Характеристика профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать профессиональную характеристику социального педагога.
Необходимо решить следующие задачи:
1) составить профессиограмму социального педагога.
2) выявить личностные качества социального педагога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5
1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5
1.2. . Направление деятельности и профессиональные функции социального педагога………………………………………………………………………….10
Выводы к главе 1………………………………………………………………...16
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога………………18
2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18
2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23
Выводы к главе 2………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………......32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 52.04 Кб (Скачать)

Одно из следствий бедственного положения подростков - быстрый рост среди них правонарушений. Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубленный отсутствием к ним  внимания я доверия со стороны  взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной  смены поколений.

В условиях школы одному социальному педагогу или организатору работы в микрорайоне справиться с такой задачей очень сложно. Поэтому школе нужна психолого-педагогическая служба. Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна определяться, в первую очередь, личностным подходом к ним и строиться  на основе медико-социально-педагогических характеристик личности. Помощь детям  и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий проживания и  учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и  т.д.) или опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими  взрослыми, от которых зависит жизнь  и благополучие несовершеннолетних).

Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство подростков, подрывать самоуважение и самооценку личности его и его родителей, создавать негативное отношение  к родителям. Организацию помощи не следует ограничивать только работой  с самим подростком.

Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего его семью. В штат школьной социально-психологической службы входят: психолог, педагог-организатор, социальный педагог, медицинский работник. Служба осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей  и подростков, выявляет причины, трудности  адаптации учащихся в школе, отклоняющегося поведения детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних.

Социальный педагог, независимо от специализации, имеет базовые  должностные обязанности, определенные квалификационной характеристикой, которая  представляет основу в работе всех социальных педагогов. Главной направленностью  деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует  убеждение, что человека нельзя научить, если он см себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога - поддержать, обнадежить и стимулировать подростков на развитие их способностей, умений и знаний.

Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы.

Социальный педагог стремится  организовать деятельность, которая  отвечает интересам и природным  свойствам каждого подростка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он создает позицию как товарища и ведущего участника общего дела. Вместе с клиентами и впереди  них - такова основная заповедь социального  педагога.

Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений  в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению  и развитию у детей и взрослых общей системы интересов и  ценностей. Социальный педагог заботится  о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей старшего поколения, традиций народной педагогики, культуры. Его социальная активность, умение находить общий язык с детьми, людьми старшего поколения, людьми разных интересов и увлечений  помогает создавать атмосферу внимательной и взаимной заботы. Опираясь на авторитетных людей, он влияет на общественное мнение, формируя у подрастающего поколения чувство ответственности за свою семью, друзей, за преобразование окружающей среды, охрану природы, развитие культурного наследия народа.

Выявляя проблемы и трудности  в сфере семьи, общения и отношений  людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и "выводит" на их решение  социальных работников, специалистов профессионального уровня различного профиля. Он устанавливает контакт  с семьей, побуждая ее к совместной деятельности, помогает детям и подросткам использовать личные ресурсы, возможности  микросоциума для преодоления трудностей.

Социальный педагог анализирует  позитивные и негативные влияния  на клиента, вскрывает причины социальных неурядиц. Он выявляет психологические, педагогические, медицинские, социальные и другие проблемы детей и подростков, а также членов их семей и выполняет  посредническую функцию во взаимосвязи  со специалистами, психологами, социальными  работниками, врачами, юристами, представителями  органов власти, общественностью.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на развитие, оздоровление и  нормализацию отношений в семье, ее микросоциуме по месту жительства,  устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия. Опираясь на приоритет семьи в социальном формировании и развитии человека, социальный педагог не подменяет семью, а активно вовлекает ее членов, в том числе и в активную социальную деятельность, направляет свои усилия на работу вместе с семьей, тем самым укрепляя и развивая ее социальные функции.

Социальный педагог содействует  организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, реформаторского характера, информационно-справочных,, благотворительных, социально-бытовых, юридических. Социальный педагог организует разнообразные формы поддержки семьи. Организует лекции, консультации по проблемам семейного воспитания, постоянно действующий семинар по семейной педагогике, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания. Социальный педагог разрабатывает сценарии  праздников,, значимых для семьи, организует выполнение заказов семей на их проведение. Организуя различные виды деятельности взрослых и детей в социуме, социальный педагог исходит из потребностей и  интересов своих подопечных, их интеллектуальных и культурных возможностей, социокультурных возможностей среды.

Оказывая профессиональную помощь подросткам и их родителям  в решении личных и социальных проблем, социальный педагог заботится  о том, чтобы социальная помощь носила активный характер, включает в социальную работу самих же подростков и членов их семей. Формы социальной помощи не должны носить  характер благотворительной  подачки, она реализуется при  непосредственном участии клиента. Способствуя своевременному выявлению  и разрешению  конфликтных ситуаций в межличностных отношениях, социальный педагог постоянно находится  среди людей, разделяя их потребности, интересы, возникающие проблемы. Он постоянно общается с людьми, строит отношения с ними на основе диалога, что помогает ему разбираться  в сложной системе взаимоотношений, влиять на общение, отношения между  людьми, на ситуацию в микросоциуме. Он работает в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помошника, советчика.

Представляя и защищая  интересы подростков, например, во взаимоотношениях со школой и различными государственно-общественными  структурами, в некоторых случаях с семьей, социальный педагог разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, интегрирует и устраняет разобщенность, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех  групп населения, которые оказались социально незащищенными в современных условиях.

Разнообразие проблем  в подростковой среде, социуме, в  целом от социального педагога требует  конкретных действий в конкретных ситуациях. В практике определились основные этапы  практической деятельности социального  педагога независимо от специализации.

Первый (подготовительный): введение в курс дела. На данном этапе  главные направления работы социального  педагога - знакомство с подростками  с девиантным поведением, подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности микрорайона, а также выявляет уровень социальной активности различных групп подростков, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создает карту диагностики социума, своеобразную характеристику семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности, возможности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога.

Второй (организационный): сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, вживание в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению  приоритетов в создании системы  социальной педагогики, организации  разнообразной деятельности подростков в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных служб в микрорайоне, формирует актив добровольных помошников, организует непосредственную деятельность среди населения с семьей. Он составляет перспективный план социально-педагогической работы, изучает применительно к своим подопечным возможности работы клубов, кружков, учреждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания жителей; систематизирует результаты диагностических и социологических исследований; фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения; ведет рабочий дневник.

На третьем этапе совершенствует характер своей  работы, различные  ее компоненты (наблюдение, консультирование, помощь, методы "вмешательства"). Вместе с педагогическими работниками, психологами, организаторами работы в  микрорайоне изучает и анализирует  сложные ситуации.

Если должность социального  педагога вводится в штат общеобразовательного учреждения, то администрация этого  учреждения совместно с заинтересованными  лицами определяет специализацию социального  педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума: конкретизирует функции классных руководителей, организатора внеклассной работы, старшего вожатого, воспитателей по микрорайону, психологов, определяет зоны их сотрудничества.

Выводы к главе.

Рассмотрев профессиограмму социального педагога, можно представить, что это сложная совокупность требований к социальному педагогу, с помощью которых он сможет способствовать социализации подростков. Проследив профессиограмму социального педагога, мы выделили и проанализировали следующие его функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога.

2.1. Личностные качества социального педагога.

Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности - специалиста-профессионала, глубоко  разбирающегося в социальных и ситуативных  трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в  совершенстве владеющего комплексом общетеоретических  и специальных знаний, совокупностью  необходимых умений и навыков, обладающего  определенными способностями [1].

Что же это за человек - социальный педагог? Каков его психологический  портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально  отличается от представителей других профессий?

В обыденной жизни мы часто  замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток  на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен  в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических  установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к  миру и определяющих его выбор  способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессии и др. С этой точки зрения ментальность - характеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая и др.

Профессиональная ментальность в психологических исследованиях  характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею.

Несмотря на то, что каждый человек - неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии  «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Попробуем  определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального  педагога как профессионала.

Несомненная трудность в  определении профессионально значимых личностных характеристик этого  специалиста состоит в том, что  социальная педагогика - новая область  педагогических знаний и только что  получившая официальное признание  сфера профессиональной деятельности. Тем не менее , ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их индивидуально-психологические особенности и специальные способности.

Информация о работе Характеристика профессиональной деятельности социального педагога