Формы общения педагога с родителями в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 04:42, реферат

Описание работы

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Работа содержит 1 файл

modeli.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

  Проведение  родительских собраний по старой структуре  не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских Собраниях, конференциях и в других формах работы.

  В настоящее время все чаще дошкольные учреждения стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.

  Структура конференции: 1) слово руководителя ДОУ; 2) выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме; 3) видеофильмы; 4) выступления желающих; 5) выступления детей; 6) подведение итогов.

  Одной из новых форм работы с родителями является создание Попечительского совета. Попечительский совет ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на-общественных началах при ДОУ.

  Попечительский  совет состоит из председателя и  членов Попечительского совета в количестве семи человек.

  Членами Попечительского совета являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения.

    Задачами Попечительского  совета являются содействие:

  1. привлечению внебюджетных средств для обеспечения 
    функционирования и развития ДОУ;
  2. организации и улучшению условий жизнедеятельности 
    детей в дошкольном учреждении;
  3. улучшению условий труда педагогического коллектива;
  4. организации совместной деятельности с родителями.

Таким образом, работа родителей и педагогов  в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения. 

3.1. Структурно-функциональная  модель

взаимодействия  дошкольных образовательных

учреждений  и семьи по вопросам развития ребенка1.

    Что значит взаимодействие педагогов с  родителями? Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос давайте обратимся к словарям русского языка.

    В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано так:

    «Взаимодействие:

    1. Взаимная связь двух явлений.

    2. Взаимная поддержка»2

    Решений данного вопроса может быть очень  много. В •той книге взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями основано на структурно-функциональной модели, практическая разработка которой впервые пыла осуществлена педагогическими коллективами муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее МДОУ) под руководством директора МДОУ Е.А. Евстратовой и заместителя директора МДОУ по учебно-воспитательной работе О. Г. Заводчиковой.

    Данная   глава   разработана   Заводчиковой   О.Г.,   заместителем 
директора   МДОУ   по   учебно-воспитательной   работе   г.   Новоуральска 
Свердловской области.

    Ожегов СИ. Словарь русского языка.- Издательство «Русский язык» 
1981, с. 71.
 

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

    Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

    Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

    Работа  с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

    Первое  направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.

    Второе  направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

    С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т. п.

    Основной  задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).

    Соответственно  с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое1.

      В методическом обеспечении к программе «Из детства - в отрочество» (М.: Просвещение, 2002) подробно описываются эти формы работы. 

    Второй  блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

    Формы и методы работы, которые будут  использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получи-MI1 при анализе ситуации в рамках первого блока.

    К сожалению, результаты большой экспериментальной  работы убедительно показали, что формы и методы сами по себе не являются столь значимыми.

    За  последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Нов большинстве случаев эти формы существуют сами по себе потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

    С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей был введен третий блок — контрольно-оценочный.

    Контрольно-оценочный  блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

    Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

    В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

    Специальное изучение показало, что работа с  моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

    Таким образом, данная модель является для  руководителей дошкольных образовательных учреждений отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом.

    Далее рассмотрим взаимодействие педагогов  с родителями по каждому направлению развития более подробно. 

Литература:

  • О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
  • О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
  • Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002

Информация о работе Формы общения педагога с родителями в ДОУ