Формы методической работы с педагогическим коллективом в дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 23:52, доклад

Описание работы

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. В современных условиях в каждом детском саду должен работать научно-методический центр, целью которого является повышение идейно-политического, научно-теоретического уровня и методической квалификации воспитателей. Старший воспитатель как организатор и консультант этого центра знакомит работников дошкольных учреждений с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, с новинками методики дошкольного воспитания, оказывает им помощь в самообразовании.
К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, консультации и др.

Работа содержит 1 файл

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Методическая  работа в дошкольном учреждении —  комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. В современных условиях в каждом детском саду должен работать научно-методический центр, целью которого является повышение идейно-политического, научно-теоретического уровня и методической квалификации воспитателей. Старший воспитатель как организатор и консультант этого центра знакомит работников дошкольных учреждений с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, с новинками методики дошкольного воспитания, оказывает им помощь в самообразовании.

К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, консультации и др.

Педагогический  совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения:

1. Вопросы, связанные  с анализом и совершенствованием  состояния воспитательно-образовательной работы в детском саду:

обсуждение проблем, касающихся идейно-политического и  духовного роста педагогических кадров, общепедагогической культуры и педагогического мастерства, а также актуальных психолого-педагогических проблем, помогающих преодолеть недостатки и затруднения в работе воспитателей, найти пути для их решения;

рассмотрение  отчетов воспитателей, музыкального руководителя, председателя родительского комитета о своей работе;

внедрение в  практику работы дошкольного учреждения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

2. Организационно-педагогические  мероприятия:

обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада;

работа с родителями, общественными организациями, периодическая отчетность о выполнении порученных педсоветом заданий, оказание педагогической помощи в воспитании детей, организация и определение содержания работы родительского комитета;

рассмотрение   итогов   аттестации   и   отчетов   воспитателей   о  выполнении рекомендаций, утверждение аттестационных характеристик,   ходатайств   перед  органами   народного   образования  о поощрении воспитателей по результатам их педагогической деятельности, представлении их на присвоение званий, наград.

Председателем педагогического совета является заведующий дошкольным учреждением. В работе педагогического совета могут принять участие ответственные работники органов народного образования.

В состав педагогического  совета входят: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, врач, обслуживающий дошкольное учреждение, старшая медицинская сестра, секретарь партийной организации, председатель профсоюзного комитета, председатель родительского комитета. На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учителя школ, родители воспитанников дошкольного учреждения.

Педагогический  совет работает по плану, который  включен в годовой план работы дошкольного учреждения и утвержден  педагогическим советом.

Успех работы педагогического  совета зависит во многом от того, насколько грамотно и серьезно готовился вопрос, вынесенный на обсуждение педагогического коллектива

Формы подготовки педсовета могут быть самые разнообразные. Например, одному из воспитателей поручается рассказать о своем опыте работы, скажем, по воспитанию культуры поведения, другому — подготовить сообщение о последних достижениях психолого-педагогической науки по этому вопросу, третьему предлагается побывать в группе воспитателя, обменивающегося опытом. Старший воспитатель готовит перечень вопросов, помогающих раскрыть глубину, существо данной темы (эти вопросы должны быть известны всем воспитателям задолго до педагогического совета), наиболее трудные вопросы теории, методики поручает воспитателям-новаторам или берет подготовку их на себя. Необходимо практиковать приглашение выступить с докладом преподавателей кафедры дошкольной педагогики педагогического института, научных работников НИИ педагогики, методистов и инспекторов.

В докладе обязательны: глубокое содержание, четкое, логичное изложение, теоретическое обоснование вопроса, творческое преломление идей, убедительная аргументация. Время, отведенное на доклад, не должно превышать 20—30 минут. В противном случае не останется времени на обсуждение вопроса и принятие решений.

Заседания педагогического  совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению идейно-политического и профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе.

В течение учебного года практически каждый воспитатель имеет возможность выступить в роли докладчика и содокладчика. Кроме этого, воспитатели всегда должны принимать активное участие в обсуждении вопросов, вынесенных на педагогический совет.

Целесообразно на заседаниях педагогического совета периодически заслушивать отчеты воспитателей о работе по выполнению требований «Программы воспитания и обучения в детском саду». Давая анализ своей деятельности, воспитатели отмечают не только достижения, но и промахи, иллюстрируют свое сообщение примерами удачно найденных методов и приемов, которые помогли им достигнуть намеченной цели, дают характеристику детям, показывают эффективные пути педагогического влияния на них. В обсуждении работы товарищей принимают участие все присутствующие воспитатели. В заключение обстоятельный и глубокий анализ работы дает заведующий детским садом или старший воспитатель.

Подобные отчеты воспитателей способствуют повышению  их ответственности за качество воспитательно-образовательной  работы в группах. А когда отчитывается воспитатель — мастер своего дела, то это приносит большую пользу всем педагогам, принимающим участие в данном совещании.

Известно, что  в коллективе детского сада имеются  работники разного уровня подготовки, опыта. У каждого из них различные возможности и способности, различный уровень знаний и понимания стоящих перед ним задач. Поэтому при подготовке очередного педсовета старший воспитатель оказывает большую помощь тем, кто в ней нуждается. Бывает, что воспитатель, прекрасный мастер своего дела, затрудняется выступить с обобщением опыта. Такому педагогу необходимо помочь составить план своего сообщения, на основании которого он делает наброски для доклада, помочь ему отобрать интересные примеры, сделать необходимые выводы, выделить вопросы, требующие дальнейшего изучения и решения. Более опытным воспитателям даются только отдельные советы и рекомендации. Обязательным должно быть правило — выступление с информацией о наиболее актуальных научно-теоретических проблемах воспитания и обучения дошкольников и методических находках передовой практики воспитателей, вернувшихся с курсов повышения квалификации или обучающихся в педагогических учебных заведениях.

Большой интерес  у всех вызывают педагогические советы, на которых анализируется состояние учебно-воспитательной работы в одной или нескольких возрастных группах и дается оценка уровня знаний детей, их умений и навыков в соответствии с требованиями программы. Например, оценка уровня развития активности и самостоятельности мышления детей на занятиях и в повседневной жизни или оценка состояния сюжетно-ролевых игр детей и методов руководства ими со стороны воспитателя. Обсуждая подобные вопросы, старший воспитатель обращает внимание педагогов на наиболее ценные приемы активизации самостоятельного мышления ребенка, на приемы руководства играми детей, на имеющиеся недостатки и пути их устранения. В результате активного обсуждения коллектив вырабатывает конкретную программу действий по устранению недостатков и рекомендации к совершенствованию методики развития познавательной деятельности детей, воспитания у них самостоятельности и гибкости мышления, рекомендует наиболее эффективные приемы руководства играми дошкольников.

На педагогических советах обсуждаются результаты взаимопосещений групп воспитателями, в процессе которых педагоги учатся правильно воспринимать деловую критику своих недостатков, неудач и промахов в работе.

За две-три  недели до предстоящего совета вывешивается объявление, в котором указана  дата, повестка дня, фамилии докладчиков и содокладчиков, список литературы, а иногда и вопросы к обсуждаемой теме.

Распределение тем докладов, содокладов, сообщений, отчетов воспитателей на педагогических советах проводится и планируется до начала учебного года с тем, чтобы воспитатели смогли заранее подобрать и изучить необходимую литературу, преломить полученные знания в своем личном опыте, все продумать, написать текст.

Продуктивность  работы   педагогического   совета   во   многом зависит от умения руководителей вести совещание. Краткое вступительное слово заведующего детским садом или старшего воспитателя направляет внимание коллектива на важность, актуальность обсуждаемой проблемы. Во время совещания необходимо направлять высказывания воспитателей, чтобы глубже понять сущность, вскрыть причины явления.

Подводя итоги, необходимо кратко остановиться на самых  важных положениях обсуждаемого вопроса, оценить дельные предложения  докладчиков и выступающих.

Заседания педагогического  совета созываются один раз в два  месяца, в случае необходимости могут быть созваны внеочередные заседания. На обсуждение выносятся не более 2—3 вопросов, педагогический совет проводится в нерабочее время.

Проект решения  педагогического совета готовится  докладчиком (заведующим детским садом или старшим воспитателем) заранее.

Участники педагогического  совета вносят свои дополнения, уточнения, изменения. Решения педагогического  совета должны содержать конкретные сроки и дела, выполнение которых  можно проверить. Назначаются ответственные  за исполнение. Решение педагогического совета обязательно для всех членов коллектива. Протокол педсовета подписывается председателем и секретарем совета и хранится в делах детского сада. Каждый педсовет должен содержать вопрос проверки исполнения решений предыдущего совета, поскольку именно контроль за выполнением принятых решений является завершающим этапом любой формы обсуждения вопросов. Самые хорошие решения, не проведенные в жизнь, подрывают авторитет коллективной работы, плодят безответственность, формализм.

Педагогический совет принимает решения по каждому из обсуждаемых вопросов большинством голосов при наличии на заседании совета не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета — заведующего дошкольным учреждением.

Решения должны носить конкретный характер с указанием  сроков проведения мероприятий и  ответственных за их выполнение.

Информацию об исполнении решений педагогических советов обычно делает заведующий дошкольным учреждением или старший воспитатель. Необходимо поручать это и воспитателям. В первую очередь это должны быть ответственные и добросовестные работники. Со временем через эту школу проверки исполнения принятых на педсовете решений проходит каждый воспитатель.

Члены педагогического  совета имеют право вносить на рассмотрение совета вопросы, связанные с улучшением работы дошкольного учреждения. Каждый член педагогического совета обязан посещать все его заседания, активно участвовать в подготовке и работе совета, своевременно и полностью выполнять принятые решения.

Семинары, семинары-практикумы. Важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессионального мастерства играют теоретические семинары и особенно семинары-практикумы по наиболее актуальным проблемам. В начале учебного года старший воспитатель по согласованию с коллективом воспитателей выбирает тему семинара, разрабатывает конкретный план его работы, который утверждается на педагогическом совете.

Готовить и  проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия. Например, при подготовке семинара-практикума на тему «Применение наглядных пособий и технических средств на занятиях в детском саду» ставится цель — помочь воспитателям приобрести практические навыки использования наглядных пособий и технических средств обучения.

Предварительно  перед занятиями семинара предлагаются специальные задания воспитателям, выполнение которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара, например проанализировать свою работу, работу воспитателя-напарника и выделить в ней наиболее эффективные педагогические приемы. Подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников. Воспитатели учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности.

Большую помощь педагогу в методическом совершенствовании оказывают практические задания, которые воспитатели выполняют непосредственно на занятиях семинара-практикума. При этом предусматривается возможность сопоставления различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Семинары проводятся один раз в 2—3 месяца. Например, на семинаре «Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста» воспитатели делятся опытом организации медико-педагогического контроля за физическим и психическим развитием детей; приобретают навыки планирования работы в группах раннего возраста, организации и методики проведения занятий, формирования культур но-гигиенических привычек у детей; постигают особенности работы с ослабленными, отстающими в развитии детьми. На семинаре-практикуме по теме «Двигательная активность детей в режиме детского сада» воспитатели приобретают практические навыки и умения выполнения основных движений с использованием элементов корригирующей гимнастики; осваивают технику игр с элементами спорта, технику хронометража, планирование двигательной деятельности детей на прогулке. Через эту форму методической работы старший воспитатель практикует опережающую разработку наиболее трудных тем программы.

Информация о работе Формы методической работы с педагогическим коллективом в дошкольных учреждениях