Формы воспитательной работы во внеурочной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности использования различных форм воспитательной работы во внеурочной деятельности.
Объект исследования: внеурочная деятельность школьников.
Предмет исследования: формы работы классного руководителя в современных условиях.

В связи с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
дать описание различных классификаций форм организации воспитательной деятельности;

упорядочить формы воспитательной работы путём выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела.

Работа содержит 1 файл

Формы работы.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

1. Определение цели и задач. Цель – то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело (Новогодний бал-маскарад, «Акция милосердия», Неделя школьной науки и т.д.). Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).

    Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвящённых единой цели – формированию музыкальной культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?» Его задачи:

1) выявление  музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, принесение любимых кассет и пластинок);

2) формирование  понятий и представлений, выработка  определённого отношения к различным музыкальным жанрам… (слово педагога, выступление учащихся, фронтальная беседа, дискуссия…);

3) развитие эмоционально-положительного отношения к «маленьким шедеврам большой музыки» (прослушивание музыкальных произведений в сопровождении рассказа педагога или учащихся)… и другие задачи.

2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: например, пресс-конференция «История глазами детей», дискуссия «Что происходит        в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал» и т.д.

3. Создание психологического настроя: зажигательны рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение мест а, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и т.д.

5. В проведении самого воспитательного мероприятия важны такие его элементы, как:

  • начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно-поэтический, философский, публтцистический эпиграф) для создания психологического настроя;
  • содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметно и воспитательной цели);
  • аккордно-финальная часть: принятие решения, обращение, определённые ритуалы завершения (песня, речёвка, голосование, награждение победителе, взаимные благодарности, музыка и т.д.) – создаёт определённое эмоциональное состояние, проецирующее потребность дальнейшее совместно деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность.

    6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

    1) обсуждение  успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

    2) собственно  педагогический анализ, осуществляемый  взрослыми участниками, - анализ  воспитательного результата, который  может включать такие элементы:

    • мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач;
    • характеристика эффективности избранных средств, методов и приёмов;
    • степень активности участников и их  удовлетворённость от участия в деле; особенности индивидуальных проявлении (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и т.д.);
    • логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;
    • характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненно и педагогической позиции;
    • манера поведения, характер отношений с учащимися и т.д.;
    • место проведения мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания.

     Это примерный алгоритм подготовки и проведения любой организационной формы воспитания. Каждый педагог может внести свои изменения, пойти по своему пути для достижения определённых целей.

                                     
 
 
 
 
 

                              

 

  Заключение 

     Форма  воспитания – это внешнее выражение  процесса воспитания. Философские  категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как  известно, неразрывно взаимосвязаны между собой – изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

  Содержание воспитательного процесса, как нам уже известно, составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьёзными, иногда неразрешимыми противоречиями. Например,  стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно затормозит развитие так же, как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

       Форма организации воспитания - очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как складываются эти отношения, какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы

       Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют её развивающее, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

   Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

   Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. 
 

 

Многообразие форм воспитательного  процесса 

     Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания. 
    Формы многообразны. Для их упорядочения в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе её виды воспитывающей деятельности.

      Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», « За страницами учебника»…

     Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной…) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под различными рубриками. Дискуссионные игры типа «Дебаты», «Третейский суд», «Дискуссионные качели», «Разброс мнений».

     Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессии, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремёсел и др.

   Общественно  полезная деятельность: школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над  детским домом, праздник игры и игрушки для малыше, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета…

   Художественно-творческая деятельность: Новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка «Малая Третьяковская Галерея» и др.

     Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристический слёт, турпоход, «День бегуна», «Весёлые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые Олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», «Турнир рыцарей», «Школа здоровья»…

  Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, прогулки по городу и на лоне природы, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник» и «мальчишник, поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал…

    Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: это разного рода фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и организационно-деятельностные игры. Такие формы внеурочной деятельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанного сценария.

    

Нетрадиционные  формы воспитательной работы 

   В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы,   которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников: «пять минут с одним стихотворением» (музыкальным произведением, с одной картиной…); публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «публики»: 15 – 20 минут насыщенной яркой информации, с необычными примерами и фактами позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию); «Сократовская беседа» (развёрнутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочерёдно постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине); «открытый микрофон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни); «философский стул» (для философского осмысления жизни старшеклассниками); «дискуссионные качели»,(две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений по предложенной теме); интеллектуальный аукцион (игровая форма состязательно интеллектуальной деятельности: чтобы «купить» предлагаемый «товар» - книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства – надо предъявить «плату» в виде определённой порции знаний о предмете); конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов); «разговор при свечах» (откровенный разговор на темы  интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей); День гения (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентированного плана, проводимых в течение всего дня и посвящённых одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой); «круглый стол с острыми углами» (выявление и обсуждение мнения учащихся по поводу острых проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов); «сюрпризы дружбы» (цель – укрепление дружеских межличностных отношений через «преподнесение» сюрпризов: исполнение посвящено кому-то песни. танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми)…

    «Фотокамера смотрит вмир» - форма для развития интереса к чтению периодики, для формирования политической культуры учащихся (под руководством ведущего все учащиеся поочерёдно демонстрируют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующий раздел на доску (стенд), таким образом смонтированный обзор событий остаётся на 3 – 4 дня для всеобщего обозрения).

Информация о работе Формы воспитательной работы во внеурочной деятельности