Характеристика 10-ти балльной системы оценивания знаний и умений учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

10-ти балльнаяСтановление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-¬экономические изменения, произошедшие в начале 90¬х гг., обусловили необходимость реформирования системы образования. В целях определения путей развития образования была организована работа по концептуально ¬программному обеспечению реформационных процессов.
Первым шагом в этом направлении явилось создание Концепции реформы общеобразовательной средней школы, принятой Правительством в 1996 г., а затем разработанной на ее основе Программы реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461. Одной из задач реализации Программы является разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.
система оценки

Содержание

Введение
1. Значение оценки результатов учебной деятельности учащихся
2. Факторы и цели введения 10-балльной системы оценивания знаний и
умений учащихся
3. Функции 10-балльной системы оценивания учебных достижений
учащихся
4. Критерии, показатели и интегральная 10-балльная шкала оценки
знаний и умений учащихся
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

педагогика. 10-ти балльная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Образовательная функция в условиях применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использование разнообразных методов и средств оценивания учебных достижений учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки, поскольку в учебной и оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые эталоны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии с его возможностями.

    Стимулирующая функция заключается в феномене положительного оценивания “вложенного труда”, фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения (который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности. Учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности при этом “снимает” состояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.

    Диагностическая функция заключается в анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной деятельности, предоставлении свободы выбора как уровня усвоения учебного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.

    Социальная  функция предполагает, что объективная оценка учебных достижений учащихся способствует достижению определенного уровня образования, востребованного обществом и государством, предопределенного образовательными стандартами. Оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков, уровневая градация отметок от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктивного) обеспечивают дифференцированный подход к оценке процесса и результатов учебного труда учащихся, социальную справедливость и защищенность личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, возможностями и способностями, укрепляют статус ученика в образовательной среде и социуме. 
 
 

    4. Критерии, показатели  и интегральная 10-балльная  шкала  
оценки учебных достижений учащихся
 

    Объективность выставляемых учащимся отметок при  оценке процесса и результатов их учебно-познавательной деятельности с учетом развития индивидуальности обеспечивается установлением соответствующих критериев [3].

    Критерий, как известно, – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего-либо; мерило оценки.

    Критерии  могут включать в себя ряд показателей  – конкретных измерителей критерия, которые обеспечивают его доступность для наблюдения и измерения.

    Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность.

    Процессуальную  сторону учебной деятельности учащихся характеризуют такие критерии, как  прочность, мобильность и действенность  знаний, виды мышления, мыслительные операции, способы деятельности, познавательные, предметные и общеучебные умения (анализ, синтез, обобщение, аналогия, формулирование проблемы, построение плана действий и т. п.), т. е. компоненты интеллектуальной сферы.

    О проявлении индивидуальности, неповторимости и уникальности учащегося, его личностного отношения к знаниям, учебной деятельности можно судить по его потребностям, активности, целеустремленности, самооценке, критичности, гибкости и волевым усилиям и т. д., т. е. составляющим мотивационной, эмоциональной, волевой сфер, а также сферы саморегуляции и др.

    Важнейшими  признаками учебной деятельности школьников являются ее самостоятельность, продуктивность и направленность на учебный материал, различающийся объемом и степенью сложности.

    На  основе обозначенных и других признаков  выделяются ступени в овладении  учебным материалом, или уровни учебной  деятельности (усвоения учебного материала) [1].

    Первый  уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

    Второй  уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т. е. неосознанное воспроизведение.

    Третий  уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

    Четвертый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

    Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).

    Обозначенные  критерии и признаки условно структурируются  по трем группам [1]:

    1) предметно-содержательные (полнота, обобщенность, системность, правильность, осмысленность знаний и др.);

    2) содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);

    3) индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

    Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщенные критерии учебных  достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно каждому уровню установить определенный диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями (табл. 1) [1].

  Таблица 1

  Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Уровни  Баллы

Показатели  оценки

0 Отсутствие  ответа или отказ от ответа.
1. Низкий

(рецептивный)

1 Узнавание объекта  изучения, распознавание отдельных  известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету.
2 Узнавание объекта  изучения, различение определений, структурных  элементов знаний; проявление волевых усилий и мотивации учения.
2.Удовлетворительный

(рецептивно-репродуктивный)

3 Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности.
4  Освоение  учебного материала на репродуктивном  уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.
3. Средний

(репродуктивно-продуктивный)

5 Осознанное  воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата.
6 Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.
4. Достаточный

(продуктивный)

7 Владение программным  учебным материалом, в том числе  и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т. п.
8 Владение программным  учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. п.
5. Высокий 

(продуктивный,

творческий)

9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции.
10 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

    Таким образом, действия на узнавание, распознавание  понятий (объекта), различение и установление подобия оцениваются от 1 до 2 баллов.

    Действия  по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти оцениваются в 3–4 балла, а осознанное воспроизведение, описание и анализ действия с объектом изучения и т. п. оцениваются от 5 до 6 баллов.

    Действия  по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи оцениваются от 7 до 8 баллов.

    Применение  знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний, умений (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения) оцениваются в 9–10 баллов.

    Расширение  оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оценивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете индивидуальных и личностных качеств обучающихся.

    В повседневной образовательной практике при организации и осуществлении  текущего, особенно поурочного, контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, учителю целесообразно пользоваться относительной оценочной шкалой отметок. Относительная шкала предполагает сравнение текущих успехов ученика с его же успехами некоторое время назад. Таким образом, относительная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие.

    Количественное  выражение оценки учебно-познавательной деятельности школьников в баллах может быть представлено следующим образом [2].

Словесная характеристика Выражение в  баллах
неудовлетворительно 0
почти удовлетворительно 1–2
удовлетворительно 3
весьма  удовлетворительно 4
почти хорошо 5
хорошо 6
очень хорошо 7
почти отлично 8
отлично 9
превосходно 10

    Характеризуя  вводимую систему оценки, отметим, что  если школьник приложил, например, усилия при выполнении задания, которое  относится к первому уровню усвоения учебного материала, но при этом допустил ошибки, то учитель вправе в таком случае оценить действия учащегося в 1 балл по 10-балльной шкале.

    В ситуации же отсутствия ответа или  отказа учащегося от выполнения задания  действия учащегося оцениваются  в 0 баллов.

    Оценка  тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся (устное изложение учебного материала, решение одно- и двухшаговых задач, воспроизведение определений и т. п.) в соответствии с критериями и показателями, характеризующими отметки (баллы) на втором и третьем уровнях усвоения учебного материала, зависит прежде всего от выполнения программных требований, а также от сформированности специальных предметных, общеучебных, интеллектуальных умений и навыков, уровня проявления индивидуальных свойств и качеств личности.

    Так, ответ учащегося, оцениваемый сегодня  на “3” (удовлетворительно), в условиях применения 10-балльной оценочной шкалы  и учета текущего состояния знаний ученика, проявления интереса к предмету, самостоятельности, волевых усилий и т. п. может быть оценен в 3, 4 или 5 баллов.

    Таким образом, стимулирующие функции  соответствующих отметок (баллов), характеризующие  воспроизводящую, а также в определенной мере репродуктивно-продуктивную деятельность учащихся, заключаются в учете  как развития индивидуальности, так и уровня сформированности специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных умений.

    Оценка  учебно-познавательной деятельности учащихся в 6, 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует уже  их продуктивную, творческую деятельность и, в большей мере, достаточный и высокий уровни усвоения учебного материала, учебных достижений.

    Стимулирующие функции отметок в 7 и 8 баллов призваны, с одной стороны, закрепить соответствующий  уровень достижений учащихся, их готовность и способность к применению и  самостоятельному приобретению знаний, необходимых умений и навыков, а с другой – стимулировать познавательную активность и творческое отношение к изучаемым учебным курсам и предметам.

    9 и 10 баллов характеризуют высокий  уровень учебных достижений учащихся  в ходе продуктивной, творческой учебно-познавательной деятельности, в том числе и в объеме усвоения знаний, превышающем требования к обязательной общеобразовательной подготовке.

Информация о работе Характеристика 10-ти балльной системы оценивания знаний и умений учащихся