Экологическая кльтура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить технологии экологического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
Изучение теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;
Проанализировать учебный материал
Рассмотрение методических аспектов организации учебного процесса по формированию экологической культуры младших школьников;
Практическая реализация формированию экологической культуры младших школьников. В качестве такового в работе рассматривается урок, проведенного автором во 2 «А» классе Б. Березниковской СОШ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА............................................................. 6
1.1
Теоретическое основы формирования экологической культуры младших школьников…………………………………
6
1.2 Анализ учебного материала........................................................... 7
2 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………...
14
2.1 Урок литературного чтения как средство формирования экологической культуры младших школьников………………. 14
2.2 Практическая реализация формирования экологической культуры младших школьников………………………………… 15
2.3 Выявление уровня понимания младшими школьниками значения экологического воспитания на уроках литературного чтения……………………………………………………………...
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 32

Работа содержит 1 файл

экологическая культура.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     М. Василий

     Страдает  заиканием, поэтому сильно стесняется этого; учится удовлетворительно; когда  волнуется при ответе на вопрос учителя, заикается еще больше. Учится без желания, многое из того, что делается на уроке, может просто не выполнять

     К. Катя

     Активно участвует на уроке, с легкостью  выполняет задания учителя, всегда представляет класс на школьных олимпиадах. Выше всех детей в классе, не заучка, пользуется авторитетом у одноклассников.

     П. Максим

     Гиперактивный, учится хорошо, ошибки в основном из-за невнимательности, не может усидеть  на одном месте, ему со всеми нужно  пообщаться, обсудить текущие вопросы. Немного некорректен в отношении  со взрослыми, избалован вниманием родителей и родственников.

     Ход эксперимента и полученные результаты.

     Ориентируясь  на этих пятерых учеников при разработке конспекта урока, были включены в содержание занятий те основные понятия для формирования правовых знаний, которые были выделены в первой главе.

     Беседа с классом.

     Ответы были получены следующего характера: каждый из испытуемых высказал мнение о том что литературное произведение так же как и живопись и музыкальное произведение может отразить красоту природы , и что когда видишь эту красоту хочется беречь и приумножать.

     У многих уже есть опыт по посадке зеленых насаждений в школьном  дворе, по уходу за растениями, дома и в классе.

     Относительно актуальности темы высказался только один Максим, но в конце остальные его поддержали. В действительности молодежь не особо задумывается в настоящее время экологической культуре, оставляют много мусора после себя в парковых зонах, не берегут окружающую среду.

      Из всего изученного на уроке материала был сделан вывод о том что, из всех присутствующих все имеют представление о том что представляет из себя экологическая культура, что нужно делать чтобы сохранить и приумножить красоту окружающего мира.

     В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления опыта - особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.

      При определении особенностей опыта  школьников использовались следующие  критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

      Полученные результаты опытно - экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в школьном возрасте происходит формирование понимания личностной необходимости экологических знаний полученных на уроках литературного чтения. 
 

    Вывод по второй главе:

     Ребенок не научится любить природу, пока не пожалеет замерзшего в снегу воробья; девочка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой - нибудь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой. А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека.

     В последнее время в воспитательной работе особое место занимает вопрос о формировании культуры ребенка. В программах школы выделяются разделы по формированию экологической, физической, коммуникативной, эстетической, этической, духовной культуры.

     На  мой взгляд, не менее важным аспектом в воспитании школьников является формирование эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, которая, в свою очередь, является компонентом культуры личности.

     Эмоции - это особая форма познания и отражения действительности. Именно в эмоциях человек выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, так эмоции связаны с потребностями человека.

     Только  обладая собственным богатым  эмоциональным миром, человек может  « включить» воображение и  поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, нежность адекватно ситуации.

     А. Лиханов сказал, что «первое, чему надо учить ребенка, - это сочувствие».

     Герои детских книг заставляют юных слушателей и читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, испытывать страх и преодолевать его. Обширный спектр чувств испытывает ребенок, прикасаясь к сокровищам художественной культуры.

     Наша  задача – помочь детям не только испытывать те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если бы были на месте героев.

     Культура  эмоций – это культура души, нам  педагогам необходимо через произведения художественной литературы, произведения искусств, бесед воздействовать на душу ребенка, культивируя положительные эмоции.

     Как формировать положительные эмоции?

     С чего начать? С отношения нас педагогов к самому ребенку.

     При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

     -Ты самый умный, хороший.

     -Ты  молодец.

     -У  тебя все получится.

     -Спасибо  тебе, я очень тебе благодарна.

     Ведь  по мнению психологов, положительные  эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают.

 

Заключение 

     Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Эмоциональные переживания связанные с объектом познания для ребенка являются более важными, в нашем случае это природа и окружающая среда, чем сведения о нем полученные от взрослых или книг. Именно поэтому, особую важность приобретает организация условий  для установления эмоциональных связей ребенка с природой.

     Детство - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника с природным и социальным окружением, способствующий формированию экологической культуры личности. Очевидно, что на этапе начального обучения преобладающую роль будут играть задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и т.п.), поскольку природа и отношения с ней - приоритетный и важнейший предмет изучения в начальной школе. Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь на открытие ребенком связей и зависимостей человека и природы, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях. А системное построение заданий позволяет школьнику увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их «дома» и «квартиры», многосторонние связи со средой обитания и между собой, что поможет ребенку открыть для себя многие экологические закономерности.

     Ребенок не научится любить природу, пока не пожалеет замерзшего в снегу воробья; не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой - нибудь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой. А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека. В последнее время в воспитательной работе особое место занимает вопрос о формировании культуры ребенка. В программах школы выделяются разделы по формированию экологической, физической, коммуникативной, эстетической, этической, духовной культуры.

     На  мой взгляд, не менее важным аспектом в воспитании школьников является формирование эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, которая, в свою очередь, является компонентом культуры личности.

     Эмоции - это особая форма познания и отражения действительности. Именно в эмоциях человек выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, так эмоции связаны с потребностями человека.

     Только  обладая собственным богатым  эмоциональным миром, человек может  « включить» воображение и  поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, нежность адекватно ситуации.

     Герои детских книг заставляют юных слушателей и читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, испытывать страх и преодолевать его. Обширный спектр чувств испытывает ребенок, прикасаясь к сокровищам художественной культуры.

     Наша задача – помочь детям не только испытывать те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если бы были на месте героев.

 

     Список использованной литературы 

  1. Алексеев, С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников./ С. В.Алексеев, Л. В. Симонова. // НШ. – 1999. - №1. С. 19-22
  2. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. / Т. А. Бабанова, - М.: Просвещение, 1993,
  3. Барышева, Ю. А. Из опыта организации экологической работы. / Ю. А. Барышева // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.
  4. Бахтибенов, А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / А. Ш.  Бахтибенов // Русс. яз. – 1993. - №6.
  5. Боголюбов, С. А. Природа: что мы можем. / С. А. Боголюбов, - М. – 1987.
  6. Бондаренко, В. Д. Культура общения с природой. / В. Д. Бондаренко, - М. – 1987.
  7. Боровская, Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. / Л. А. Боровская, - М. Просвещение, 1991.
  8. Вершинин, Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. / Н. А. Вершинин // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.
  9. Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников. / А. Н. Воробьева // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.
  10. Гетьман, В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. / В.Ф Гетьман // Рад. шк. – 1983.
  11. Глазачев, С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. / С. Н Глазачев // НШ. - 1998. №6. С. 13-14.
  12. Гордеева, В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). / В. А. Гордеева // НШ. – 1999. №12. С. 98-100.
  13. Горощенко, В. П. Природа и люди. / В. П. Горощенко, - М.,
  14. Гришева, Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.
  15. Гюльвердиева, Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование  в экологическом воспитании детей. / Л.М. Гюльвердиева, З. Ю Утенова // НШ. – 1998. №6. С. 71-76.
  16. Дерябо, С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. / С. Д. Дерябо // НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.
  17. Дмитриев, Ю. Д. Земля у нас одна. / Ю. Д. Дмитриев, - М.: Детская литература. – 1997.
  18. Дорошко, О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988.
  19. Жестнова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. / Н. С. Жестнова // НШ. – 1989. №10-11.
  20. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. / И. Жукова // НШ. – 1998. №6. С. 125-127.
  21. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы. / Л. М. Ишутинова // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
  22. Кваша, А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. / А. В. Кваша // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.
  23. Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. / З. П. Кириллова. - М.: Просвещение. – 1983.
  24. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе. / Т. А. Климцова // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
  25. Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. / Г. И. Колесникова // НШ. – 1998. №6. С. 50-52.
  26. Королева, А. Школа тигров и леопардов. / А. Королева // НШ. – 1998. №6. С. 59-63.
  27. Лихачев Б. Т. «Экология личности»,/ Б. Т Лихачева// Педагогика,1993,№2,с.19-23.
  28. Лобов, П. А. Колобок (театрализованное представление на экологическую тему). / П. А. Лобов // НШ. – 2000. №6. С. 20-22.
  29. Майорова, М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. / М, Л. Майорова // НШ. – 1999. №12. С. 60-61.
  30. Мутин, М. А. Растения лесотундры. / М. А. Мутин // НШ. – 1998. №6. С. 123-125.
  31. Мухамедьярова, Р. Р. О работе экологической школы. / Р. Р. Мухамедьярова // НШ. – 1999. №3. С. 32-34.
  32. Нинадрова, Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. / Н. Н. Нинадрова // НШ. – 1998. №6. С. 105-106.
  33. Николаева, С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / С. Н. Николаева, - М.: Просвещение. – 1993.
  34. Павленко, Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. / Е. С. Павленко // НШ. – 1998. №5.
  35. Пахомов, А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. / А. П. Пахомов // НШ. – 1998. №6. С. 26-28.
  36. Петров, В. В. Из жизни земного мира. / В. В. Петров, - Минск, БГУ. – 1998.
  37. Попова, Н. Н. Лаборатория жизни. / Н. Н. Попов // НШ. – 1998. №6. С. 46-50.
  38. Салеева, Л. П. Содержание экологического образования./ Л. П. Салеева // Биология в школе. – 1987. №3
  39. Салеева, Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. / Л. П. Салеева // НШ. – 1991. №4.
  40. Симонова, Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. / Л. П. Симонова // НШ. – 1999. №5. С. 45-51.
  41. Симонова, Л. П. «Зеленый дом». / Л. П. Симонова // НШ. – 1998. №6. С. 127-128.
  42. Сидельновский, А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987.
  43. Тихонова, А. Учебная природная тропа для младших школьников. / А. Тихонова // НШ. – 1991. №9.
  44. Тихонова, А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. / А. Е. Тихонова, В. М Деев // НШ. – 1998. №6. С. 77-81.
  45. Чижевский, А. Е. Экология у нас дома. / А. Е. Чижевская // НШ. – 1998. №6. С. 43-46.
  46. Яблонов, А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира. / А. В. Яблонов. - М., Знамя – 1979.
  47. Яковлева, Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. / Е. В. Яковлева // РАО – 1996.

Информация о работе Экологическая кльтура