Экологическое образование дошкольников в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;
- раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе

Содержание

Введение
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»
1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Литература

Работа содержит 1 файл

Экологичческое образование дошкольников Султанова.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

       Творческое  начало в педагогической деятельности воспитателя ДОУ определяется самой  спецификой учебно-воспитательного  процесса, условиями его протекания, возникновением множества незапланированных ситуаций, требующих немедленного разрешения. Педагог должен творчески освоить и осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной педагогике. Он должен искренне любить и быть преданным каждому ребенку, чувствовать ответственность перед судьбой каждого ребенка, стремиться к пониманию каждого ребенка.

       Главная функция педагога — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван педагог.

       Воспитатель — это всегда активная творческая личность. Его задача состоит в  том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной.

       Воспитатель — главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом образовании. Три аспекта его личности определяют конечный результат его деятельности — формирования экологической культуры:

       1. Понимание экологических проблем и причин их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее.

       2. Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании.

       3. Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы пребывания детей в дстком саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания. [3, с. 161]

       От  воспитателя, его целенаправленной и систематической работы зависит  дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно-эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к природным объектам.

       При формировании экологической культуры необходим комплекс таких методических средств и приемов, которые при  изучении природы и любом общении  с ней оставляли бы в памяти ребенка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

       Среди разнообразных методов обучения и воспитания, которых насчитывается  огромное количество, для формирования экологической культуры дошкольников наиболее эффективными считаются следующие  методы:

       1. Наблюдение. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

       2. Опыты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность, именно этим обусловлена педагогическая ценность опытов.

       3. Работа с природоведческой литературой. Художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

       4. Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование). Общим для всех этих методов является высокий уровень абстракции, что, учитывая психологические особенности мышления дошкольников, существенно ограничивает возможности их использования в ДОУ, но вместе с тем формирование зачатков логического мышления входит в число актуальнейших задач воспитателя. В познавательную деятельность детей целесообразно включать работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы и демонстрировать существенные экологические связи в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

       5. Работа с наглядно-образными средствами. Формирование разнообразных реалистических представлений о природе будет происходить успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Наглядно-образные средства подразделяются на статические (картина) и динамические (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы). Следует отметить воспитательное значение картин. Рассматривая хорошо написанную картину, дети испытывают эстетическое наслаждение, появляется положительный эмоциональный настрой. Динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.

       6. Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные методы неизменно используются при работе с дошкольниками. Применяя их словесные в сочетании с прочими методами обучения можно научить ребенка переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для реализации индивидуального подхода к ребенку, это позволяет педагогу привлекать к активному участию в работе слабых и пассивных детей.

       7. Игра. Игровая деятельность — естественная потребность ребенка дошкольного возраста. На включении игр в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач. Игра — это эмоциональная деятельность. Эффективность формирования экологической культуры в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к природе. Задача педагога — «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к этому содержанию. Для формирования экологической культуры наиболее часто используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию, а также игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и дидактические игры. [3, с. 164]

       Таким образом, работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует эти  методы, как на занятиях, так и  в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это  сочетание является еще одним условием формирования экологической культуры дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало ее. Четко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.

       Биоцентрический подход к методике экологического воспитания, ориентированный на биоэкологию и ее ведущие понятия, выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.

       Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в создании экологической развивающей среды.

       Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.

       В ДОУ можно создать экологическую  развивающую среду как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс».

       Уголок  природы. Главная его особенность и преимущество — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.

       Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.

       Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.

       Дидактические игры, модели и пособия  экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.

       Библиотека  юного натуралиста. В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.

       Совокупность  этих средств в экологической  развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической  культуры дошкольника.

 

       Литература 

   
  1. Ашиков  В. «Семицветик» — программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 2. — С. 34.
  2. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]. — М.: АРКТИ, 2002. — 128 с.
  3. Захлебный, А. Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания [Текст] / А. Н. Захлебный. — М., 2000. — 54 с.
  4. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева [и др.] ; сост. Л. А. Каменева ; под ред. П. Г. Саморуковой. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2003. — 207 с.
  5. Каленникова, Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии [Текст] / Т. Г. Каленникова. — Минск : Народная асвета, 2005. — 68 с.
  6. Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — М. : Знание, 2007. — 235 с.
  7. Куприянова, Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой [Текст] / Л. Куприянова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 5. — С. 36 — 38.
  8. Молодова, А. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов и учителей / А. П. Молодова. — Минск : Асар, 2006. — 128 с.
  9. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет [Текст] /  
    Н. И. Непомнящая. — М. : Педагогика, 2002. — 160 с.
  10. Николаева, С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С. Н. Николаева. — М.: Новая школа, 2003.
  11. Николаева, С. Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] : метод. материал для работы с родителями в дошкол. учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. — М. : Новая школа, 2003. — 63 с.
  12. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольника [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М. : Академия, 2005. — 184 с.
  13. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается в детстве [Текст] /  
    С. Н. Николаева. — Пермь, 2002. — 92 с.
  14. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] : метод. рекомендации для дошкол. учреждений / С. Н. Николаева. — М. : Новая школа, 2003. — 32 с.
  15. Романова, Т. Д. Экологическое образование [Текст]: опыт экспериментальной площадки / Т. Д. Романова // Экология и жизнь. — 2006. — № 3. —  С. 19—21.
  16. Рыбалкин, Н. Г. Экологическое воспитание и образование в России [Текст] / Н. Г. Рыбалкин, Е. Д. Самотесов [и др.]. — М., 2002. — 224 с.
  17. Рыжова, Н. «Наш дом — природа» [Текст] / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — С. 26.

Информация о работе Экологическое образование дошкольников в ДОУ