Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть функции семьи, дать определение семьи;
- провести анализ возможных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей;
- рассмотреть технологии и методики социально-педагогического просвещения;
- дать основные выводы.

Содержание

Введение 3
1. Актуальность и теоретические основы социально-педагогического просвещения родителей 5
1.1. Основные функции семьи 5
1.2. Социально-педагогическое просвещение родителей как условие формирования доверительных отношений 8
2. Организация социально-педагогического просвещения родителей 12
2.1. Формы социально-педагогической работы с родителями 12
2.2. Методы социально-педагогического просвещения родителей 18
3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

социальн педа.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

     1. Подготовку:

     а) прием заявок на участие в аукционе (с ответами). Заявки могут быть коллективные и индивидуальные, их принимает аукционное товарищество (3-4 организатора);

     б) оформление кабинета (молоток, кафедра);

     в) призы с ценами в жетонах.

     2. Проведение аукциона: ведущий сообщает  о заявке, выслушивает ответы, спрашивает  «кто больше?», закрывает обсуждение: «Продано», когда ответили все  желающие, победители получают жетоны.

     3. Подведение итогов: те, кто получил  жетоны, выбирают призы. Призы  присуждаются также наиболее  активным участникам.

     Формой  просветительства родителей является анализ воспитательных ситуаций на собраниях. Воспитательная ситуация - это специально заданное педагогом состояние воспитательного  процесса в среде (группе) воспитанников; это совокупность внешних и внутренних условий, обстоятельств, взаимоотношений, которые сложились в данный момент между субъектами воспитательного  процесса, которые направлены воспитателем на позитивные изменения в системе межличностных отношений и в личности каждого из воспитанников. Воспитательные ситуации могут быть специально созданными и непредвиденными.

     Интеллектуальные  семейные вечера - сложная форма, которая соединяет в себе несколько форм с целью организации содержательного досуга, просветительства, профилактики негативных явлений, коррекции семейных отношений. С.В. Толстоухова разработала следующие темы вечеров.

     1. «Круглый стол». Тема избирается  и сообщается предварительно. В начале проводится беседа между 3-4 участниками, которые ставят проблему, обосновывают ее актуальность, анализируют между собой. Присутствующие задают вопросы, слушают. Ставится ключевой вопрос для спора.

     2. «Докладчик-оппонент». Присутствующие  разделяются по желанию или  с помощью игрового момента  (составить разрезанные рисунки  на 3-х столах, элементы рисунков  выдаются ведущим в начале  вечера) на 3 команды: докладчики, оппоненты,  жюри. При этом члены семьи  могут быть даже в разных  командах. Социальный педагог сообщает  правила и тему игры. Правила  игры: на протяжении 15 минут группы  обсуждают вопросы, которых ставится  три (по количеству ролей в  игре, каждая команда следующего  раунда меняет роль), потом строят  логику доклада по поставленным  вопросам, избирают спикеров.

     3. «Утопические игры». Строится  на выдвигании нереальных в  это время и в данном виде  идей. Из предложенных идей выбираются  рациональные с учетом их перспективности.  Для выработки идей складываются  группы из 4-5 лиц, которые на  протяжении 20 минут готовят, а  затем предлагают жюри свои  прогнозы желаемого и нежелательного  будущего, возможные варианты действия  в этих условиях.

     4. «Дебаты». Предлагается тема. Участники  разделяются на две группы: тех,  кто отстаивает утверждение, и  тех, кто его отрицает. Судья  на основе предварительно определенных критериев определяет, можно ли эту идею претворять в жизнь, при каких условиях.

     5. «Круг». 5-6 участников садятся вокруг  стола для обсуждения проблемы. Обязательное условие: каждый  последовательно выступает по  кругу несколько раз. Развивается  умение слушать коллегу, выражаться  кратко, конкретно, не повторяя  уже сказанного, приходить к согласию.

     6. «Техника сотрудничества». Характеризуется  сменой групповой и индивидуальной  работы. После относительно короткого  (10-15 минут) группового мозгового  штурма участники расходятся, чтобы  индивидуально подумать над проблемой  еще некоторое время (5-10 минут), записать дополнительные идеи, модифицировать  или расширить имеющиеся предложения.

     7. «Продуктивная игра».

     I этап. «Постановка проблемы». Цель - методом мозгового штурма определить (перечислить) проблемы в пределах  предложенной темы. Эксперты анализируют  выдвинутые проблемы и отбирают  наиболее значимые для последующего  решения.

     II этап. «Выработка идей». Цель - найти  решение проблемы на уровне  идеи, без детальной конкретизации.  Эксперты анализируют идеи, отбирают  наиболее продуктивные для последующей  работы.

     III этап. «Моделирование». Цель - конкретизировать  идеи на уровне детальной разработки.

     IV этап. «Защита моделей». Проходит  как открытое заседание ученого  совета, в ходе которого представители  защищают выработанные модели. Ученый  совет избирается из состава  участников игры, определяет процедуру  защиты, заслушивает доклады, рекомендует  избранные модели для воплощения.

     Проблемы  для решения: «Идеальная семья», «Искоренение насилия в семье», «Предупреждение  негативных привычек у членов семьи», «Борьба семьи с алкоголизмом, наркоманией, курением», «Нормализация  ребенка в семье», «Моральное воспитание в семье» (экономическое, трудовое, эстетическое…).

     8. Мозговая атака - метод, в основе  которого лежит генерирование  новых идей. Осуществляется в  соответствии с особенностями  мышления людей: те, кто способен  к фантазии, становятся генераторами  новых идей, те, кто является реалистами, - критиками. Решение проблемы  осуществляется по этапам:

     1. Мотивация к коллективному решению  проблемы.

     2. Постановка проблемы, сущность, причины возникновения, пути решения, которые уже применялись, эффективность этих мер, традиционные пути, которые вообще существуют, и возможности их применения, последствия для будущего, ключевой вопрос: Как предотвратить…? Как устранить…? Как улучшить…?

     3. Генерация идей группой генераторов.

     4. Анализ и критика идей. Поиск  и запись негативного в идеях.

     5. Выбор лучшего варианта решения  проблемы.

     Завершаются интеллектуальные семейные вечера подведением  итогов

     и анализом проведенных мероприятий [6. c. 132].

     Таким образом, формы социально-педагогической работы с родителями - это варианты организации взаимодействия социального  педагога со взрослыми, направленные на создание условий для активизации познавательной деятельности родителей, решение необходимых задач, предоставление помощи и поддержки.

2.2. Методы социально-педагогического  просвещения родителей

     Для того чтобы работа с родителями была наиболее эффективной социальный педагог  должен использовать также различные  методы работы, наиболее распространенными  среди которых являются:

     Педагогический  лекторий. Предусматривает предоставление родителям систематизированных знаний по теории воспитания, привлечение их внимания к актуальным проблемам воспитания с помощью лекций, бесед.

     Университет педагогических знаний. Предусматривает серьезную подготовку по теории воспитания. Занятия проходят в форме лекций и семинаров. Родители участвуют в обсуждении проблем.

     Посещение родителей дома. Это способствует налаживанию контактов с семьей, выяснению ее общей и педагогической культуры, условий жизни ученика, консультированию относительно единых требований к ребенку, обсуждению отклонений в его поведении, принятию необходимых мер по их предотвращению и т.д. Посещать родителей учеников можно имея приглашение от них или договорившись заранее. Неожиданный приход социального педагога вызывает неловкость, смущение родителей. Во время встречи педагог должен подчеркнуть позитивное в ребенке, тактично обратить внимание на недостатки, вместе поразмышлять над тем, как устранить их. Очень важно создать атмосферу доверия и доброжелательности.

     Консультации. Предусматривают предоставление конкретных рекомендаций, советов по актуальным для родителей вопросам.

     Тематические  вечера вопросов и  ответов. Способствуют глубокому познанию методики семейного воспитания. На них приглашают работников правоохранительных органов, врачей, психологов, социальных работников, специалистов, которые занимаются проблемами воспитания.

     Ознакомление  родителей с психолого-педагогической литературой. Предусматривает отбор и предоставление рекомендаций по психолого-педагогической, научно-популярной литературы для родителей в соответствии с проблемами, которые есть у учащихся определенного класса или отдельного ребенка [7, c. 225].

     Таким образом, методы социально-педагогической работы с родителями - это совокупность приемов и способов, используемых для стимулирования и развития возможностей родителей, развития их педагогических знаний и привлечения их к воспитательной работе.

     3. Технологии и методики социально-педагогической работы с родителями

     По  определению Холостовой технология социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия [5, c. 197].

     К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный  подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших  проблем и трудностей.

     Не  менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические  стандарты работы с конкретными  группами - инвалидами, пенсионерами, одинокими  и больными людьми, безработными, беженцами  и другими категориями, включающими  необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они  позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и  помочь в решении возникших у  него проблем [4, c. 153].

     Родители  из разных типов семей, которые имеют  проблемы во взаимоотношениях, воспитании детей, организации своей жизнедеятельности, нуждаются в социальной помощи и  поддержки. Они требуют адекватной социально-психологической помощи социального педагога в поддержке  и преодолении конфликтных ситуаций. Задача состоит в том, чтобы защитить детей, которые испытывают разного  рода насилия, от неблагоприятного воздействия  среды, а также помочь родителям  в развязывании сложных вопросов в семейном воспитании, наладить взаимоотношения  этих родителей со школой. То есть помочь родителям и детям адаптироваться в окружающей среде, наладить систему  взаимоотношений с государственными органами и общественными организациями, бесконфликтно решать проблемы.

     Работа  с родителями из неполных семей предполагает оказание помощи в воспитании ребенка, предотвращение негативного влияния, которое может оказывать неполная семья на формирование личности ребенка. Особенно важно решать такие вопросы, как: нормализация взаимоотношений  ребенка с обоими родителями, установление нормального микроклимата в той  семье, в которой остался ребенок; ответственность родителей за воспитание; личная жизнь матери и ребенка; решение  юридических проблем. Когда возбуждается дело о разводе и развивается  конфликт по поводу того, с кем остается ребенок, то здесь важно присутствие  социального педагога или социального  работника. Его помощь необходима для  того, чтобы объективно выбрать для  ребенка вариант, где он будет  иметь лучшие условия для воспитания. Кроме того, он поможет в регулировании  взаимоотношений ребенка с тем  из родителей, кто оставил семью, а также с другими родственниками. При этом следует учитывать, что  родители-одиночки находятся в состоянии  хронических стрессов. Такой хронический  стресс может приводить к кризисным  состояниям. Помощь социального работника  заключается в проведении специальной  коррекционной работы, которая может  помочь родителям поддерживать высокую  самооценку и преодолевать трудности.

Информация о работе Формы и методы социально-педагогического просвещения родителей