии принято считать осознанные потребности.

2. Как один из видов деятельности, учение имеет единую для всех видов деятельности структуру. Наиболее важными компонентами учебной деятельности младших школьников являются мотивационный и операционный компоненты.

3. В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к улучшению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения.

4. Важным структурным компонентом учебной деятельности младших школьников является операционный компонент. Операционный компонент включает в себя комплекс базовых учебных действий, где выделяются три группы действий: общие учебные действия, начальные логические операции и поведенческие учебные действия.

 

 

Глава II. Практические аспекты формирования учебной деятельности младших школьников

 

2.1. Формирование  мотивационного компонента учебной деятельности

Известно, что положительная мотивация  значительно стимулирует деятельность. Исследованиями установлена зависимость эффективности деятельности от силы мотивации: чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности (закон Йеркса-Додеона). Однако такая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает снижаться.

Сформулированная  тенденция характеризует не все  виды мотивации. Например, она не распространяется на познавательную мотивацию. Постоянное нарастание силы познавательной мотивации не только не приводит к снижению результативности учебной деятельности, но во многом обеспечивает продуктивную творческую активность личности, в частности ученика, в процессе обучения.

Информация о работе Формирование учебной деятельности младших школьников