Формирование учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть пути совершенствования формирования учебной деятельности младших школьников.

Задачи квалификационной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть способы развития и стимулирования учебной мотивации младших школьников;
- раскрыть механизмы воспитания внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….с. 3-4

Глава I. Теоретические основы формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 5-23
1.1. Деятельность как психолого-педагогическое явление…………с. 5-10
1.2. Характеристика учебной деятельности………………………....с. 10-18
1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности …….с. 18-22
Выводы по первой главе………………………………………………с. 22-23

Глава II. Практические аспекты формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 24-46
2.1. Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 24-28
2.2. Формирование операционного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 28-43
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебной деятельности младших школьников……………………………...с. 43-46
Выводы по второй главе………………………………………………с. 46

Заключение…………………………………………………………….с. 47-48

Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Методические_рекомендации_по_формированию_учебной_деятельности_м.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Положительное влияние на формирование коллектива оказывают и игровые занятия. Пример такого занятия приведен ниже.

Игра  «Хлопочки»

Цель: Научить детей контролировать работу друг друга.

Инструкция:  «Слушайте ответы своего товарища. Хлопните в ладоши, если ответ был правильным. Исправьте ошибки, если таковые имелись». Задача учителя при такой организации опроса заключается в поддержке активности класса и контроле правильности выполнения инструкции.

Игра  «Исправь ошибки»

Цель:  Научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте (на доске).

Инструкция: Перед началом работы учитель предупреждает школьников о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске.

Ход игры: В процессе работы сознательно допускаются ошибки (на начальных этапах грубые, затем все более мелкие). В зависимости от особенностей учащихся учитель во время работы либо дополнительно обращает внимание учащихся на необходимость проверки, либо позволяет школьникам самостоятельно выполнять задание.

Для формирования умения слушать использовались игры-стихотворения, позволяющие развивать умение реагировать на инструкцию.

Игра  «Локаторщик»

Учитель производит различные шумы, в том  числе и речевые.

Инструкция: «Закройте глаза. Ладонями закройте одно (затем, оба уха). Определите, что звучит, где этот предмет находится».

Задания, направленные на формирование внимания, могут иметь и шуточный характер.

Игра  «Минутка для шутки»

Школьникам  предлагается для рассматривания панно с изображением различных предметов. Затем их просят закрыть глаза, и панно переворачивается на 180°. Учащиеся должны определить, что изменилось.

Игра  «Беспорядок»

На  уроках математики учащимся предлагаются таблички с цифрами, написанными в беспорядке.

Инструкция: Найдите цифру 5. Соедините по порядку несколько цифр от 1 до 6, от 15 до 4 и т. д. Сравните свою карточку с образцом. Проверьте, одинаковые ли цифры вычеркнуты на обеих карточках.

Сходные задания можно предложить и на другом материале.

В качестве любимого шуточного задания, позволяющего, с одной стороны, формировать умение слушать, а с другой — немного отдохнуть на сложном для детей уроке математики, можно предложить задачи-стихотворения:

Две лягушки у пруда 

Пели  песню: «Ква-ква-ква!».

К ним подружка прискакала.

Сколько же лягушек стало?

 

На  опушке леса ласка тосковала:

Двух  поймала мышек — это очень  мало.

Надо  бы на завтрак еще пять поймать.

Сколько съесть желает? Ей не сосчитать!

 

Для формирования умения следовать плану  и планировать свою деятельность полезно использовать различные виды планов: словесные, картинные, планы-комиксы, планы-схемы и т. д..

Кроме того, учащиеся постепенно должны учиться  самостоятельно составлять план текста с помощью готовых заголовков для заранее структурированного текста, самостоятельного деления текста на части, подбора заголовков в самом тексте, самостоятельного структурирования текста и называния его частей.

Формирование  начальных логических операций

В начальных классах формирование логических операций носит сугубо практический характер и проводится на наиболее знакомых предметах и явлениях окружающего мира (фрукты, овощи, мебель, игрушки и т. д.) с учетом наиболее ярких их признаков (цвета, формы, величины, вкуса, запаха, функциональных особенностей). В дальнейшем целесообразно вводить более сложные задания, элементы творчества детей и т. д. Различные варианты заданий, направленных на формирование начальных логических операций на начальном этапе обучения, приводятся нами в книге А. Зарин и С. Кудриной «От буквы к букве».

Одним из действенных способов формирования начальных логических операций является организация интегрированных уроков и серий разнообразных занятий по различным учебным дисциплинам, объединенных одной лексической темой, например, посвященных сезонным изменениям в природе весной. Кроме того, для повышения эффективности овладения этими действиями работу лучше проводить и на материале отдельных заданий, и в ходе специально организованных уроков, что позволяет обратить достаточное внимание на качество формирования этой группы действий. С материалом для проведения интегрированных занятий можно познакомиться в пособии С.В. Кудриной «Круглый год».

Это наиболее трудная для усвоения группа базовых учебных действий, поэтому  работа в данном направлении систематически ведется на протяжение всего обучения ребенка. В качестве примера можно привести уроки ознакомления с окружающим миром, проводимые на первом, втором и третьем году обучения (классы «выравнивания»). Объединяющим звеном для них служит формирование в процессе их проведения умения сравнивать объекты. Однако подход к реализации этой цели различен.

В течение первого года обучения, изучая тему «деревья и кусты», основное внимание уделяется определению внешнего вида каждого из конкретных объектов и сравнению их по этим признакам. В основе урока традиционно лежит практическая деятельность детей с натуральными объектами (на экскурсии) или впечатления от недавней прогулки в парк, поэтому все наблюдения и выводы урока делаются детьми на основании непосредственного действия с объектами. Большое внимание уделяется введению понятия «сравнение» в словарный запас школьников и объяснение значимости для каждого ребенка умения выполнять это действие. Такая организация урока позволяет четко определить характерные признаки изучаемых объектов и в дальнейшем, в иных ситуациях (на прогулке, уроке рисования) различать их.

Ознакомление  с окружающим миром, 1-й год обучения

Тема:  Деревья, кусты (экскурсия).

Цель:  Учить выделять общие и отличительные признаки. Познакомить с понятием «сравнение предметов».

План:

1.  Организационный момент.

2.  Формирование временных представлений.

Сегодня мы идем на экскурсию. Давайте вспомним, какое сейчас время года, месяц?

Посмотрите  в окно. Какая погода на улице? Какую  одежду вы одели на улицу? Почему?

Как вы добирались до школы? Каким транспортом  пользовались? Как переходили улицу?

3.  Инструктаж по правилам поведения на улице. Сегодня мы идем на экскурсию в наш парк. Он находится недалеко и транспорт нам не нужен. Давайте вспомним, как мы пойдем.

4.  Проход до места экскурсии. Обсуждение состояния почвы, воздуха, воды, растений, животных, человека в связи со временем года (осень).

5.  Работа над темой:

1) Посмотрите на это растение. Как  оно называется (береза)? Посмотрите на ее корни. Какие они (толщина, цвет, расположение)? Покажите ствол. Потрогайте его. Какой он (толщина, цвет, количество и расположение)? Найдите ветки березы. Покажите их. Какие они?

2)  Рассмотрите растение рядом. Что  это (бузина)? Рассмотрите корни  куста. Сколько стволиков отходит от корней одного куста? Какие они? Найдите ветви куста. Покажите их.

3)  Давайте сравним внешний вид  этих двух растений. Чтобы сравнить, нам нужно сказать, чем корни  березы похожи на корни бузины  и чем они отличаются. Где находятся корни? Сравните их.

Что нужно сделать, чтобы сравнить стволы этих растений? Что в них похожего? Чем они отличаются? Где находятся стволы? (Аналогично с другими частями растения.)

4)  Игра «Белка на дереве»

5)  Давайте полностью опишем березу /бузину/.

Сравните эти два растения. Как вы будете это делать? Что у них общего? Чем они отличаются?

6. Итог урока.

1) Закройте глаза. Я дам вам  понюхать кору березы и бузины. Постарайтесь угадать, что я дала.

2)  Какое растение вам больше  нравится? Почему?

3)  Нарисуйте его дома.

На  втором году обучения при изучении деревьев и кустарников могут  быть использованы их изображения и  схемы строения растений. В процессе урока выделяются не только их сходные  и отличительные, существенные и  несущественные признаки, но и предлагается составить рассказы об изучаемых объектах. Это позволяет более подробно остановиться на содержательной и операционной сторонах формируемого действия.

Ознакомление  с окружающим миром, 2-й год обучения.

Тема: Деревья и кустарники.

Цель: Продолжать учить пользоваться схемой, выделять общие и отличительные, существенные и несущественные признаки, использовать результаты проведенного сравнения при составлении рассказа об изучаемых объектах.

Оборудование: Плакат с планом описания растения, картины с изображение клена и сирени, индивидуальные комплекты разрезных картинок (два варианта).

План.

1.  Организационный момент.

2.  Работа над темой.

1) Рассмотрите рисунок на доске.

Что на нем изображено? (Дерево.)

Как оно называется? (Клен.)

Какие еще деревья мы знаем?

Опишите это растение по плану.

ОПИШИ РАСТЕНИЕ

Какие у него

корень,

ствол,

ветви,

листья,

цветы,

семена?

Что это — дерево, куст или травянистое  растение?


2)  Физкульминутка 

3)  Рассмотрите второй рисунок. 

Как называется это растение? (Сирень).

Кто из вас видел сирень?

Чем она похожа на дерево? (Есть корень, ветки, листья).

Чем от дерева отличается? (У сирени много стволов, а у клена один).

 

То, что мы видим у сирени, это не стволы, а надземные стволики.

Ствол у сирени такой маленький, что  мы его не видим: он скрыт под землей.

Что же такое сирень? (Это куст.)

1) Посмотрите еще раз на оба  рисунка.

Сравните  дерево и куст. (Это растения. У них в земле есть корень. Есть ветви, листья, цветы, семена. У дерева есть ствол, а у куста мы его не видим. У дерева над землей виден один ствол с ветвями, а у куста много надземных стволиков).

2) Возьмите конверты с разрезными  картинками. Соберите картинки. (Дети самостоятельно собирают картинки)

Назовите, что у вас получилось: дерево или  куст. Докажите.

3. Итог урока.

Следующие годы обучения характеризуется возможностью использования урока с элементами творчества детей. Основное внимание в данном случае может быть уделено использованию сравнения в учебной деятельности с минимальным контролем со стороны учителя. Наиболее эффективно использовать в этот период предметно-практическую деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию и т. д.).

Учитывая  сложность формирования и закрепления  в самостоятельной деятельности начальных логических операций, большое  значение приобретает проведение самостоятельных работ, заданий с имитацией поисковой деятельности, предметных игр-конкурсов во внеклассной работе.

Эти же способы являются эффективными и  для введения действия в самостоятельную учебную деятельность, где предполагается перенос усвоенных действий на новое предметное содержание. Такая деятельность требует от детей большей сосредоточенности, достаточного усвоения выполняемых действий, активного участия в уроке.

С этой же целью создаются или используются бытовые ситуации, требующие применения сформированных базовых учебных действий во внеурочное время (на переменах, прогулках, после уроков), в которых успех деятельности ребенка зависел от умения самостоятельно пользоваться базовыми учебными действиями. Это позволяет вызывать и поддерживать достаточно длительное время интерес детей к изучаемым объектам и явлениям, а также активизировать учебную деятельность пассивных детей.

Предлагаемая  последовательность работы по формированию любого действия данной группы состоит из трех этапов, выделение которых условно. Она помогает понять саму логику педагогического воздействия.

Первые  три направления работы (формирование поведенческих, общих учебных действий и начальных логических операций) имели одинаковую структуру, которую составили следующие последовательные этапы:

1.  Уточнение понимания школьниками  понятий, связанных с определенной группой базовых учебных действий.

2.  Ознакомление с содержательной  и операционной сторонами формируемых действий.

3.  Обучение использованию действий  в процессе учебной деятельности под контролем учителя.

Первый  этап каждого из вышеназванных направлений  может быть рассмотрен как предварительный. Однако его значение для всей последующей работы обусловлено направленностью обучения в рамках данной части на ознакомление учеников с понятиями (урок, звонок, учебные принадлежности, учитель, ученик, право/лево, различие, сходство, группы и т. д.), необходимыми для понимания смысла отдельных действий и всей учебной деятельности в целом. Для большинства детей многие понятия мало знакомы и отличаются значительной фрагментарностью и искаженностью. Поэтому важно обучить школьников понимать и пользоваться этими понятиями в процессе учебной деятельности. Для этого использовались:

а)  ознакомительные экскурсии по школе, классу, другим помещениям (уроки чтения в пропедевтический период, уроки ознакомления с окружающим миром, экскурсии во внеурочное время);

Информация о работе Формирование учебной деятельности младших школьников