Художественное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:55, реферат

Описание работы

Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.

Содержание

Введение
1. Понятие рисования и его роль в развитии дошкольников
2. Классификация приемов и методов обучения
3. Виды композиций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

2.                 Классификация приемов и методов обучения

 

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

• наглядные;

• словесные;

• практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

• информативно - рецептивный;

• репродуктивный;

• исследовательский;

• эвристический;

• метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

 рассматривание;

 наблюдение;

 экскурсия;

 образец воспитателя;

 показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

 беседу;

 рассказ, искусствоведческий рассказ;

 использование образцов педагога;

 художественное слово

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

 прием повтора;

 работа на черновиках;

 выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, в соответствии с возрастом детей.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые.

3.                 Виды композиций

 

Какие же основы композиции в изобразительном искусстве? Нет, это не в музыкальной композиции и не в цветочной, хотя тоже близкие значения. В нашем понятии это соотношение определенных частей, пятен, их размеров и цветов в поле изображения, картины, фотографии. Основы композиции, гармоничного расположения элементов в рабочем пространстве заложены еще древними мастерами и художниками как Леонардо Да Винчи с его понятием «золотое сечение» и многими другими. Но особенно основы композиции важны в современной графике, дизайне и рекламной продукции.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление, связывание построение). Это важные, организующие элементы художественной формы, придающий работе единство и цельность, подчиняющие её компоненты друг другу и в целом. Допустим, мы с Вами черкаемся в обыкновенном блокноте ручкой или делаем в нем зарисовку и это уже какая-то композиция относительно листку блокнота. Говорят, что при обучении рисованию нужно делать рисунок максимально в размер используемой бумаги. Но это не ограничение и вариантов композиции может быть множество. Возможно, что Вам не захочется рисовать изображаемый предмет во весь размер и при этом лист бумаги не обязательно должен быть таким же размером, что и предмет.

Важно иметь в виду, что всё изображение, а не только его центр должно быть принято во внимание. Кроме того, некоторые виды композиции передают зрителю определенные чувства, ощущения. Например образ, в котором присутствует много диагональных линий придает динамичность картине или сюжету. Треугольная композиция придает силу и решительность. Круговая композиция часто используется для передачи чувств движения, единства и целостности. Рассмотрим подробнее основы композиции на примерах и ниже я приведу сокращенный список видов композиции и эмоций, с ними связанных:

Горизонтальная

Мир, тишина, спокойствие, равнина

Диагональная

Энергетика, динамика, движение

Круглая

Любовь, единство, совершенство, завершенность, повторение

Вертикальная

Надежда, страх, рост, падение, гордость

Треугольная

Сила, мощь и решимость

Квадратная

Устойчивость, стабильность, непоколебимость

В дополнение к линиям композиции, соотносятся линии перспективы, цвета, освещения, а также целый ряд других элементов, которые в сумме и создают искусство, которое будет доносить до зрителей ваши чувства и мысли, материализованные в картине. Перед началом серьезной работы над рисунком, сделайте предварительно несколько черновых набросков основных форм, пятен и позиций, которые помогут определиться с композицией, местом предметов в пространстве листа.

Главные основы композиции и главное правило — всегда должен присутствовать центр композиции — доминирующий, главный предмет, выраженный помещением его на передний план, либо ярким цветом, либо большим размером по отношению к листу бумаги. И дальше его окружают второстепенные предметы, которые будут либо меньшего размера, либо не такие яркие, либо находящиеся на заднем плане. Иногда это может быть обыграно сюжетом изображения.

В любом случае, правила на то и есть, чтобы их нарушали и каждый художник стремится быть оригинальным в своём творчестве, разрушая при этом все основы композиции.

Выделение видов композиции связано со значительной разницей в показе пространства в различных композициях, что проявляется в разных видах и жанрах изобразительного, прикладного, декорационно-театрального, дизайнерского и архитектурного искусств. Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Но все эти три вида композиции тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, в глубинно-пространственную композицию (интерьерное пространство фойе театра) входят и объемная (скульптурные изображения и другие объемные вещи) и фронтальная (картины, панно, витражи, стенды и т. д.). Объемная композиция состоит из ряда небольших фронтальных, плоскостных элементов. Фронтальная же композиция, могущая быть самой разнообразной по степени передачи ощущения пространства, иногда показывает пространство в высшей степени иллюзорно. Примером этого могут служить театральные декорации на плоскости с изображением пространства, которое как бы продолжает реальное пространство сцены, представляющей собой глубинно-пространственную композицию.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.

Основное требование, которое должно учитываться при создании фронтальной композиции — это ее плоскостность, ощущение плоскости как целого независимо от того, абсолютная это плоскость (картина) или это барельеф, горельеф, и независимо от того, какой формы эта плоскость (квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д.). Для того чтобы это требование выполнять, необходимо учитывать характер тоновых и цветовых контрастов частей и элементов, а также линий и фактур, образующих плоскость или разрушающих ее, делящих на какие-то части. Характер контрастов фронтальной композиции будет различным в разных видах и жанрах искусства. Необходимо учитывать степень как реальной, так и иллюзорной глубины, которая передается во фронтальной композиции в соответствии с ее замыслом. Именно характер контрастов частей и элементов фронтальной композиции создает целостность ее как плоскости. Так, например, в однотоновой фронтальной композиции (чистой плоскости — светлой или темной) главную роль показа частей, элементов композиции и многообразие характеров этих частей и композиции в целом играют линии, их характер (направление, толщина, длина), которые и выделяют все элементы композиции. Тональные и цветовые контрасты могут создавать и «уплощение» фронтальной композиции и большее или меньшее движение взгляда в глубину.

Закономерностями фронтальной композиции являются, во-первых, общие закономерности, действующие во всех видах и жанрах изобразительного искусства, и, во-вторых, специфические закономерности, присущие фронтальной композиции любого вида и жанра изобразительного искусства в отдельности (в станковой картине, графических листах, в оформлении книги, в плакате, портрете, пейзаже, натюрморте, в панно, витраже, барельефе и др.).

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.

На объемную композицию распространяются все общие закономерности, относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же время в объемной композиции действуют специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).

Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.

Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.

Глубинно-пространственная композиция, так же как фронтальная, объемная, строится в соответствии с действием общих, объективных закономерностей композиции, в том числе таких, как симметрия и асимметрия, ритм, целостность, наличие сюжетно-композиционного центра и др. Есть в глубинно-пространственной композиции и свои специфические закономерности, приемы и методы построения, компоновки.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Ведущие черты этих законов принципиально правильно были сформулированы Е. А. Кибриком.

Кроме основных, всеобщих, законов композиции в изобразительном искусстве, в отдельных видах и жанрах действуют частные законы композиции, отражающие существенные признаки и специфику построения произведений определенных видов и жанров. Среди частных законов можно назвать закон жизненности, закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

Правила композиции

Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Приёмы композиции

Художественные школы разных стран и эпох создавали приемы, отвечающие задачам искусства своего времени. Одни приемы композиции теряли свое значение вместе с исчезновением идейных концепций, их породивших. На смену отжившим приемам приходили другие, которые порождались новыми задачами, стоящими перед искусством.

Информация о работе Художественное воспитание школьников