Экологическая кльтура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить технологии экологического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
Изучение теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;
Проанализировать учебный материал
Рассмотрение методических аспектов организации учебного процесса по формированию экологической культуры младших школьников;
Практическая реализация формированию экологической культуры младших школьников. В качестве такового в работе рассматривается урок, проведенного автором во 2 «А» классе Б. Березниковской СОШ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА............................................................. 6
1.1
Теоретическое основы формирования экологической культуры младших школьников…………………………………
6
1.2 Анализ учебного материала........................................................... 7
2 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………...
14
2.1 Урок литературного чтения как средство формирования экологической культуры младших школьников………………. 14
2.2 Практическая реализация формирования экологической культуры младших школьников………………………………… 15
2.3 Выявление уровня понимания младшими школьниками значения экологического воспитания на уроках литературного чтения……………………………………………………………...
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 32

Работа содержит 1 файл

экологическая культура.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
3
1 Экологическая культура............................................................. 6
  1.1 Теоретическое основы формирования экологической культуры младших школьников…………………………………  
6
  1.2 Анализ учебного материала........................................................... 7
2 возможности формирования экологической  культуры младших  школьников…………………………...  
 
14
  2.1 Урок литературного чтения как средство формирования экологической культуры младших школьников………………. 14
  2.2 Практическая  реализация формирования экологической  культуры младших школьников……………………………… 15
  2.3 Выявление уровня понимания младшими школьниками значения экологического воспитания на уроках литературного чтения……………………………………………………………...  
 
23
Заключение................................................................................................ 30
Список  использованных источников....................................... 32
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

     Актуальность данной темы обусловлена  необходимостью формирования экологической культуры младших школьников на уроках, в том числе на уроках литературного чтения, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения ребенка с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием школьника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей младшего школьного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на школьном участке  и дома. Экологическое воспитание школьника на уроках литературного чтения — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

     На  занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного  произведения, который воспитатель  читает или рассказывает детям, а  дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.

     Литература  представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение. Эти произведения отличаются яркой экологической направленностью. На основе сказок и рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы и особенности.

     Объект исследования – возможности формирования  экологической культуры у младших школьников.

     Предмет исследования – экологическое воспитание на уроках литературного чтения.

     Цель – изучить технологии экологического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

     Задачи:

    1. Изучение теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;
    2. Проанализировать учебный материал
    3. Рассмотрение методических аспектов организации учебного процесса по формированию экологической культуры младших школьников;
    4. Практическая реализация формированию экологической культуры младших школьников. В качестве такового в работе рассматривается урок, проведенного автором во 2 «А» классе Б. Березниковской СОШ

     Гипотеза  данного исследования – возможности формирования экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения, позволит выявить эффективность усвоения школьниками аспектов экологического воспитания.

     Теоретико-методологическими  основами исследования являются научная  литература по психологии и педагогике, педагогические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, межвузовские сборники научных трудов по проблеме экологического воспитания.

     Методы  исследования:

     Анализ  литературы по теме исследования.

     Проведение и анализ исследования.

     Беседы  с младшими школьниками, их родителями и учителями.

     Этапы исследования

     I этап – Анализ литературы по теме исследования.

     II этап – Разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.

     Теоретическая и практическая значимость в выделении понятийный теоретической части работы, проведено практическое занятие по литературному чтению, по итогам которого написаны анализ и методические рекомендации.

     Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы 35 страниц печатного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается проблема, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.

     В первой главе «Экологическая культура» изложены теоретические подходы к пониманию формирования экологической культуры младших школьников.

     Во  второй главе «Возможности формирования экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения» приведены методы экологического воспитания на уроках литературного чтения и результат по выявлению понимания школьниками личностной необходимости знаний по данной теме.

     В заключении приведены выводы по исследованию.

     Список  использованных источников содержит 46 наименований изученной литературы.

 

     1 экологическая культура

     1.1 Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников. 

     Главная задача экологического воспитания в  начальной школе - научить детей  любить и беречь природу, воспитать  защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Бурная хозяйственная деятельность человека, возросшая вследствие значительного роста численности населения Земли, стала причиной глобальных экологических проблем, среди которых: загрязнение атмосферы, морей и океанов, начавшееся изменение климата Земли, опустынивание обширных территорий, сокращение генетического фонда Земли.

     Катастрофически быстро нарастающие изменения биосферы, вызванные  влиянием человека на окружающую среду, привлекли внимание не только ученых, но и всех прогрессивно мыслящих людей планеты.

     Большую роль в решении назревших экологических  проблем играют ликвидация экологической  безграмотности и перестройка в  этом направлении человеческого  мышления, что в свою очередь требует всеобщего экологического образования и воспитания.

     Значительная  роль в решении проблем экологического воспитания и образования  принадлежит  школе и во многом зависит от первого  этапа обучения в начальной школе.

     В последние годы появились учебные предметы, направленные на экологическое образование младших школьников («Мир и человек», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас» и др.). Изучение этих предметов  является основой для формирования экологической культуры. Однако особенности организации учебного процесса в начальной школе дают возможность педагогу так спланировать учебно-воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов пробрели экологическую направленность. [1, 21]

     Экологически  ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании,  развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния как любовь, сопереживание, совесть, эмоциональный и духовный подъём от общения с природой. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром. [18,13]

     Таким образом человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия ребенка с природой является младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является то, что для ребенка более важными являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания, в нашем случае это природа и окружающая среда, чем сведения о нем полученные от взрослых или книг. Именно поэтому, особую важность приобретает организация условий  для установления эмоциональных связей ребенка с природой.  

     1.2 Анализ учебного материала

     Каждый  учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры. В том числе и литературное чтение.

     Взаимосвязь человека с миром природы в  той или иной мере отражена практически  в любом литературном произведении. Поэтому на уроках чтения учитель  имеет большие возможности для  формирования у младших школьников экологической культуры. Рассматриваемые картины природы (литературный пейзаж) анализируются не как некий фон, а имеют разнообразное смысловое значение.

     Русская литература традиционно близко связана  с миром природы. Русские писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты, глубокого и тонкого ее восприятия. Например, все творчество И.А. Бунина проникнуто поэзией русской природы, а в произведениях Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова раскрыты духовные связи между человеком и миром природы. В творчестве М.М. Пришвина любовь к родной природе сочетается со знаниями о ней и ее пониманием. Писатель был убежден, что природа оказывает огромное воздействие на человека. К.Г. Паустовский в своих произведениях провозглашает бескорыстное отношение к миру природы. И им ставилась проблема охраны окружающей природы еще в 50-х г.г. У писателей-натуралистов - В.В. Бианки. Н.И. Сладкова - прослеживается связь природы и человека в этом мире. Они увлекательны, познавательны и высокохудожественны. [8, 9 - 11]

     На  уроках окружающего мира (УМК Н.Ф. Виноградовой) для формирования экологической  культуры часто можно использовать стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные  взаимосвязи окружающей среды. Поэтическое  произведение воспевает красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе. Вот один из примеров - использование на уроке в 3 классе, стихотворения С. Викулова, нашего земляка, при изучении темы: «Вода. Охрана воды»:

     Послушайте!

Речушка вдоль околицы  текла.

Негромкая…

Но  мы ее любили,- 
Она ведь первою была.

Для нас и, значит, 
Лучшею на свете. 
Сейчас в ней всякий хлам, 
И ржавь, и слизь 
Зеленая, и хвощ болотный вылез… 
Как будто люди целью задались 
Убить ее 
И своего добились.

Информация о работе Экологическая кльтура