Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

копия диплом Марина.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

Особое внимание следует уделить  при определении уровня развития мышления и воображения. Результаты наблюдения показывают, что в экспериментальной  группе высокий уровень развития мышления показали только 13% детей (2 человека), а в контрольной – 27% детей (4 человека). А у 40% детей (6 человек) экспериментальной  группы и у 33% детей (5 человек) контрольной  группы уровень мышления определяется как уровень ниже среднего. У многих детей обеих групп слабо развито  воображение: 40% детей (6 человек) экспериментальной  группы и контрольной групп. Дети слабо владеют приёмами преобразования действительности, не проявляют творческой инициативы, владеют узким диапазоном замещающих действий и предметов  заместителей   (Приложение И).

Одновременно для уточнения  полученных данных в процессе  наблюдения нами были определены уровни развития мышления и речи. Для определения  уровня развития мышления мы использовали  методики                В.Т. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку?» [6, с.  67-68]. Методика «Солнце в комнате» направлена на выявление способности детей  к преобразованию «нереального»  в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Ребенку дается картинка, на которой  изображена комната, а в комнате  предметы: стол, стул, человечек, лампа, солнышко. При этом солнышко в комнате  находиться не может. Ребенку предлагается исправить картинку. В данном исследовании 4 ребёнка (33%) экспериментальной группы и 4 ребенка (27%) контрольной группы показали высокий уровень развития мышления. Средний уровень показали 6 детей (40%) экспериментальной группы и 9 детей (60%) контрольной группы. Данная методика показывает, что уровень развития мышления у детей контрольной  группы лишь немного выше, чем уровень  развития мышления у детей экспериментальной  группы.

В методике «Как спасти зайку?» перед  ребенком располагают следующие  предметы: блюдце, ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Ребенок  должен выбрать какой-либо предмет  или предметы, чтобы спасти тонущего зайчика. В данном исследовании средний  уровень показали 8 человек (53%) контрольной  группы и 9 человек (60%) экспериментальной  группы. Эти дети выбирали решение  с элементами простейшего символизма, однако не выходили за пределы ситуации выбора. Высокий уровень развития мышления в экспериментальной группе показали только 3 ребёнка (20%), столько  же детей и в контрольной группе. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается детьми в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

Далее мы изучали уровень развития речи у детей дошкольного возраста по методике  Г.А. Любиной. Обследование связной речи проводилось в форме игры-соревнования «Кто придумает интересный рассказ по картинкам?»[9, с.144]. Каждый ребенок получал пакет с 4-6 сюжетными картинками. На одной  картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – одевается, на четвертой – завтракает, далее – берет портфель, идет в школу и т.д. Средний уровень констатируется, если ребенок правильно выстраивает последовательность картинок, но не может последовательно описать, обосновать или описывает картинку только словом-глаголом. Такой уровень показали 11 детей (73%) контрольной  группы и 9 детей (60%) экспериментальной группы. Если  в контрольной группе 2 ребенка (13%) показали высокий уровень развития связной речи, то  в экспериментальной группе ни один ребенок такого уровня не показал. Это говорит о том, что уровень развития связной речи детей контрольной группы выше уровня развития связной речи детей экспериментальной группы.

При обследовании монологической речи детей старшего дошкольного возраста, им предлагалось пересказать знакомую сказку [9, с.  127-128].  Отказались от пересказа 6 детей (40%) экспериментальной  группы и  5 детей (33%) контрольной  группы. 7 детей (47%) контрольной группы и 5 детей (33%) экспериментальной группы при пересказе использовали отдельные  предложения-реплики, отвлекались от содержания сказки, при пересказе  использовали помощь взрослого. Следовательно, они показали средний уровень  развития монологической речи. Остальные  дети: 4 ребенка (27%) экспериментальной  группы и 3 ребёнка (20%) контрольной группы – показали высокий уровень развития монологической речи. Они самостоятельно пересказывали сказку близко к авторскому тексту. Наводящих вопросов почти  не использовалось.

Сравнивая показатели развития познавательных процессов детей старшего дошкольного  возраста экспериментальной и контрольной  групп, мы пришли к выводу, что дети двух групп имеют примерно одинаковый уровень развития.

 

3.2 Создание условий формирования  умственной активности детей  методами ТРИЗ

Вторым этапом нашего исследования явилось проведение формирующего эксперимента, направленного на определение условий  использования методов ТРИЗ как  средства формирования умственной активности.

Нами определено, что условиями  эффективного применения методов ТРИЗ с целью формирования умственной активности являются:

  • использование методов ТРИЗ в учебной деятельности;
  • ориентация на зону ближайшего развития;
  • соблюдение индивидуального подхода к детям.

Для подтверждения выдвинутых нами условий нами были составлены и проведены  занятия с использованием методики ТРИЗ и учётом уровня развития познавательной активности и психических процессов. Методы ТРИЗ нами включены в занятия  по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте и  развитию речи. Проведение занятий  с использованием методики ТРИЗ осуществлялась в течение 12 недель.

Все занятия проводились в соответствии с планом воспитателя, в процессе проведения которых также осуществлялось наблюдение за активностью детей.

Так в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений  нами использовались следующие методы ТРИЗ: мозговой штурм, метод аналогий (Приложение П). На занятиях по развитию речи и обучению грамоте использовались круги Луллия,  морфологический анализ, метод аналогий, системный оператор (Приложения  Р, С).

Кроме того индивидуально или с  подгруппой (3-4 человека) нами были проведены  дополнительные игры-занятия с использованием таких методов как метод маленьких  человечков, метод аналогий, «да-нет-ка», а также приёмов фантазирования. Г. Познякова отмечала, что, с помощью игр у ребёнка хорошо развиваются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые входят в структуру интеллекта, являются основой интеллектуально-познавательного воспитания [12, с.13].

Непосредственное участие в  проведении индивидуальных игр-занятий  в экспериментальной группе позволило  нам вести наблюдение за тем, какие  изменения происходили в умственной активности детей.

ТРИЗ помогла снять психологические  барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем  не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые  следует решить. Дети стали больше проявлять интерес к новым  сферам окружающего мира, к умственной поисковой деятельности. У многих детей появляется стремление овладевать учебными навыками. Дети постепенно овладевают приёмами наглядного моделирования, сложными видами восприятия. Овладение приёмами наглядного моделирования способствует развитию памяти, при запоминании  слов, сказок, рассказов дети начинают применять пиктограммы, зарисовывают эпизоды. Дети стремятся к активному  экспериментированию, проявляют творческое мышление, активно отыскивают оригинальные способы решения творческих задач.

Исходя из того, что дети в большинстве  случаев, стали более активны, любознательны, у них пробудился интерес к  учению, сформировалось желание учиться, стремление овладевать учебными навыками, мы можем сделать вывод, что данная работа способствует повышению умственной активности детей.

 

3.3 Выводы и рекомендации  по использованию методики ТРИЗ  для формирования у дошкольников  умственной активности

По итогам формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование степени сформированности умственной активности детей как основы интеллектуальной готовности к школе. За детьми было проведено повторное наблюдение включающее объекты констатирующего эксперимента. Результаты заносились в диагностические карты (Приложение Д), а затем обрабатывались (Приложения У, Ф).

Количественная и качественная обработка полученных результатов  позволила установить, что степень  выраженности показателей в экспериментальной  группе сильно изменилась (Приложение Х)

Так,  если в контрольной группе, где коррекционная работа с использованием методики ТРИЗ не проводилась, показатели уровня развития познавательной сферы  остались практически без изменений, то степень выраженности новообразований  в интеллектуально-познавательной сфере детей экспериментальной  группы стала значительно выше. 60% детей                 (9 человек из 15) показали высокий  уровень развития познавательной активности. В контрольной группе детей с  таким уровнем только 33% (5 человек).  Дети с высоким уровнем развития познавательной активности занимаются с интересом. Они проявляют положительное  эмоциональное отношение к заданиям в течение занятий, готовы с удовольствием  продолжать работу. Задания понимают сразу, не нуждаются в повторном  объяснении. Всё выполняют самостоятельно, правильно используют необходимые  умственные действия, владеют достаточным  объёмом действенных знаний и  понятий, могут сами заметить и исправить  ошибку. У 33% детей (5 человек) экспериментальной группы уровень развития познавательной активности констатируется как достаточный. Дети стали относится к заданиям с интересом, лишь особо трудные вызывают у них беспокойство. Задания понимают, но иногда нуждаются в дополнительном разъяснении. Дети владеют запасом знаний и представлений, что позволяет решать предложенные задачи, могут переносить знания и умения в новые условия, но часто прибегают к помощи взрослого. Ошибки замечают самостоятельно, но исправляют благодаря подсказке педагога. Низкий уровень развития познавательной активности остался только у 1 ребёнка (7%). Его познавательные интересы ещё не направлены на учебную деятельность. Он самостоятельно понимает лишь лёгкие задания. Большинство заданий выполняет в форме практических действий, затрудняется дать словесные объяснения.

Значительно улучшился у детей  уровень развития сенсорных процессов, внимания и памяти. 10 человек (67%) показали высокий уровень развития сенсорных  процессов и памяти, и 12 человек (80%) – высокий уровень внимания. По сравнению с показателями уровня развития этих же познавательных процессов  в контрольной группе, где высокий  уровень развития сенсорных процессов  наблюдается у 20% детей (3 человека), внимания и памяти – у 47% детей (7 человек), дети в экспериментальной  группе стали более собранными, могут  управлять своим вниманием, подчинять  его учебной задаче. Дети овладели приёмами образного, логического запоминания, наглядного моделирования; умеют устанавливать  связи между предметами и их свойствами. В экспериментальной группе отсутствуют  дети с низким уровнем развития сенсорных  процессов, внимания и памяти.

После проведения формирующего эксперимента значительно изменились показатели уровня развития мышления и воображения. Дети стали стремится к активному  экспериментированию, стали проявлять  творческое мышление. Многие дошкольники  овладели такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; овладели приёмами преобразования действительности: перевоплощение, комбинирование, смешение величин; научились рассуждать и стараются отыскивать оригинальные способы решения творческих задач. Дети стали проявлять творческую инициативу во всех видах деятельности.

Умственная активность является также  основой интеллектуальной готовности детей к школе. Поэтому мы решили определить готовность детей экспериментальной  группы к обучению в школе. Для  этого, используя методику Р.С. Немова, мы изучили общую ориентацию детей в окружающем мире и запас их бытовых знаний [11, с.164]. Результаты показали, что 87% детей (13 человек) полностью психологически готовы к обучению в школе (Приложение Ц). Они набрали 10 баллов, то есть ответили на все вопросы.

Такие высокие результаты удалось  получить благодаря методики ТРИЗ. Однако эффективность работы зависит не только от самой методики, а также от умения педагога работать по ней. При обучении детей дошкольного возраста по технологии ТРИЗ необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут на начальном этапе добиться положительных результатов.

Правило 1. Не давать детям для постоянного  пользования игрушки, пособия, с  которыми педагог будет проводить  развивающий игротренинг, чтобы у них не пропадал интерес.

Правило 2. Во время игротренинга все лишнее убрать из поля зрения, и чтобы ничего не отвлекало детей.

Правило 3. Игры на начальном этапе  должны быть простыми и короткими  – до 5 минут. Но ребенок обязательно  должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно  сменить на новую.

Правило 4. Организуя работу с детьми по технологии ТРИЗ, нужно внимательно  присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется  с заданиями, можно предлагать ему  более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых заданиях. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Правило 5. Важно не только научить  ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность  в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это  касается методов «мозгового штурма»  и «фокальных объектов», где проблемы решаются посредством нескольких идей.

Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста