Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросу формирования понятий на уроках обществознания, в ней решаются следующие задачи:
- анализируется работа с понятиями на уроках обществознания;
- рассматриваются новые подходы к формированию обществоведческих понятий;
- дается пример формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Работа с понятиями на уроках обществознания…………………………..4
2. Методы формирования понятий……………………………………………12
2.1.Ассоциативный метод формирования понятий…………………….12
2.2. Индуктивный метод формирования понятий……………………..14
2.3. Дедуктивный метод формирования понятий……………………….14
2.4. Инвентивный метод формирования понятий………………………15
3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий………….16
4. Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Мое формирование понятий на уроках обществознания.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

Далее последовательно ставятся и  рассматриваются совместно с  учащимися следующие вопросы:  Что общего и в чем различия приведенных точек зрения? Какая из них в наибольшей степени отражает сущность политической власти? Привлекаются знания о происхождении государства, права, политики; идеи выдающихся мыслителей прошлого, а также истории и современности.       

Учитель предлагает учащимся вспомнить  содержание понятия «субъекты и объекты политики», изучавшегося в теме «Политическая деятельность», а затем предлагает с опорой на эту характеристику подумать, чем вызвана необходимость политической власти в современных условиях. При рассмотрении вопроса привлекаются знания учащихся о социальной стратификации современного общества. Цель — добиться активного осмысления социальной природы политической власти и ее сущности как способности (возможности) субъектов (индивидов, социальных групп и организаций, политических элит, лидеров) с помощью определенных средств оказывать воздействие на общество через принятие и реализацию социально значимых решений.       

Старшеклассники осознают, что наличие  политической власти в современном  обществе обусловлено его социально-экономической  и культурной стратификацией, многообразием  и противоречивостью интересов  социальных групп, необходимостью регулирования отношений между ними с помощью права, авторитета, традиций, убеждения, силы и т. п.      

Далее учащимся предлагается, опираясь на понятие «система», определить круг вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению на уроке.      

Структурные элементы политической системы  во многом знакомы школьникам из предыдущих разделов курса, поэтому можно ограничиться лишь перечислением их и краткой  характеристикой, сосредоточив внимание на понятии «функции политической системы».       

Это понятие является одним из наиболее важных, ключевых на данном уроке, ибо в нем раскрывается содержание жизнедеятельности и сущность политической системы, ее связь с окружающей средой. Школьникам можно предложить в процессе изложения материала учителем письменно зафиксировать положения, раскрывающие роль политической системы в жизни человека и общества.

 Функции  политической системы целесообразно  рассматривать через роли осуществляющих  их политических организаций  и других общественно-политических  сил, а также иллюстрировать  конкретными примерами из политической  жизни демократических стран.  В классе с менее подготовленным составом учащихся учитель может ограничиться перечнем функций, наиболее приближенным к тексту учебного пособия («Политика и управление») и раскрывающим влияние политической системы на другие сферы общественной жизни, природную и международную среду. К ним относятся: определение целей, задач, программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью общих целей и ценностей; распределение дефицитных ценностей и благ.      

В подготовленном классе перечень функций желательно расширить, с тем чтобы показать не только влияние политической системы на окружающую среду, но и обратное воздействие окружающей среды на политическую систему. В этом случае изложение материала желательно сопровождать построением наглядной схемы «Функционирование политической системы».       

Необходимо напомнить школьникам, что политическая система тесно связана с окружающей средой: природной, международной и внутренней — неполитическими сферами общественной жизни, т. е. гражданским обществом (предполагается, что его сущность изучалась в 9 классе).      

А также подчеркнуть, что от окружающей среды, прежде всего гражданского общества, где действуют свободные ассоциации (профессиональные, торговые, производственные и пр.), выражающие разнообразные социально-групповые интересы и потребности граждан, политическая система получает сведения об их требованиях (например, требование индексировать заработную плату), а также информацию о поддержке политической власти.

      

Схема1 Функционирование политической системы.

Затем рассматриваются «входные»  функции политической системы: выявление  и анализ разнообразных социальных интересов; выражение властно значимых интересов социальных групп и  слоев общества (в политических платформах, программах, политических заявлениях и пр.); политическая социализация и привлечение граждан к политике; согласование политических интересов и требований.       

Выясняется роль политических партий, других политических сил (например, лоббистских  групп) и неполитических сил (например, профсоюзных организаций) в реализации этих функций.      

Аналогично, с опорой на понятия  «государственное управление», «законодательная власть», «исполнительная власть», «судебная власть» и факты  современности, раскрывается следующая  группа функций: выбор общих целей  и придание политическому курсу  характера норм-целей, установление других правил; применение правил; контроль за исполнением правил. Выясняется роль государства в осуществлении этих функций.       

Эта группа функций связана с  разработкой и реализацией внутренней и внешней политики и находит  практическое воплощение в политических решениях и действиях.      

Поскольку политическая система осуществляет контроль за реализацией политического курса, наблюдается связь между его теоретической разработкой и практическим воплощением.       

Политические решения и действия так или иначе оказывают влияние на окружающую среду. В случае их соответствия ожиданиям и требованиям многочисленных социальных групп и слоев населения можно говорить о поддержке системы, консолидации и объединении членов общества. В противном случае политические решения могут иметь негативные последствия, порождать новые, далеко идущие требования, вызывать реакцию протеста (пикетирование, манифестации, кампании гражданского неповиновения и пр.), информация о которых поступает на «вход» в политическую систему).       

Политическая система, стремясь избежать дестабилизации общества, вынуждена  дополнительно согласовывать разные социальные интересы, раскрывать сущность консенсуса.      

Учащиеся подводятся к пониманию  того, что общее согласие, достигаемое  путем компромиссов, является не соглашательством и беспринципностью, а выражением гуманизма и достоинства.      

В процессе работы важно также выяснить, при каких социально-политических условиях личность приобретает возможность оказывать действенное влияние на политическую власть, а при каких будет слепо подчиняться властвующим группировкам.      

Эти знания позволят учащимся осмыслить  признаки демократического, авторитарного  и тоталитарного политических режимов  и соответствующих им типов политических систем.      

В заключение обсуждаются записи учащихся, раскрывающие роль политической системы в жизни человека и общества. Школьники подводятся к пониманию сущности политической системы как механизма формирования и реализации политической власти, призванного обеспечить интеграцию различных слоев населения, стабильность, целостность и развитие общества.      

В качестве домашней работы, помимо соответствующего параграфа учебника, учитель предлагает выполнить опережающее задание к уроку «Правовое государство».3       

Создание теории правового государства  ученые связывают в первую очередь  с именем немецкого философа ХVIII в. И. Канта, которому принадлежат следующие суждения:      

— целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться;      

— каждое лицо, независимо от его социального статуса, обладает совокупностью прирожденных (естественных) прав, вечных и неизменяемых; независимостью чужой воли, свободой самоопределения, настолько широкой, насколько она совмещается со свободой других;      

— между государством и гражданином заключается своего рода договор, согласно которому все вместе и каждый в отдельности делегируют свою внешнюю свободу, так как это неизбежно для всякого сообщества;      

— способом достижения правомерного государства является разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (правительство), судебную (суд присяжных). Каждая из них имеет право на автономию, не выходя за пределы отведенной ей компетенции.       

Опираясь на ранее изученный  материал, определите, какие идеи и  практические образцы питали эту  теорию. Какую проблему общественной жизни пытались разрешить Кант и  его предшественники?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Любая  наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается  по понятийному принципу. В основе этой структуры лежат понятия  и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные  понятия.

Рассмотренные алгоритмы работы с понятием помогут поддержать интерес к предмету, разнообразить урок, научить учеников грамотно строить ответ, критически мыслить и вырабатывать свои собственные позиции.

Систематическая отработка  и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного  мышления школьников дает возможность  развивать у них способность  к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Именно такое мышление лежит в  основе ряда частных интеллектуальных навыков, необходимых при обучении в старших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс.—М.. 2003.
  2. Волкова Т.И. Методика работы с историческими и обществоведческими понятиями.
  3. Долинина И.Г. Работа с понятиями на уроках обществознания.// Обществознание в школе.—1999.—№2.
  4. Куприянова Е.В. Изучение старшеклассниками основ философии. // Преподавание истории и обществознания в школе_ 2001.—№2.
  5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» под редакцией Л. Н. Боголюбова в 2 частях часть 2 11 класс.- М.:Просвещение, 2005.
  6. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.
  7. Интернет ресурс www.schoolexpert.ru.
  8. Интернет ресурс http://www.rusedu.ru

 

 

 

 

 

 

1 http://www.rusedu.ru/

2 Волкова Т.И. Методика работы с историческими и обществоведческими понятиями      - с35.

3 Методические рекомендации по курсу «человек и общество» под редакцией Л. Н. Боголюбова в 2 частях ч. 2 11 класс. Просвещение:М. – 102с.

 


Информация о работе Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»