Формы работы социального педагога с детьми пережившими стрессовую ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

В ХХ веке «стрес» стал популярным и его назвали, веком стреса. Сегодня мы живём в ХХI веке, но стрес, продолжает преследовать людей во всём мире.
Сегодня все больше детей, с ясельного возраста и до подросткового возраста, испытывают сильнейший стресс. Они ломаются под давлением непосильных нагрузок, и иногда трудно это распознать.
Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.
У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Формы работы социального педагога.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение.

     В ХХ веке «стрес» стал популярным и  его назвали, веком стреса. Сегодня  мы живём в ХХI веке, но стрес, продолжает преследовать людей во всём мире.

     Сегодня все больше детей, с ясельного возраста и до подросткового возраста, испытывают сильнейший стресс. Они ломаются под давлением непосильных нагрузок, и иногда трудно это распознать.

     Стресс  – неотъемлемая часть современной  жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

     У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с  ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

     Цель: выявить детей, переживших стрессовую ситуацию.

     Задачи:

  1. изучить виды стрессовых ситуаций;
  2. выявить детей, переживших стрессовую ситуацию;

     Объект  исследования: стрессовые ситуации.

     Предмет исследования: дети, пережившие стрессовую ситуацию.

     Методы  исследования:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • наблюдение.

     База  исследования: МОУ «Линевская средняя общеобразовательная школа №1» Жирновского района Волгоградской области.

Глава I. Теоретическая часть.

1.1. Понятие и виды стресса.

     Как понятие ", стресс" был открыт в 1936 году лауреатом Нобелевской премии Гансом Селье. Он взял термин «стресс», обозначающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки “Сопротивление материалов”. Селье первый использовал его при работах с лабораторными крысами, он стал делать эксперименты. Потом этот термин стали использовать и для людей.

     При вскрытии крыс он обнаружил патологические нарушения во внутренних органах. Когда  Селье открывал клетки, крысы выбегали из них и долго бегали по всей лаборатории, спасаясь от Селье. Ганс считал, что процесс бегства и поимки крыс – это причина изменений в их органах.

     Фантазия  экспериментатора – человека, который изобрёл стресс, не имела границ. Временами он подводил ток к клеткам, от этого крысы подпрыгивали в воздух, а иногда пеленал их, чтобы они не могли шевелиться, а бывало, заставлял их долго плавать или подвергал их воздействию громких звуков.

     Так, делая огромное количество опытов, Селье сделал вывод: причинами патологических изменений в органах крыс является не внешнее воздействие на них (воздействие током, болевой шок и т.д.), а то, как организм крысы реагировал на эти воздействия.

     Многие  люди испытывали это чувство, однако задумывались ли вы над тем, что же такое стресс?

     Стресс - это неспособность организма адекватно и мгновенно приспособиться к новым условиям, что приводит к плохой работе всего организма человека.

     Стресс – это постоянное напряжение, из-за этого человек всё время готов отреагировать на любую опасность, агрессию и всё то, что пришло со стороны.

     Есть  несколько видов стресса, которые плохо действуют на нервную систему.

  1. Психологический или эмоциональный стресс.

     Такие стрессы обычно появляются в ситуациях, связанных с переживанием любых эмоций. Например: болезнь близкого человека, развод, рождение ребенка и многое другое. Ситуация, которая вроде внешне ничем не угрожает человеку, но она может вызвать эмоции - причина стресса.

  1. Физиологический стресс.

     Физиологический стресс может возникнуть из – за влияния на человека внешних факторов: холод, жара, и другое.

  1. Кратковременный стресс.

     Кратковременный стресс - естественный стресс, при этом организм реагирует самым обычным образом, так, как реагировал человек в древности, который встретился с тигром. Действие такого стресса кратковременное.

  1. Хронический стресс.

     Хронические стрессы –  самые опасные. Причины стресса могут быть разные. Например, человек - участник автомобильной катастрофы, у него был шок, он получил травмы, даже вылечился, но душевная травма могла остаться – и перед глазами появляются сюжеты пережитого, человек возвращается в момент катастрофы.

  1. Нервный стресс.

     Нервные стрессы могут быть ввиду плохого настроения, раздражительности, чувства отчаяния, безысходности, тревоги, усталости и т.д.

 

1.2. Симптомы и причины стресса у детей.

     Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

     Симптомы стресса у детей дошкольного возраста:

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

     Симптомы  стресса у детей младшего школьного возраста:

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  • ночные кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
  • расстройства без видимой на то причины;
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
  • агрессивное отношение к окружающим;
  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  • заниженная самооценка;
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

     Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой категории. Эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

     Общими  причинами стресса для детей  всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

     Причины стресса у дошкольников.

     Стрессом  для дошкольников может стать  первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

     Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

     Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

     Причины стресса у детей младшего школьного возраста.

     Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые  отношения с одноклассниками  или учителями в школе, неудачи  в учёбе и конкуренция внутри класса.

     В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

     Причиной  стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

     Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать  просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

     Другими причинами стресса у детей  в этом возрасте являются: контрольные  работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей  и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

 

1.3. Последствия стресса и их проявления в жизни.

     При стрессах частота сердечных сокращений и кровяное давление резко увеличиваются. Повышается содержания сахара и гормонов в крови. Огромное количество заболеваний может возникнуть из-за стресса. Это: заболевание сердечнососудистой системы, головного мозга, расстройства иммунной системы, рак, заболевания опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и т.д.

     Если  причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.

     Если  причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать  замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.

     В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или  даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.

     После пережитого стресса у ребёнка  могут возникнуть сердечные или  инфекционные заболевания, язва желудка.

     Стресс  у детей может привести к развитию невроза.

     Дети, пережившие стресс, склонны приобретать  хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

 

1.4. Формы работы социального педагога.

     Можно предложить некоторые наиболее эффективные  виды и формы работы с детьми от 3 до 18 лет, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ.

Информация о работе Формы работы социального педагога с детьми пережившими стрессовую ситуацию