Характеристика профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать профессиональную характеристику социального педагога.
Необходимо решить следующие задачи:
1) составить профессиограмму социального педагога.
2) выявить личностные качества социального педагога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5
1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5
1.2. . Направление деятельности и профессиональные функции социального педагога………………………………………………………………………….10
Выводы к главе 1………………………………………………………………...16
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога………………18
2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18
2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23
Выводы к главе 2………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………......32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 52.04 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Кузбасская государственная  педагогическая академия

                                     Исторический факультет

                                         Кафедра педагогики

 

Характеристика  профессиональной деятельности социального  педагога

Выполнил:

Овчинников Артём  Евгеньевич,                                                                            

 студент IV курса,

                                                                                        группы Ис-07-02,

очной формы обучения

                                                                                  

Научный руководитель:

Милинис Ольга Артуровна,

 к.п.н., доцент кафедры педагогики КузГПА                                                                             

 

Работа защищена «____» ___________2010г. 

С оценкой  

_____________________________________

(подпись преподавателя)

 

 

 

Новокузнецк 2010

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5

1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5

1.2. . Направление деятельности  и профессиональные функции социального  педагога………………………………………………………………………….10

Выводы к главе 1………………………………………………………………...16

Глава 2. Профессиональный портрет  социального педагога………………18

2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18

2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23

Выводы к главе 2………………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………31

Список используемой литературы…………………………………………......32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Процесс социализации, который происходит у ребёнка, очень тесно связан с семьёй и образовательным учреждением. Это по сути дела два основных института, которые в той или иной мере оказывают влияние на формирование личности детей. Именно поэтому важным является правильная организация взаимодействия этих общественных институтов, которая должна быть направлена именно на правильное социальное развитие ребёнка. Социальная работа включает в себя множество направлений, в том числе и социально-педагогическую деятельность, которую организует социальный педагог. Исторический взгляд на становление социальной педагогики показывает, что потребность в социально-педагогических услугах существенно возрастает в переходные, кризисные периоды развития общества. Реализация социально-педагогических услуг в наших условиях требует учета ряда специфических, социально-экономических и гуманитарных особенностей. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы (« Характеристика профессиональной деятельности социального педагога »).

Объект исследования  - профессиональные требования, предъявляемые к профессии социального педагога.

Предмет - деятельность социального педагога, её особенности и направления.

Цель исследования  - дать профессиональную характеристику социального педагога.

 Необходимо решить  следующие задачи:

1) составить профессиограмму социального педагога.

2) выявить личностные  качества социального педагога.

При проведении исследования использовались следующие методы: - изучение библиографических источников по теме курсовой работы; - анализ и  обобщение полученного из библиографических  источников материала. Проблема социально-педагогической деятельности рассматривается многими  специалистами в данной области  знаний. Полный перечень библиографических  источников приведён в конце работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Профессиограмма социального педагога.

1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога.

Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. . Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

-        адаптация  клиентов в общество, формирование  их активной жизненной позиции  в решении своих проблем;

 -   создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;

-        диагностика  социальных и личностных проблем;

-        социальная  профилактика;

-        социальная  помощь и социальное обеспечение  нуждающихся;

-        консультирование;

-        социальная  реабилитация и терапия;

-        социальный надзор и попечительство;

-        социальное  проектирование;

-        посредничество  между клиентами и различными  организациями;

-        инновационная  деятельность в области социальной работы и т. д.[1]

Социальный работник заботится  о создании условий для проявления способностей учеников, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень - это уровень личных контактов специалиста с учениками. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.

Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную  и педагогическую. [2].

Коммуникативная функция  обусловливает все процессы профессионального  общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с учеником , выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься  проблемами ученика и в условиях досуговой деятельности,  включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк. Одной из наиболее сложных проблем, которую должен решать социальный работник в общении с учеником , является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, - он сам нацелен на диалогические, субъект -субъектные отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника.

Педагогическая функция  связана с воспитательным и обучающим  аспектом деятельности специалиста, который  нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает  пользователей социальным навыкам  целесообразного поведения в  тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение  своих учеников , знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие ученики воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации.

Организационная функция  связана с созданием и управлением  социальных служб в различных  учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации  досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.

Психологическая функция  реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать  креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни. Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности. Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности ученика.

Современная психологическая  наука связывает активную позицию  человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность. Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.

Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация  возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников).[3]. Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.

Реализация психологической  функции социальной работы весьма часто  предполагает решение проблем смыслообразования ученика, однако не всегда уровень профессионализма социального работника может соответствовать решению столь сложной задачи. Психологическая функция играет особую роль в профессиональной деятельности социального работника. Она пронизывает все сферы его деятельности и во многом определяет эффективность её результата.

Все функции социальной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Более того, они интегрированы  между собой и их выделение  целесообразно лишь с точки зрения анализа и изучения особенностей деятельности. В реальной практике социальной работы специалиста они  составляют единое целое. Побуждая клиентов к социальной активности, к преодолению  трудностей на основе реализации своего творческого потенциала и достижению новых целей, социальный работник должен сам стремиться к самоактуализации в профессиональной деятельности и за её пределами, поскольку ни одна профессиональная проблема не может быть решена на уровне уже существующих алгоритмов действий и стандартных проектов.

1.2. Направление деятельности  и профессиональные функции социального  педагога.

 Социальные педагоги  и социальные работники как  специалисты различных служб  дополняют и развивают многоплановую  деятельность учреждений образования,  здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют  с ними, выполняя интегративную  функцию во взаимосвязи государственно-общественных  структур с семьей, личностью. 

Введение в стране института  социальных педагогов положило начало развитию различных медико-психолого-педагогических служб семьи, оснащенных кадрами социальных педагогов семейного типа, сориентированных на фронтальную социальную работу со всеми семьями независимо от количества и возраста детей, категории семей, от наличия в них проблем и других особенностей. В соответствии и основными функциями семейной медико-психолого-педагогической службы эти социальные педагоги-психологи оказывают непосредственную помощь человеку и его семье, прежде  всего диагностируя социально-психологическую ситуацию в семейно-бытовой среде, семейно-соседских общностях, изучая потребности и интересы семей, детей, взрослых, организуя посредством опоры на специалистов (объединенных в специальные службы) разностороннюю социальную помощь семье.

Социальная адаптация  подростков происходит в очень сложной  социальной среде, поэтому для них  очень важно найти единомышленника, человека или группу людей, которые его поймут и помогут. В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы, агрессии, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

Информация о работе Характеристика профессиональной деятельности социального педагога