Экологическое образование дошкольников в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;
- раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе

Содержание

Введение
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»
1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Литература

Работа содержит 1 файл

Экологичческое образование дошкольников Султанова.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

       А. А. Вербицкий утверждает, что под  экологическим образованием можно  понимать процесс наследования и  расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни

       Задача экологического воспитания и образования, по мнению Н.Д.Соколовой, состоит в наиболее полном преобразовании общественной необходимости охраны природы во внутренние потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому, в целях эффективного формирования бережного, ответственного отношения к природе, следует включать экологические проблемы во все сферы их сознания, то есть формировать у детей экологическое сознание.

       Задачи  экологического образования в ДОУ  — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

       - создание в педагогическом коллективе  атмосферы значимости экологических  проблем и приоритетности экологического воспитания;

       - создание в дошкольном учреждении  условий, обеспечивающих педагогический  процесс экологического воспитания;

       - систематическое повышение квалификации  педперсонала: овладение методами  экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

       - осуществление систематической  работы с детьми в рамках  той или иной технологии, постоянное  ее совершенствование;

       - выявление уровня экологической  культуры — реальных достижений  в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

       В. А. Ситаров делает вывод о том, что экологическая культура, выступая органической, неотъемлемой частью культуры общества, характеризуется степенью его духовности, степенью нравственности, степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей. [26, с. 27]

       Сущность  экологической культуры, по мнению Б. Т. Лихачева, может рассматриваться  как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

       В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).

       По  мнению А. А. Вербицкого, экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека).

       И.П. Сафронов представляет экологическую  культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологического сознания, экологического мировоззрения и экологической деятельности. [4, с. 45]

       Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:

       - интерес к природе и проблемам  ее охраны;

       - знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;

       - нравственные и эстетические  чувства по отношению к природе;

       - экологически грамотная деятельность  по отношению к природной среде  (совместно со взрослыми);

       - мотивы, определяющие деятельность  и поведение личности в природном окружении.

       С.Н. Николаева считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников — это становление осознанно-правильного  отношения к природе. [20, с. 59] Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного — правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми 5—7 лет доказана педагогическими исследованиями И. А. Комарова, Н. Н. Кондратьева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдуровой).

       В концепции экологического образования  С. Н. Николаевой в ДОУ указывается, что формирование основ экологической  культуры как качества личности включает:

       - формирование знаний и отношения  к природе, ее единству, значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек — природа — общество;

       - формирование интеллектуальных  и практических умений средствами  игр;

       - воспитание ценностных ориентаций  экологического характера;

       - формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;

       - участие в активной практической  деятельности по охране окружающей  среды.

       Формирование  начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растения, животные, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения. 
 

1.2. Теоретические  основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе 

       Ознакомление  дошкольников с природой – это  средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным и растениям (уничтожение лягушек, полезных насекомых и т. п.). Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику ребенка, ожесточает его. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

       Исходным  звеном воспитания осознанно-правильного  отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

       Проанализируем  возможности всех факторов, влияющих на формирование экологической культуры:

       - концепция непрерывного экологического  образования;

       - экологическое воспитание в ДОУ  и начальной школе и соблюдение преемственности между ними.

       - личность педагога,

       - экологическая развивающая среда. [3, с. 157]

       Одним из главных условий является наличие  единой концепции непрерывного экологического образования. Анализируя данную концепцию, А.А. Вербицкий  выделил следующие условия ее успешной реализации:

       - разработка соответственной нормативно-правовой базы непрерывного экологического образования;

       - кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования;

       - организация активной обучающей  среды, внедрение современных педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

       Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации  экологического образования. Так, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечают то, что в этом плане существуют две тенденции:

       - одни специалисты считают необходимым  разрабатывать отдельный предмет  «экология», который нужно вводить  в содержание образования на  различных уровнях;

       - другие утверждают, что более  эффективным является «Экологизация» всех занятий, поскольку экологические проблемы носят глобальный междисциплинарный характер. [3, с. 159]

       Таким образом, в современной литературе исследователи выдвигают соблюдение принципа междисциплинарности в  экологическом образовании одним  из эффективных условий осуществления экологического воспитания как части формирования экологической культуры дошкольников.

       Первоначальные  элементы экологической культуры закладываются  в дошкольном образовательном учреждении. Не менее важным условием является соблюдение преемственности в работе по формированию экологической культуры между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.

       В ДОУ успех формирования экологической  культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

       Выделим основные из них: учет возрастных и  психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, усиление межпредметных связей, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.

       Говоря  о возрастных и психологических  особенностях восприятия природы, следует  отметить, что в дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного  формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

       Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как  она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

       В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.

       Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в классной или игровой комнате.

       Во  время экскурсий и прогулок дошкольники  собирают определенный материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержатся в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также в работе на огороде и в цветниках.

       Следующим условием формирования экологической  культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают исследования А.В.Самборенко, Ш.А.Амонашвили, Б.Т.Лихачева и других, является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.

Информация о работе Экологическое образование дошкольников в ДОУ