Формирование здоровьесберегающей компетентности через привитие культурно — гигиенических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблемеформирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …..................................................................... 7
1.1. Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек …................. 7
1.2 Гигиеническое воспитание детей …............................................................. 11
1.3 Культурно-гигиенические навыки,
их значение в развитии ребёнка ........................................................................ 15

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕ ТЕНТНОСТИ …................................................................................................. 19
2.1. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста ...................................................................... 19
2.2. Пути формирования культурно-
гигиенических навыков ....................................................................................... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Формирование  здоровьесберегающей компетентности через привитие культурно — гигиенических  навыков 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …..................................................................... 7

1.1. Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек …................. 7

1.2 Гигиеническое  воспитание детей …............................................................. 11

1.3 Культурно-гигиенические  навыки,

их значение в развитии ребёнка ........................................................................ 15

 

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕ ТЕНТНОСТИ …................................................................................................. 19

           2.1. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей   

           младшего дошкольного возраста ...................................................................... 19

           2.2. Пути формирования культурно-

           гигиенических навыков ....................................................................................... 21

          

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 25

            СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

   Одним из ключевых направлений развития общего образования в Республике Казахстан является здоровье школьников. Перед системой образо вания поставлена конкретная цель - воспитание в процессе образования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, соответст вующих стратегий поведения.

Для достижения поставленной цели необходима ориентация всех педагогов  на ответственное отношение к  своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетентности педагогов  в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образова тельный процесс, вооружение их методикой формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования. Для организации работы по данным направлениям необходимо решение вопросов программно-методического обеспечения с учётом накопленного позитивного опыта, внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесбере гающего поведения как основы здорового образа жизни обучающихся и педагогов.  
 Для формирования здоровьесберегающей компетентности необходима реализация следующих задач:

      1. Информирование педагогов о базовых понятиях в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, подходах к организации комплексной оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, нормативно-правовой базе здоровьесберегающей деятельности.

     2. Создание условий для формирования у обучающихся навыков проекти рования образовательного процесса с учётом возрастных и психологичес ких особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреп лению здоровья всех участников образовательного процесса.

Во-первых, для того чтобы  здоровьесберегающая работа в школе была эффективной, необходим человек, который бы координировал эту деятель ность, оказывал методическую и организационную помощь учителям, родителям, детям. В процессе обучения координаторы осваивают базовые понятия в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, подходы                к организации комплексной оценки деятельности образовательного учреж дения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, оценке эффективности учебно-воспитательного мероприятия                    с точки зрения его здоровьесберегающей направленности. Обучающиеся получают навыки проектирования образовательного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в рамках своего функционала.

     Функция координаторов работы по сохранению и укреплению здоровья в школе чрезвычайно важная. Именно они являются тем стержнем, генератором, который направляет, организует, а главное, помогает реализо вать здоровьесберегающую деятельность в школе. Именно к ним идут учителя, чтобы на деле получить помощь в работе с конкретным классом или учащимся.

     Разговор о здоровье не может быть выстроен в форме лекций, так как это противоречит и самим принципам здоровьесберегающей деятельности, и не обеспечивает формирование навыков. Как известно, зная, что утренняя зарядка полезна для укрепления здоровья, немногие взрослые находят время, чтобы её делать. Также и с остальными навыками. Поэтому в процессе подготовки специалистов, координирующих деятельность по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, акцент сделан не на лекционные формы работы, а на практические, тренинговые, семинарские занятия, с использованием различных образова тельных технологий, которые в дальнейшем могут быть транслированы и в работе с педагогическим коллективом школы, и с родительской общественностью, и, конечно, с детьми.

      В-третьих, говоря о здоровье и навыках, связанных с его сохранением и укреплением, необходимо рассматривать все компоненты здоровья, так как их трактует Всемирная Организация здравоохранения, а именно в единстве физического, психического, социального и духовного здоровья. Коммуника тивные тренинги позволяют педагогам не только пополнить методическую копилку приемов, но и реально оценить свои профессиональные затруд нения в сфере общения, наметить пути профессионального самосовер шенствования.  
 Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

  Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществ лялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

    Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков.

     Предметом исследования - организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у школьников.

    Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

       Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  источники по проблемеформирования  культурно-гигиенических навыков.

2. Выявить созданные  в группе детей младшего дошкольного  возраста условия для формирования  культурно-гигиенических навыков.

3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

      Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический экспе римент.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Воспитание  культурно-гигиенических навыков  и привычек

   Одним из ключевых направлений развития общего образования в Республике Казахстан является здоровье школьников. Перед системой образо вания поставлена конкретная цель - воспитание в процессе образования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, соответст вующих стратегий поведения.

Для достижения поставленной цели необходима ориентация всех педагогов  на ответственное отношение к  своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетентности педагогов  в области здоровья и здорового  образа жизни с целью внедрения  этих принципов в образова тельный процесс, вооружение их методикой формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования. Для организации работы по данным направлениям необходимо решение вопросов программно-методического обеспечения с учётом накопленного позитивного опыта, внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесбере гающего поведения как основы здорового образа жизни обучающихся и педагогов.  
 Для формирования здоровьесберегающей компетентности необходима реализация следующих задач:

     1. Информирование педагогов о базовых понятиях в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, подходах к организации комплексной оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, нормативно-правовой базе здоровьесберегающей деятельности.

      2. Создание условий для формирования у обучающихся навыков проекти рования образовательного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.  
 Во-первых, для того чтобы здоровьесберегающая работа в школе была эффективной, необходим человек, который бы координировал эту деятель ность, оказывал методическую и организационную помощь учителям, родителям, детям. В процессе обучения координаторы осваивают базовые понятия в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, подходы к организации комплексной оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, оценке эффективности учебно-воспитательного мероприятия с точки зрения его здоровьесберегающей направленности. Обучающиеся получают навыки проектирования образовательного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в рамках своего функционала.  
Функция координаторов работы по сохранению и укреплению здоровья в школе чрезвычайно важная. Именно они являются тем стержнем, генератором, который направляет, организует, а главное, помогает реализо вать здоровьесберегающую деятельность в школе. Именно к ним идут учителя, чтобы на деле получить помощь в работе с конкретным классом или учащимся.

     Разговор о здоровье не может быть выстроен в форме лекций, так как это противоречит и самим принципам здоровьесберегающей деятельности, и не обеспечивает формирование навыков. Как известно, зная, что утренняя зарядка полезна для укрепления здоровья, немногие взрослые находят время, чтобы её делать. Также и с остальными навыками. Поэтому в процессе подготовки специалистов, координирующих деятельность по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, акцент сделан не на лекционные формы работы, а на практические, тренинговые, семинарские занятия, с использованием различных образова тельных технологий, которые в дальнейшем могут быть транслированы и в работе с педагогическим коллективом школы, и с родительской общественностью, и, конечно, с детьми.

      В-третьих, говоря о здоровье и навыках, связанных с его сохранением и укреплением, необходимо рассматривать все компоненты здоровья, так как их трактует Всемирная Организация здравоохранения, а именно в единстве физического, психического, социального и духовного здоровья. Коммуника тивные тренинги позволяют педагогам не только пополнить методическую копилку приемов, но и реально оценить свои профессиональные затруд нения в сфере общения, наметить пути профессионального самосовер шенствования.  
 Умение управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрес совые ситуации входит в компоненты социального и духовного здоровья, поэтому в программе этим вопросам уделяется значительное внимание. Современные дети, поставленные в ситуацию необходимости сдавать различные тесты, начиная с начальной школы, крайне нуждаются в соответствующих умениях и навыках, следовательно, педагог любой ступени обучения должен уметь помощь ребенку в стрессовой ситуации (например, при подготовке к экзаменам), а лучше «оспособить» детей заранее соответствующими приемами самопомощи.

  Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим  навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания  порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.[9; 41]

Физиологической основой  культурно-гигиенических навыков  и привычек является образование  условно-рефлекторных связей, выработка  динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и  привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Информация о работе Формирование здоровьесберегающей компетентности через привитие культурно — гигиенических навыков