Формы работы социального педагога с детьми пережившими стрессовую ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

В ХХ веке «стрес» стал популярным и его назвали, веком стреса. Сегодня мы живём в ХХI веке, но стрес, продолжает преследовать людей во всём мире.
Сегодня все больше детей, с ясельного возраста и до подросткового возраста, испытывают сильнейший стресс. Они ломаются под давлением непосильных нагрузок, и иногда трудно это распознать.
Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.
У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Формы работы социального педагога.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

     7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

     8. Пристает к более слабым детям.

     9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

     10. Дерётся несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.)

     IX. Неугомонность.

     1. Очень неряшлив.

     2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

     3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

     4. В играх совершенно не владеет собой.

     5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

     6. Неровный, безответственный в ручном труде

     7. Нестарателен в школьных занятиях,

     8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

     9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.

     10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

     11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

     X. ЭН - эмоциональное напряжение.

     1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

     2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

     3. Слишком инфантилен в речи.

     4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

     5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

     6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

     7. Другие дети пристают к нему (он является "козлом отпущения").

     8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.

     9. Часто опаздывает.

     10. Уходит с отдельных уроков.

     11. Неорганизован, разболтан, несобран.

     12. Ведёт себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

     XI. НС - невротические симптомы.

     1. Заикается, запинается. "Трудно вытянуть из него слово".

     2. Говорит беспорядочно.

     3. Часто моргает.

     4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные "тики".

     5. Грызёт ногти.

     6. Ходит, подпрыгивая.

     7. Сосёт палец (старше 10 лет).

     XII. С - неблагоприятные условия среды.

     1. Часто отсутствует в школе.

     2. Не бывает в школе по несколько дней

     3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребёнка в школе.

     4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

     5. Неряшлив, "грязнуля".

     6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.

     7. Значительно некрасивее других детей.

     ХIII. УО - умственная отсталость.

     1. Сильно отстаёт в учёбе.

     2. "Туп" для своего возраста.

     3. Совершенно не умеет читать.

     4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

     5. Совершенно не понимает математики.

     6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

     7. Попросту глуп.

     XIV. СР - сексуальное развитие.

     1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу

     2. Задержки полового развития.

     3. Проявляет извращённые наклонности.

     XV. Б - болезни и органические нарушения.

     1. Неправильное дыхание.

     2. Частые простуды.

     3. Частые кровотечения из носа.

     4. Дышит через рот.

     5. Склонность к ушным заболеваниям.

     6. Склонность к кожным заболеваниям.

     7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

     8. Частые головные боли.

     9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

     10. Болезненные, покрасневшие веки.

     11. Очень холодные руки.

     12. Косоглазие.

     13. Плохая координация движений.

     14. Неестественные позы тела.

     XVI. Ф - физические дефекты.

     1. Плохое зрение

     2. Слабый слух.

     3. Слишком маленький рост.

     4. Чрезмерная полнота.

     5. Другие ненормальные особенности телосложения.

 

      Карта наблюдений Д.Стотта

     Имя, фамилия ___________________________________   

     Возраст _________________________                               

     Дата ____________________________

     Класс ___________________________

     

  НД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16                  
      Д 1 2 3 4 5 6 7 9 10 8 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20      
          У 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13                
  ТВ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16                  
    ВВ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
      ТД 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 11 12 13 14 15                
    А 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 7 12 13 14 15 16                
    Н 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2                          
              ВД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                  
          ЭН 1 2 3 4 5 9 10 6 7 8 11 12                  
                  НС 2 3 4 1 5 6 7                    
          С 1 2 3 4 5 6 7                            
                    СР 1 2 3                          
              ОУ 1 2 3 4 5 6 7                        
В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14                        
                Ф 1 2 4 5 3                          

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.

     В экспериментальном исследовании участвовали 10 учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 1» р.п. Линево Жирновского района Волгоградской области в возрасте 10 – 12 лет и 2 классных руководителя, которые производили наблюдения за этими учащимися.

     По  окончании проведенных наблюдений были выявлены следующие результаты.

Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1. Ирина +   +     + +         +     +  
2. Галя   +     +                     +
3. Катя +                   +         +
4. Рита             +           +      
5. Оля   + + + +                     +
6. Миша           +   +   +   +   +    
7. Валя + +     +     +   + +   +      
8. Рома   +     +       +     +     +  
9. Саша       +                       +
10. Андрей           +       +       +    

     В представленной таблице указаны  нарушения по карте наблюдений Д. Стотта. Из полученных результатов можно увидеть, что у 40 % учащихся из наблюдаемой группы детей проявляется депрессия и враждебность. У одного ребенка (10 % из 40 %) наблюдаются нарушения в области сексуального развития. В данном случае можно предположить, что один из десяти детей подвергался жестокому обращению со стороны взрослых, что является одной из самых больших стрессовых ситуаций в детском возрасте.

     Таким образом, полученные данные можно представить  на рисунке.

     

     Результаты  представленные на диаграмме свидетельствуют о наличии различных нарушений у учащихся в наблюдаемой группе детей.

     Для преодоления стрессовых ситуаций у детей важна такая система организации помощи, которая предполагает возможность ее получения на любом этапе жизни семьи и ребенка.

     Существует  множество моделей помощи детям  и предупреждения стрессовых ситуаций. Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни, включая пренатальную программу поддержки (подготовка родителей к материнству, укрепление связи между матерью и будущим ребенком), обучение молодых родителей правильному уходу за ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторения в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем; пятые – на помощь семьям группы риска – бедным семьям, одиноким матерям, молодым родителям (матерям-подросткам) и т.п.

     Помогающие  организации могут иметь разный статус и ведомственную принадлежность (быть общественными или государственными, относиться к медицинскому, образовательному или социальному департаменту) и разные права вмешательства в жизнь семьи; они могут оказывать помощь амбулаторно, в дневном или круглосуточном стационарах.

 

2.3. Вывод по главе II.

     Дети, которые пережили стрессовую ситуацию, в какой бы форме она ни происходила, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых  для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

     Они часто оказываются не способны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Информация о работе Формы работы социального педагога с детьми пережившими стрессовую ситуацию