Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.
Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:
1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.
2. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста согласно выделенным этапов работы по физическому воспитанию.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы .
Значения утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста в оздоровлении ребенка. с. 6-14
Из истории утренней гимнастики. с. 15-21
Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста. с. 22-34
Вывод по первой главе. с. 35
Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики
с текстом с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель, задачи и этапы практической работы. с.36-37
Этапность работы в процессе организации утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста. с. 38-43
Методические рекомендации. с. 44
Вывод по второй главе. с. 45
Заключение. с. 46
Список использованной литературы.

Работа содержит 5 файлов

1.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н. А. Метлов. Образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Вся жизнь его была посвящена детям: работая на общественных началах в дошкольном образовательном учреждении, Н. А. Метлов организовывал там великолепные, зрелищные, радостные, спортивные праздники. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Совместно с профессором В. Ф. Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики.

     По руководству  зарядкой детей говорят и такие ученые, как Э.Вильчковский, В. Семинаева. Они отмечают, что воспитатель не всегда имеет возможность сам показать упражнение. Поэтому со среднего дошкольного возраста эпизодически следует привлекать к показу некоторых упражнений тех детей, которые могут выполнять их хорошо.

     В связи  с всевозрастающими требованиями  к физическому воспитанию детей  дошкольников. Т. Осокина и Е.  Тимофеева пишут о том, что  необходимы новые требования к физическому воспитанию и проведению утренней гимнастики. Они пишут, что нужно проводить на таком уровне, чтобы отпала необходимость в специальной корректирующей гимнастике. В связи с необходимостью усилить оздоровительно-профилактическое влияние утренней гимнастики, пересмотрено ее содержание, дозировка и длительность упражнений.

     Если раньше  бег и подскоки выполнялись  только после общеразвивающих  упражнений, то теперь и в начале  утренней гимнастики, легкий бег следует сочетать с ходьбой, а после ОРУ должно иметь место обязательно различные виды подпрыгиваний. Прыжки на месте (или с продвижением вперед, с поворотами на двух ногах, на одной ноге) могут сочетаться с легким бегом.

     Исследования  наших ученых в области упражнений  гимнастики переплетаются с исследованиями ученых демократических стран. Так, например, Роза Деметр (немецкий педагог) пишет о том, что давая комплексы упражнений для дошкольников надо прежде всего исходить из психологии самих детей, их фантазии и воображения. Упражнения Розы Деметр – игра для ребенка. Они равно увлекательны и полезны. Не правда ли, одно дело сказать: «Дети, сделайте наклоны и приседания» и совсем другое – предложить игру: «Соберите цветы на лугу». И если мы прочитаем несколько названий упражнений, предложенных автором книги, нам сразу станет ясно: это то, что может увлечь детей сразу и по-настоящему: «Ходите, как великан», «ходите, как кролики» и «собачка на задних лапках» и так далее.

     Таким образом,  занимаясь по методике Розы  Деметр, ребенок не только хорошо развивается физически, но и осваивает основы пантомимы, организованно и естественно становится на грань игры и искусства. И, главное, ему уже никогда в жизни не покажется скучной обязанностью утренняя гимнастика.

      В настоящее  время в материалах реформы общеобразовательных и профессиональных школ говориться о необходимости воспитания здорового физически крепкого молодого человека, поколения и без утренней гимнастики здесь не обойтись.

     Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различной форме как действительное средство оздоровления организма, предупреждая множество заболеваний, продление жизни. На современном этапе развития одним из актуальных направлений является то, что за последние годы задачи и содержание физической нагрузки заметно изменились: считается, что функциональные возможности организма намного выше, чем представлялось раннее. Так считают Араклян О.Г., Корманова Л.В., Юрко Г.Н., Фролов В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста

     Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста разработана и отражена в работах Барского К.М., Киреевой Т.Н., Музрукова Т.Н., Чернышова М.А.

     Содержание и методика  утренней гимнастики с текстом  специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования гимнастики с текстом в качестве одного из средств физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Так Вавилова Е.Н. (5), Голубева Л.П. (8), Запорожец А.В. ( 9 ), Кенеман А.В. ( 12 ), Метлов Н.В. (19), Осокина Т.И. (21) рекомендуют применять в утренние часы гимнастику с текстом.

     Утренняя гимнастика  проводится ежедневно утром, перед  завтраком, в течении 5-7 минут. В ненастные летние дни и в зимнее время утренняя гимнастика проводится в хорошо убранном помещении, при открытых форточках. В весенне-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, используя с этой целью ближайший сквер, полянку, спортивную площадку у дома. Не следует бояться небольшого дождя, ветра, особенно при занятиях с тем ребенком, который систематически выполняет упражнения и активно играет на воздухе в любую погоду. Эти небольшие сложности закаляют не только тело, но и волю ребенка, поучают его не боятся трудностей, воспитывают привычку приспосабливаться к неожиданно возникающим изменениям погоды. В холодное время года перед проведением утренней гимнастики надо создать необходимые гигиенические условия. В первую очередь следует проветривать помещение, где будет заниматься дошкольник. Это важно потому, что во время интенсивной двигательной деятельности углубляется и учащается дыхание, в легкие ребенка должен поступать свежий воздух. Температура в комнате должна быть не выше 16-17 °С. Хорошо, если малыш приучен выполнять гимнастику при открытой форточке или фрамуге. Однако при этом не следует допускать направление струи холодного воздуха (особенно с ветром) прямо на ребенка. С наступлением теплых дней постараться заниматься в помещении с открытым окном, на веранде, в лоджии. Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

     По мнению Хухлаевой Д.В.(26), подбирая упражнения для утренней гимнастики, воспитатель должен обеспечить правильную физическую, психическую, эмоциональную нагрузку. Воспитателю важно знать особенности методики проведения всех упражнений, которые могут быть включены в утреннюю гимнастику.

     ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. Для положительного влияния на развитие организма физическая нагрузка должна быть достаточной и постепенно увеличиваться. Максимальной величины физическая нагрузка достигает в процессе выполнения прыжков, бега и снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка усиливается при увеличении дозировки каждого упражнения, при изменении темпа и уменьшении интервалов между упражнениями. Моторная (двигательная) плотность утренней гимнастики должна быть максимальной.                                                                                               

     ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИАЛЬНАЯ НАГРУЗКА. На утренней гимнастике используются знакомые детям физические упражнения, поэтому нагрузка на внимание, память умеренная.

     Утренняя гимнастика  требует соответствующей физической  подготовки детей, что достигается  при помощи постепенных занятий. Обучая детей дошкольного возраста гимнастике, нужно использовать определенную методику, которая помогает детям овладеть гимнастикой с текстом. В младшей группе в начале года используется построение в колонну. Дети строятся кто за кем хочет, не по росту около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40см) или вдоль лежащей на полу веревки, или между двумя начерченными линиями. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные (кубики, флажки, игрушки), затем плоскостные. Построения трудны и утомительны для малышей. Поэтому на первых порах надо проводить их в форме игровых заданий. Например: «Посмотрите, как красиво построились друг за другом медвежата. Подойдите и встаньте рядышком, кто с каким медвежонком хочет… вот и вы построились друг за другом. Если утренняя гимнастика имеет определенную тему, воспитатель называет ее: «Ребята, сегодня мы с вами будем медвежатами». На утренней гимнастике осуществляется обучение разным видам ходьбы. Например, обычная ходьба чередуется с ходьбой на носочках или с высоким подниманием колен.

     Переход на другой способ движения обуславливается конкретным сигналом – словесным (пошли все на носочках), звуковым (удар в бубен). Это называется заданием в ходьбе.

     Заданиями могут быть не только разновидности ходьбы, но и другие знакомые детям движения. Например, разные виды прыжков (на двух ногах, с ноги на ногу), которые могут выполняться на месте или с продвижением вперед. Прыжки с продвижением вперед: «Пастух в лесу трубит в рожок – пугается русак. Сейчас он сделает прыжок. Мы тоже можем так». Прыжки на месте: «Зайка прыгнул высоко, чтоб увидеть далеко». К заданиям относится также обычная ходьба, но в разных направлениях, змейкой, шеренгой и другое.

     Обучение  ходьбе осуществляется в определенной  последовательности. Это объясняется  тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткий шаг.

     На первом  этапе обучения нецелесообразна  ходьба строем (в колонне). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди.

     Всегда нужно заботиться об эмоциональной стороне двигательных заданий. Дети понимают и с удовольствием откликаются на интригующее предложение, например. «Сначала пойдем, как детки, а потом как косолапые мишки» (Идет медведь, шумит в кустах, идет медведь на двух ногах).

     Детей младшего  возраста обучают ходьбе с  высоким подниманием колен, так как у детей укрепляются амплитуда взмаха рук, которая оказывает благоприятное влияние на связки, суставы, усиливает работу сердечно-сосудистой системы.

      При  обучении этому виду ходьбы  используются наглядные и словесные методы. Такие как бы показ с объяснением (как нужно идти высоко поднимая колени). Воспитатель идет впереди колонны и все виды ходьбы выполняет вместе с детьми. Комментарий, действий детей: «Света, спину держи прямо, колено поднимай выше». Поощрение: «Молодец, Таня, красиво идешь». Также используется имитация. Дети идут, подражая лошадке, цапле и так далее. Ходьба с высоким подниманием колени: «По улицам шагает веселое звено. Никто кругом не знает куда идет оно!»

     Детей обучают  ходьбе на носочках. При ходьбе на носочках уменьшается площадь опоры.

     При обучении  детей ходьбе на носочках используются  наглядные и словесные методы. К ним относятся такие приемы: показ с объяснением, имитация; индивидуальная работа, поощрение. Корпус держать прямо помогут сравнения: как прямая березка, сосна и так далее. «Горячо»- идти на носочках, «холодно»- обычным шагом.

     С младшего  дошкольного возраста обучают различным видам бега (обычный, на носочках, с высоким подниманием колен).

     Обычный  бег выполняется перекатом с  пятки на носок. При обучении  обычному бегу применяется показ, словесные методы: объяснение, комментарий действий детей, поощрение.

     При обучении  детей бегу на носочках надо  следить, чтобы дети бегали  легко, слегка отрывая ноги  от пола.  При обучении используются не только показ и объяснение, но и имитация. Например, бегать как лошадки, высоко поднимая колени.

     Во время  ходьбы и бега воспитатель  становится впереди, называет  себя главным медвежонком (если  есть тема) и предлагает детям идти за ней. Каждый вид ходьбы и бега объясняется четко, кратко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, потому что дети очень точно копирует взрослых. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли упражнения, предупреждает и исправляет ошибки детей. Смотрит за тем, чтобы дети дышали носом, поднимали ноги выше, спину держали прямо, руками работали, не отставали и не торопили друг друга. Воспитатель чередует разновидности ходьбы, ходьбы с заданием, бега. Перед каждым упражнением воспитатель подготавливает детей: «Ребята, поставили руки на пояс, приготовились к выполнению упражнения». Перед бегом просит детей сжать ручки в кулачки, если дети затрудняются, воспитатель может остановить детей и показать. Следит за временем бега (30-50с). Чтобы воспитатель имела возможность, не прерывая и не останавливая движения, влиять на качество его исполнения необходимо использовать звуковое сопровождение ходьбы и бега.

     Средствами  звукового сопровождения является  пианино, бубен, барабан, погремушки, хлопки в ладоши. Чаще других используется бубен. Владение бубном - одно из необходимых профессиональных умений воспитателя.

      Важно  знать и уметь выполнять несколько  специфических правил пользования  бубном, чтоб он на деле был  дидактическим средством формирования  чувства ритма.

  1. Держать бубен можно в другой руке, но обязательно крышкой кверху для того, чтобы звуки извлекаемые ударом из всех звучащих деталей собирались в один разноголосый аккорд.
  2. Ударять можно рукой по бубну или бубном о руку. Движение в любом случае должно быть вертикальным.
  3. Звуки должны быть четкие и не очень громкие, если того не требует педагогическая задача. В ситуации: «Когда я громко ударю в бубен, нужно быстро повернуться и идти в обратную сторону…», один удар должен быть сильнее.
  4. Звуковые сигналы для бега должны отличаться от ходьбы не только темпом, но и звуковым оттенком, стимулирующим «полет»; держа бубен горизонтально, нужно ритмично встряхивать его в соответствующем ритме.
  5. Переход от ходьбы к бегу и наоборот должны быть постепенным: сигналы ускоряются, темп ходьбы возрастает до темпа бега (примерно 5-6 секунд). Переходить от бега к ходьбе нужно через быструю, в темпе бега ходьбу, постепенно замедляя ее. 

     По окончании первой части утренней гимнастики воспитатель останавливает детей и предлагает построить большой и красивый круг. Чтобы научить детей строиться в круг, необходимо использовать предметы (кубики) или шнур по кругу и в центр (середину) его также поставить предмет (кубик, стул, игрушка). Каждый ребенок встает около предмета или шнура, и все вместе образуют круг. В дальнейшем убирают предметы, шнур и дети встают вокруг предмета, поставленного в середину круга, на таком же расстоянии от него, на каком был разложен шнур, сначала держась за руки, а потом без помощи рук. Когда дети научатся это делать, можно убрать предмет из центра круга и дети смогут построиться, ориентируясь на ребенка, стоящего напротив. При этом сначала они держатся за руки, а в дальнейшем строятся без помощи рук.

     Вначале  дети строятся в круг кто  за кем хочет, соблюдая расстояние друг от друга, а затем – по росту. Дети должны поддерживать определенную величину круга (не сужать и не расширять его), а также не разрывать его. С детьми младшей группы воспитатель находится в кругу и напоминает, чтобы они не сужали круг. Круг можно построить из шеренги. Для этого детям предлагается взять друг друга за руки первого и последнего ребенка в шеренге, подводит их друг к другу и замыкает круг. В дальнейшем роль направляющего выполняют дети по назначению воспитателя.

книга реал.doc

— 175.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прил.2.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

титул. книга.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста