Формы методической работы с педагогическим коллективом в дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 23:52, доклад

Описание работы

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. В современных условиях в каждом детском саду должен работать научно-методический центр, целью которого является повышение идейно-политического, научно-теоретического уровня и методической квалификации воспитателей. Старший воспитатель как организатор и консультант этого центра знакомит работников дошкольных учреждений с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, с новинками методики дошкольного воспитания, оказывает им помощь в самообразовании.
К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, консультации и др.

Работа содержит 1 файл

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

На семинарах-практикумах  передовые воспитатели показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма методической учебы предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей. Старший воспитатель или воспитатель показывает приемы, руководя действиями воспитателей — участников семинара-практикума.

К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагают вопросы, по которым будет идти обсуждение проблемы. Например: как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса у детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания?

Важно, чтобы  решения теоретических семинаров  и семинаров-практикумов оформлялись  в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем старшего воспитателя и заведующего детским садом.

Необходимо дать поручения отдельным педагогам  разработать планы занятий и других видов детской деятельности по сложным разделам программы, а при коллективном обсуждении их на семинаре избрать наиболее удачный вариант.

При организации  работы семинаров недопустимо из года в год изучать проблему по одной и той же тематике. Это  тормозит продвижение вперед и снижает интерес участников к работе семинара. На каждом занятии необходимо связывать содержание изучаемого материала с жизнью, с практикой, не допуская голого теоретизирования. Вместе с тем занятие семинара не должно напоминать педагогический совет, пятиминутку, когда решаются чисто практические вопросы. 

Безусловно, важнейшей  и наиболее эффективной формой методической работы с воспитателями является проведение руководителями детского сада и воспитателями открытых занятий и воспитательных мероприятий. А. С. Макаренко говорил, что, как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом.

Проведение   открытых   учебно-воспитательных   мероприятий, взаимопосещения воспитателей осуществляются с целью раскрытия, обоснования и внедрения в практику работы с детьми конкретных актуальных идей, заложенных в приемах и методах работы лучших воспитателей.

При анализе  занятия старший воспитатель  подчеркивает, что опыт не может  и не должен перениматься механически, он нацеливает на поиск и размышления, творческое применение, а не слепое копирование. Передовой опыт нельзя внедрить насильственно, важно уметь разъяснить идею, пропагандировать ее, увлечь новым. У опытного методиста со временем появляется профессиональное чутье на новые идеи и способность вдохновлять воспитателей на поиск. Важно, чтобы обмен опытом проходил на высоком действенно-практическом уровне. А это значит не только глубокое и разностороннее изучение проблемы, внедрение ее передовых идей в практику, но и формирование новых знаний, методов и приемов, воспитания и обучения.

Методика педагогического  анализа сложна, но старший воспитатель обязан владеть ею в совершенстве и обучить этому каждого воспитателя.

Практика показывает, что, когда открытые мероприятия  и взаимопосещения являются составной  частью комплекса проводимой в детском саду методической работы, тогда растет педагогическое мастерство всех воспитателей, создается обстановка творческого подъема, поиска, происходит систематический обмен опытом. Отбор и проверка методических находок и удач — одно из самых важных дел в повседневной работе педагогического коллектива. В. А. Сухомлинский советовал завести в школе книгу педагогических находок, маленьких открытий. Это применимо и к детскому саду.

Творческие  группы. В современных условиях нужны новые подходы к проведению методической работы. Прежде всего следует создать все условия для роста активности и инициативы воспитателей, пробуждать и поощрять их творческий поиск. Во многих детских садах есть свои новаторы, организуются творческие группы по различным проблемам или лаборатории творческого поиска. Их появление вызвано желанием противостоять распространившейся привычке работать по готовым конспектам занятий, публикуемым в методических пособиях и специальных журналах. Многие воспитатели разучились самостоятельно думать, творчески готовиться к проведению занятий, перестали изучать и учитывать особенности развития детей.

Творческая группа — это проявление нового подхода  к осуществлению методической работы с включением элементов исследования. Старший воспитатель старается использовать для общего дела достижения, находки воспитателей-мастеров, ценные крупицы их опыта.

Логическим завершением  и результатом работы творческой группы являются творческие отчеты лучших воспитателей, которые делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике работы дошкольных учреждений. Например, один из опытнейших педагогов в своем отчете поднимает острую проблему наметившейся дисгармонии в соотношении видов деятельности в детском саду. Десятилетиями складывалось неправильное соотношение между обучением и воспитанием. Обучение из средства воспитания превратилось в самоцель. Постепенно из жизни детского сада исчезает игра, особенно сюжетно-ролевая, хотя она должна быть ведущим видом деятельности дошкольника. Занятия отодвинули на задний план игру, трудовую деятельность. Это обедняет жизнь детей, делает ее однообразной и скучной, однобоко развивает личность ребенка, ведет к серьезным изъянам в нравственно-трудовом и эстетическом отношении.

Интересные суждения  высказывают  воспитатели  по  многим вопросам, например таким, как:

обеспечение успешной  адаптации детей  раннего  возраста  к новым условиям жизни и воспитания в детском саду;

социальная  и  специальная  подготовка  детей  к обучению  в школе;

критерии оценки нравственной воспитанности дошкольников. И др.

Чем лучше воспитатель  подготовлен теоретически, знаком с  исследованиями в этой области, тем  глубже он анализирует свою работу, тем объективнее будет его  информация, достаточная для того, чтобы сделать обоснованные выводы и рекомендации. В помощь воспитателю, чей опыт предполагается распространить, составляется памятка, ориентирующая педагога на анализ своей системы работы с точки зрения достижений педагогической науки; рекомендуется перечень основной литературы, необходимой для обязательного изучения. Практика убеждает нас в том, что анализ собственной деятельности способствует шлифовке педагогического мастерства. Особое внимание при этом обращается на умение воспитателя отобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения и воспитания детей с учетом их психофизиологических особенностей, на степень самостоятельности детей, характер помощи, оказываемой педагогом отдельным детям.

Когда вопрос подготовлен, воспитатель, старший воспитатель  или заведующий детским садом делает устное сообщение о сущности опыта, педагогической ценности применяемых методов и приемов работы; дает разъяснение их преимуществ перед другими методами; вычленяет нерешенные вопросы, трудности, с которыми воспитатель сталкивается в своей работе. Следующим этапом изучения передового педагогического опыта является показ его преимуществ в действии. Затем следует разработка практических рекомендаций, памяток. Внедрение требует не только знания передового опыта, но и умения работать по-новому, а оно не приходит само по себе, необходимо учить воспитателей педагогической технологии. С этой целью в детском саду организуются семинары, семинары-практикумы, выставки, наставничество. Старший воспитатель ориентирует педагогов на творческое использование новаторского опыта и оказывает помощь в его практическом осуществлении.

Консультации.

Распространенной  формой методической работы в детском саду являются консультации. Дать квалифицированную консультацию не просто, так как неизвестно заранее, какой вопрос возникнет у воспитателя. Старший воспитатель, который постоянно следит за новинками педагогической литературы, работает над повышением своего теоретического уровня и профессионального мастерства, всегда должен быть готовым предложить полезный совет. Иногда он рекомендует воспитателю прочитать соответствующую методическую литературу, а затем находит время побеседовать с ним по возникшему вопросу.

Групповые консультации проводятся для педагогов, нуждающихся в них. Тема консультации может быть подсказана вопросами воспитателей или определена старшим воспитателем и заведующим в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе.

В данном случае старший воспитатель тщательно  готовится к консультации: намечает вопросы, продумывает конкретные советы и рекомендации воспитателям, подбирает методическую литературу, составляет свое заключение по обсуждаемому вопросу с использованием убедительных примеров.

В повседневной жизни детского сада нередко возникают  такие вопросы, которые требуют быстрого коллективного решения и которые нельзя откладывать до очередного заседания педагогического совета (нарушение режима, необходимость ознакомить сотрудников с новыми инструктивными материалами и др.). С этой целью проводятся так называемые пятиминутки.

Важное место  в работе дошкольных учреждений занимают медико-педагогические совещания, которые  проводятся для воспитателей, работающих в группах раннего возраста: в группе детей первого года жизни ежемесячно, а в группах второго и третьего годов — один раз в квартал. Если же в группе второго года жизни большинство детей имеют возраст до 1 года 6 месяцев, то желательно подводить итоги воспитательной работы и в этой группе ежемесячно. Проведение медико-педагогических совещаний через такие промежутки времени связано с особенностями планирования работы в преддошкольных группах. В разделе «Вопросы планирования педагогического процесса» мы отмечали, что план воспитательной работы составляется на основании анализа учета работы с детьми. Основное назначение медико-педагогических совещаний и заключается в том, чтобы проанализировать работу с детьми за истекший отрезок времени и наметить новые задачи воспитания.

В медико-педагогическом совещании принимают участие  заведующий дошкольным учреждением, старший воспитатель, врач, медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста.

В начале совещания  заслушивается отчет воспитателя  группы, в котором рассматриваются все аспекты работы с детьми раннего возраста. Медсестра или врач выступает с анализом показателей физического развития и здоровья детей. Старший воспитатель анализирует работу воспитателя по результатам своих наблюдений.

На основании  обсуждения всех сообщений и сопоставления  фактических данных в развитии детей  с показателями, разработанными ЦИУ врачей, делаются выводы и намечаются задачи воспитания детей на следующий период.

Обсуждение частных  вопросов методического характера  выносить на медико-педагогические совещания нецелесообразно, так как эти вопросы являются специальным предметом изучения на педсоветах.

Вопросы воспитания и развития детей раннего возраста целесообразно рассматривать на педсоветах, организованных специально для воспитателей групп раннего возраста. Это связано со спецификой работы с детьми преддошкольного возраста и необходимостью детального изучения частных вопросов методического характера.

В связи с  тем что активное участие в  проведении всех воспитательных мероприятий в группах принимает технический персонал, одним из аспектов работы старшего воспитателя является забота о повышении знаний помощников воспитателя по методике проведения режимных процессов, а также об особенностях их поведения и взаимоотношения с детьми в группах.

Техучеба с  помощниками воспитателя проводится один раз в месяц.

Работа старшего воспитателя в современных условиях должна быть преимущественно аналитической, а не административной. Старший воспитатель должен сам в совершенстве владеть методикой воспитания и обучения детей, делиться новаторским опытом. К сожалению, есть еще методисты, которые, поучая других, за всю свою педагогическую деятельность в качестве руководителя не дали ни одного открытого занятия.

Каждый педагогический коллектив детского сада в своем  развитии достигает определенного уровня методического мастерства. Вот новостройка. Коллектив воспитателей молодой, формирующийся. Вот детский сад, который работает пять лет, а этот — пятнадцать, двадцать лет. Методическая работа с педагогическим коллективом в них будет разной и по форме, и по содержанию. Каждое дошкольное учреждение должно иметь свое, присущее только ему творческое лицо!

Информация о работе Формы методической работы с педагогическим коллективом в дошкольных учреждениях