Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросу формирования понятий на уроках обществознания, в ней решаются следующие задачи:
- анализируется работа с понятиями на уроках обществознания;
- рассматриваются новые подходы к формированию обществоведческих понятий;
- дается пример формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Работа с понятиями на уроках обществознания…………………………..4
2. Методы формирования понятий……………………………………………12
2.1.Ассоциативный метод формирования понятий…………………….12
2.2. Индуктивный метод формирования понятий……………………..14
2.3. Дедуктивный метод формирования понятий……………………….14
2.4. Инвентивный метод формирования понятий………………………15
3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий………….16
4. Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Мое формирование понятий на уроках обществознания.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе  и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся. Не случайно Л.Выготский подчеркивал, что сознание базируется на понятийном мышлении: "образование понятий раскрывает перед подростком мир общественного сознания и приводит с неизбежностью к интенсивному развитию и оформлению...психологии и идеологии"1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы формирования  понятий

 

      К основным методам формирования понятий относятся индуктивный и дедуктивный (см. рис.1).

Рис.1 Индуктивный и дедуктивный  методы формирования понятий 

Они, как правило, выступают  совместно, но один из них может быть ведущим. Рассмотрим особенности четырех методов: ассоциативного, индуктивного, дедуктивного, инвентивного (Л.Б. Ительсон).

 

2.1.Ассоциативный метод формирования понятий

 

     Вытекает  из ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.

      Логика  образования понятия в этом  случае схематично может быть  представлена в виде следующей  цепочки:

      Предметы – восприятия – понятие – слово.

      Эта теория  обучения понятиям имеет следующие  принципы:

  • Обучение понятию начинается с представления ученикам различных предметов или явлений определенного класса;
  • Учащиеся проводят наблюдения над этими предметами или явлениями, выделяя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия;
  • Выявленные свойства анализируются, из них выделяется,  и систематизируются общие для всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от всех объектов, имеющих выделенные признаки;
  • Затем осуществляется абстрагирование этих свойств путем закрепления их в термине;
  • Наконец, происходит обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющих выделенные признаки.

Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения  от анализа и синтеза свойств  разнообразных объектов  к выделению  и закреплению их общих свойств  через абстрагирование и обобщение.

        Основные  этапы формирования понятия: 

1)Обобщение неосознанных  представлений предметов или  явлений некоторого класса;

2) Выделение и осознание  наиболее бросающихся в глаза  признаков;

3) Выделение и осознание  существенных признаков;

4) Понятие связывается  со все большим числом объектов, углубляется, обобщается.

      Ассоциативный  метод заключается в постепенном  переходе от непосредственных  ощущений и восприятий – через  их разложение на элементы  и связывание – к представлениям  и понятиям.

     Следует отметить, что в процессе образования  понятия ассоциативным методом  от учащихся требуется умения  проводить наблюдения, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, т.е.  почти все мыслительные операции.

 

2.2. Индуктивный метод формирования понятий

    

 Сходен с ассоциативным, однако  с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению. Образование понятий происходит в следующей последовательности:

  1. ученикам представляют различные объекты некоторого класса;
  2. они изучают эти объекты, т.е. выделяют эти свойства, структуры, связи, действия;
  3. выявленные свойства объектов сравниваются друг с другом и объединяются, если они общие для всех предметов или  если отличают все предметы одной группы от другой;
  4. эти свойства  отличаются от объектов и обозначаются соответствующими терминами – названием понятия;
  5. введенный термин применяется к различным объектам, имеющим свойства, выявленные в результате анализа:

 

    В данном случае  легко выделить необходимость  различных операций мышления  на том или ином этапе; на  втором этапе необходимы анализ  и наблюдение; на третьем –  сравнение, анализ, синтез, классификация;  на четвертом – абстрагирование;  на пятом – обобщение.

 

2.3. Дедуктивный метод формирования понятий

      

Предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и  конкретными фактами как реализацией  этих общих принципов. Учащиеся 2-3-х  классов не только овладевают некоторыми общественно-историческими знаниями, но и усваивают в элементарной форме такие понятия, как «крестьянин», «родина», «восстание» и др.

       На уроках  истории в 5-9 классах продолжается  работа с перечисленными понятиями;  учитель направляет работу на  усвоение учащимися не только  наглядных существенных признаков,  отношений между ними, которые  отличают одну группу социальных  явлений от других. То есть, формирование  понятия происходит постепенно  по мере изучения его существенных  признаков и в конце изучения  курса у учащихся будут сформированы  обобщенные понятия.

 

2.4. Инвентивный метод формирования понятий

    

Заключается в использовании  уже имеющихся знаний с новой  точки зрения, для выработки новых  классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что  без него невозможно объяснить научный  факт.

     Учитель создает  благоприятные условия для инвентивного образования понятия. Это постановка задач, которые требуют для решения использование этого понятия; стимуляция многократных и разнообразных поисков нужного понятия; актуализация соответствующих знаний и умений, на базе которых формируется понятие; выявление более общего понятия, из которого дедуктивно можно вывести искомое. Следует отметить, что Инвентивный метод образования понятия используется в проблемном обучении, и поэтому отвергать его нецелесообразно.

 

 

 

 

3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий

 

Хотелось бы обратить внимание на новые подходы к технологии обществоведческого образования. Весьма результативной является в этой связи  методика внетекстовых операций с базовыми понятиями курса. Она позволяет систематизировать изученный материал, диагностировать степень усвоения содержания, уровень овладения умениями и навыками по курсу.

Любое обществоведческое  понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, что «понятие объекты политики» может разъяснить не каждый. Один даст поверхностное определение, да и то неправильное. Другой же,  пояснит все подробно, приведет конкретные примеры. От чего это зависит? Конечно же, от развитости у него понятийного мышления.

Исследования последних  лет показали, что операции с понятиями  могут выступать методами развивающего обучения. Что же дает ученику такая  методика в области обществоведческого образования?

Во-первых, у обучаемых создается целостное, обобщенное представление об обществе посредством поэтапного знакомства с основами разных наук.

Во-вторых, у детей развивается абстрактно-логическое мышление, а в их сознании отражаются те причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию.

           В-третьих, на уроках обществознания формируется эвристическое мышление, создается прочная основа для творчества в дальнейшем.

В-четвертых, активизируется познавательная деятельность самого ученика, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.

Методика операций с базовыми понятиями включает в себя следующие этапы работы:

-узнавание термина;

-определение его понятия;

-раскрытие содержания и объема понятия;

-установление связей этого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями;

-раскрытие практических действий, которые можно совершить с этим понятием.

Все эти операции с понятиями  носят простой характер. Однако существуют и более сложные виды работы с  определенными понятиями:

-показ того, как толкуют понятия разные авторы;

-объяснение генезиса этого понятия;

-показ того, как используется это понятие в других науках;

-отыскание синонимов понятия и т.д.

Вот некоторые примеры  того, как можно использовать метод  терминологических моделей на уроках обществознания. В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, понятийные графы, блок-схемы, модели, где отражаются  логические взаимосвязи базовых понятий.2

         Задание 1.

Даем ребятам следующие  понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

Вопросы:

1. Определить, к какому  разделу курса они относятся.

2. Дать определение понятия  «право», раскрыть его содержание  и сопоставить с понятием «закон».

3. Выделить термины, отражающие  систему права, и расположить  их в дедуктивном порядке.

4. Найти в списке термины,  отражающие их в индуктивном  порядке. 

5. Составить схему, отражающую  взаимосвязь этих понятий. Обосновать  свой подход.

Ответы:

1. Понятия относятся к  правовой области общественных  отношений, затрагивая разные  сферы жизни общества (экономику,  политику).

2. Право - система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер.

Закон - это высший юридический акт государства, в котором выражается право.

3.   Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».

   

 

право   публичное               гражданское    норма права

            частное                        уголовное                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формирование понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»     

 

План изучения нового материала       

1. Политика. Социальная природа политической власти.      

2. Структура и функции политической системы. Взаимосвязь политической системы и окружающей среды.      

3. Типы политических систем.      

Цель уроков — дать общую, целостную характеристику современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, показать их комплексное воздействие на окружающую среду и комплексное реагирование на происходящие в ней изменения, раскрыть значимость демократической системы в жизни человека и общества.          

Урок начинается с характеристики сущности политики. Опорой являются знания учащихся, полученные при изучении темы «Политическая деятельность».      

Затем ставится вопрос:      

Что такое политическая власть и  каково ее общественное предназначении?   Учитель излагает три точки зрения по этому вопросу:      

1. Политическая власть — это навязанная обществу самодовлеющая сила, которая с помощью принуждения заставляет большинство граждан из страха подчиняться своим решениям, принося только беды и несчастья.      

2. Политическая власть не навязывается обществу, а, напротив, создается им для урегулирования многообразных социальных интересов и возникающих конфликтов, достижения общественного согласия. Однако это согласие основано на страхе, т. е. носит принудительный, насильственный характер по отношению к членам общества.      

3. Политическая власть — это необходимая обществу организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабильность общества. Она, как и любая власть вообще, предполагает повелевание одних и подчинение других.      

Вместе с тем, средствами властного повелевания может быть не только сила, но и авторитет, право, традиции и др. Поэтому подчинение власти далеко не всегда основано на страхе. Оно может быть основано на внутреннем согласии с ней, личной заинтересованности гражданина в реализации политических целей.      

Информация о работе Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»