Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

копия диплом Марина.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

Необходимо давать свободу творческой активности «Фантазеров». Она проявляется  в том, что дети не следуют готовым  штампам и образцам, в их потребности  находить собственные оригинальные, смелые решения, в желании свободно выражать своё отношение к окружающему. Воображение детей направлено на поиск и создание нового, тем самым  они отстаивают свою индивидуальность [1, с.55].

Таким образом, при развитии интеллектуально-познавательной сферы дошкольника мы, педагоги, ставим перед собой следующие  задачи: научить ребёнка творчески  мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие  к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и создавать суждения, замечать заблуждения. 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ ТРИЗ

2.1. Система ТРИЗ: возможности  освоения и применения

 

Психологи указывают на сензитивность раннего детства в раскрытии заложенных в ребенке способностей к творческому мышлению, но мы, взрослые, своим стереотипным характером мышления, психологической инерцией, порожденной порядком царящим в сознании, затормаживаем у малыша ход развития мыслительных процессов, т.е. стереотип мышления мешает новым идеям «прорваться » из подсознания в сознание (З. Фрейд). По-прежнему получение знаний превращается в самоцель. Конечно, мы не отвергаем того, что учится и приобретать знания необходимо. Но как «загрузить» ребенка знаниями, не подавляя природы творчества? Каким образом на базе имеющихся знаний раскрепостить подсознание и помочь развивать детям способность решать нестандартные задачи, изобретать, делать открытия, тем самым сформировать у них умственную активность?

Обозначенные проблемы требую поиска иных средств работы с дошкольниками. В данном случае инструментом для  развития умственной активности дошкольников может стать Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого  воображения (РТВ) Г.С. Альтшуллера [7, с. 19-23]. Над проблемой ТРИЗ работают многие ученые, изобретатели. Наиболее известные среди них: С.И. Гин, И.Я. Гуткович, А.В. Корзун, С.Н. Ладошкина, И.Н. Мурашковская, А.А. Нестеренко, Н.В. Рубина, Т.А. Сидорчук, В. Циркунов, М.Н. Шустерман и др [3, с. 4].

Цель ТРИЗ не просто развивать у  детей фантазию, а научить их мыслить  системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому  воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы [5, с. 12-18].

Технология ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с методическими  рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Кредо ТРИЗовцев – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научится ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. Поэтому основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Когда ребенок задает вопрос, не стоит давать ему готовый ответ. Наоборот, необходимо спросить его, что он сам об этом думает. Необходимо привлечь его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести его к тому, чтобы он сам нашел ответ. Такой подход в малой степени решает основные вопросы развития управляемого воображения, творческой интуиции, развитие системного мышления и речи, направленных, в свою очередь, на формировании у ребенка умственной активности [7, с.  19-23].

Исходным положением концепции  ТРИЗ в отношении дошкольников является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен исходить из его природы [18, с.  128].

Исходя из того что основным концептуальным моментом тризовской теории считается стратегический принцип природосообразности, мы сочли необходимость создать развернутую модель группы принципов, выступающих в качестве регуляторов управления механизмами формирования предпосылок развития умственной активности дошкольников. В эту группу вошли следующие принципы:

  • индивидуализация обращения к ребенку, к его личностной линии развития;
  • центрация интеллектуального развития ребенка;
  • обучение играя, диалогичность учения и познания;
  • самостоятельное мышление в процессе анализа развития систем;
  • моделирование и оптимальная мобильность в выборе продуктивного варианта решения творческой задачи;
  • алгоритмизация и технологизация мыслительных действий и операций;
  • последовательность (от простого к сложному, от общего к частному), обобщенность;
  • развитие творческих замыслов на основе нестандартного мышления;
  • свободный самостоятельный выбор деятельности и действий;
  • коммуникация всего коллектива, предполагающая связь с воспитателем, отдельно друг с другом и каждого со всеми [19, с.27].

Образовательное содержание Теории решения  изобретательских задачи методов развития творческого воображения  может  свободно включатся в контекст комплексных  занятий с задачами по речевому и  математическому развитию, ознакомлению с окружающим миром, эстетическому  и нравственному воспитанию, а  так же в музыкальные и физкультурные  занятия, художественно-речевую  и  театрально-игровую деятельность, в  ходе организации индивидуальной и  групповой работы с детьми в течении дня (беседы, организации игровых ситуаций, сеансы активизирующего общения (А.Т.Арушанова), игровые обучающие ситуации (И.К. Комарова, С.Н. Николаева) и ряд других форм. Большую возможность предоставляют все виды игр, но, в особенности, сюжетно-ролевые, режиссерские и творческие.

В тризовской литературе наблюдаются разные подходы к отбору и классификации методов [Приложение А]. То, что форма организации методов и приемов системы ТРИЗ разнообразна, и дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию, придает восприятию особую неожиданность, наполняет ребенка новыми положительными эмоциями, ставит его в ситуацию диалога со сверстником или взрослым и открывает путь к саморазвитию.

ТРИЗ – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной  структурой, специфичными законами. Как  и любая другая наука, в детском  саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с  основными понятиями. Так как  при этом задача ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении  соответствующей терминологии, сколько  в обеспечении «задачной», многовариантной  жизни и деятельности детей, стимулирующей  умственную активность и творческий поиск.

  2.2.  Характеристика  методов системы ТРИЗ

В программе «ТРИЗ» используются методы и приемы, разработанные  Ч. Вайтингом, Ф. Кунцем, М.В. Ломоносовым. Например «метод фокальных объектов» адаптирован к работе с детьми А. Страунингом [18, с.  131].

Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Цель метода –  установление ассоциативных связей с различными случайными объектами [10, с.68]. Метод фокальных объектов позволяет  ставить следующие  задачи:

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя  и улучшая привычный вид реального  объекта. 

2. Познакомить детей с чем-то  новым или закрепить ранее  полученные знания, рассматривая  предмет с необычной стороны. 

3. Составить рассказ или  сказку  о рассматриваемом объекте, используя  найденные определения. 

4. Проанализировать художественное  произведение или картину.

Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, произвольно  надо выбрать другой предмет (или 2-3), не имеющего отношения к яблоку. Для выбора такого предмета детям  предлагают картинки, игрушки, яркие  предметы. Когда предмет выбран, ему нужно дать пять-десять определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летающий, прыгающий, плавающий, заботливый и т.д. Подобранные определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, -яблоку, и рассматриваются полученные словосочетания: «прыгающее яблоко», «летающее яблоко», «бегущее яблоко», «плавающее яблоко», «заботливое яблоко» (Приложение Б). Затем надо в понятие «яблоко» ввести те элементы, которые ему не свойственны. Но ведь и «летающее яблоко», и «смеющееся яблоко», и «бегущее яблоко» растут на деревьях. Их надо собирать как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку», оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему надо сказать что-то грустное, потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной, яблоко решит, что наступила ночь и заснет. И так далее. Фантазии детей не будет предела, важно направить ее в нужное русло [20, с.  8].

Пользуясь данным методом, можно предложить детям придумать фантастическое животное, видоизменяя реальный объект, или составить описательный рассказ  по картине. Метод фокальных объектов позволяет воспитателю проявить творчество, фантазию в создании целых  серий занятий.

Наиболее известным методом, позволяющим  получить максимальное количество новых  идей в минимальное время, А. Страунинг называет «мозговой штурм».

«Мозговой штурм» рекомендуется проводить  как с педагогами, так и с  детьми. Но методика проведения имеет  свои особенности. С детьми «мозговой  штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Мозговой штурм предполагает постановку изобритательской задачи и нахождения способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы мозгового штурма могут быть такие:

  • как уберечь продукты от мышей;
  • как не намокнуть под дождём;
  • как мышам достать сыр из-под носа у кота;
  • как потушить пожар, если в доме нет воды;
  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
  • как оставить кусочек лета в зиму.

Р.И. Миронова выделила определённые правила проведения мозгового штурма: 1) исключение всякой критики; 2) поощрение  самых невероятных идей; 3) большое  количество ответов, предложений; 4) чужие  идеи можно улучшать [10, с.67].

 Особенностью проведения «мозгового  штурма» с детьми состоит в  том, что они сами по ходу  обсуждения корректируют высказанные  идеи, анализируют их (Приложение  В).

Другим интересным методом, применяющимся  в ТРИЗ, является синектика. Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50—е годы). В переводе с греческого языка синектика означает «объединение разнородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

1. Неоперативный (неуправляемый) – интуиция, вдохновение.

2. Операционный (управляемый) – использование различного вида аналогий.

Если ребенка целенаправленно  учить применять аналогии, то можно  повысить эффективность творческого  мышления. Для творческого процесса  важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Аналогия бывает разных видов: личностная, прямая и фантастическая.

1. Личностная аналогия (эмпатия). Ребёнок представляет самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

  • изобрази будильник, который забыли выключить;
  • покажи походку человека, которому жмут ботинки;
  • изобрази рассерженного поросёнка, встревоженного кота.

2. Прямая аналогия. Объект сравнивается  с аналогичным объектом из  другой области. Выделяют аналогия  по форме, по цвету, по ситуации, по свойствам, , а так же структурную аналогию, функциональную аналогию и комплексную аналогию. Находя такие аналогии, дети делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

3. Фантастическая аналогия. Решение  проблемы, задачи осуществляется, как  в волшебной сказке, то есть  игнорируются все существующие  законы. При решении различного  рода задач и закреплении знаний  фантастическая аналогия позволяет  отказаться от стереотипов, снять  психологическую инерцию, пойти  неизвестным ранее путем. Она  способна любую ситуацию перенести  в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых,  пришельцев из других миров  для решения задачи, для выхода  из создавшейся ситуации [18, с.  131-141].

Следует ещё уделить внимание такому методу как «Денетка». Это вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Данетки» решаются постепенным сужение круга поиска.  «Данетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло) [3, с. 107]. Этот метод даёт возможность научить детей находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли [10, с.68].

С.И. Гин раскрывает такие методы как прогнозирование, эвроритм, системный оператор, морфологический анализ и метод маленьких человечков (ММЧ).

Прогнозирование – метод фантазирования, при котором будущее объекта  рассматривается на трех уровнях:

1) в объекте будущего отсутствуют  недостатки («плохое»), которые есть  в настоящем. Функция объекта  сохраняется. Например, карандаши  не будут ломаться;

2) объекта не будет, а функция  будет выполняться. Например, чертежи  и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет;

Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста