Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.

Содержание

Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

социальн педа.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Самарский  государственный университет»

Факультет социальной педагогики

Специальность «Социальная педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Социальная педагогика»

на тему: «Формы и методы социально-педагогического  просвещения родителей» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 3 курса заочной формы обучения группы № 1 Попова И.А. 

                Проверил: доцент, к.п.н., Новожилова Т.Н. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

САМАРА 2011

 

     Содержание

Введение 3

1.  Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5

1.1. Основные функции семьи 5

1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8

2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12

2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12

2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18

3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20

Заключение 25

Список использованной литературы 27 

 

     Введение

     В настоящее время, не простые социально-экономические условия снизили основные функции семьи. Следствием этого cтало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.

     Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.

     В данной курсовой работе рассматриваются основные формы и методы социально-педагогического просвещения родителей.

     Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в сложившихся социально-экономических условиях развития общества одной из главных задач в вопросах воспитания подрастающего поколения и сохранения воспитательной функции семьи является поддержание и просвещение родителей.

     Изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования, ориентируют учебные заведения на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности и раскрытие творческого потенциала учащихся. Однако полноценное развитие и самореализация подрастающего поколения возможны при условии совместного взаимодействия всех социальных институтов - семьи, учреждений образования, общества.

     Самой заинтересованной стороной выступают  родители, от которых зависит создание доверительных отношений с детьми. Важнейшей проблемой теории и  методики воспитательной работы является просвещение родителей, в том  числе и в вопросах формирования доверительных отношений в семье. В семейном воспитании доверительные  отношения между родителями и детьми являются важным элементом культуры семейных взаимоотношений.

     Объектом  данной курсовой работы является социально-педагогическое просвещение родителей.

     Предметом курсовой работы выступают формы  и методы социально-педагогического  просвещения родителей.

     Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов  работы с родителями, необходимых  для повышения активности родителей  как участников воспитательного  процесса.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     - рассмотреть теоретические основы  социально-педагогического просвещения  родителей;

     - рассмотреть функции семьи, дать  определение семьи;

     - провести анализ возможных форм  и методов социально-педагогического  просвещения родителей;

     - рассмотреть технологии и методики  социально-педагогического просвещения;

     - дать основные выводы.

 

     1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей

1.1. Основные функции  семьи

     Роль  семьи в обществе несравнима по своей  силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

     Именно  в семье закладываются основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [1, с. 57].

     Статистика  свидетельствует, что переход к  рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии  семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи  отмечают рост числа асоциальных  семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

     Во  все века семья испытывала потребность  получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения  к поколению естественно и  буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между  поколениями нарушены, передача необходимых  знаний о формировании семьи и  воспитании детей становится одной  из важных забот общества.

     Чем глубже разрыв между поколениями, тем  более ощутима потребность родителей  в получении квалифицированной  помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее  становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

     Современная ситуация, в которой оказалось  наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники  — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность [2, с. 42].

     Существует  несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке  и (или) кровном родстве малая  социальная группа, члены которой  объединены совместным проживанием  и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными  обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

     Социально-экономические  изменения, происходящие в нашем  обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.[3, с. 29]

     Функция первичной социализации. Она обусловлена  тем, что семья является первой и  главной социальной группой, которая  активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются  естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти  связи очень важны, ибо они  определяют особенности развития психики  и первичную социализацию детей  на самом раннем этапе их развития.

     Являясь одним из важных факторов социального  воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в  целом на физическое, психическое  и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном  введении ребенка в общество, чтобы  его развитие шло сообразно природе  ребенка и культуре страны, где  он появился на свет.

     Обучение  ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и  растет, ее нравственным нормам, традициям  народа — прямая функция родителей.

     Воспитательная  функция. Важную роль в процессе первичной  социализации играет воспитание ребенка  в семье, поэтому мы эту функцию  выделим отдельно. Родители были и  остаются первыми воспитателями  ребенка.

     Воспитание  ребенка в семье — сложный  социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы  и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного  воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения  родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и  мать проявляют заботу, внимание, ласку  к своему ребенку, защищают от жизненных  невзгод и трудностей.

     Требования  родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью  убеждения, определенного образа жизни  и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее  средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных  знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных  проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его  собственного поведения.

     Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения  ребенка к окружающему миру, людям.

     Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл  ее заключается в том, что семья  должна быть той нишей, где человек  мог бы чувствовать себя абсолютно  защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

     Таким образом, существование человека в  настоящее время организовано в  форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим  или меньшим успехом реализована  вне семьи, но совокупность их может  выполняться только в семье.

1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений

Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей