Экологическое воспитание дошкольников через игру

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1.

Теоретические основы исследования детей дошкольного  возраста.

    1. Современное экологическое образование.
    2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
    3. Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
    4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.

Глава 2.

Практические  исследования

Констатирующий  эксперимент

Формирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая  проблема взаимодействия человека и  природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

     В условиях  надвигающейся экологической  катастрофы громадное значение приобретает  экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. 

      История человечества неразрывно связана с  историей природы.  На современном  этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли  в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.      И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. 

     Экологическое воспитание – новое направление  в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной  деятельности дошкольных учреждений, рекомендуемой в соответствующем разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (ознакомление дошкольников с природой).

     Одной из основных причин незрелости экологического  сознания людей нужно  считать  недостаточно эффективную систему  экологического воспитания и воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность  приобщиться  к пониманию экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом:  под воздействием обыденных впечатлений или из  сообщений  средств  массовой  информации. Разрозненные сведения  не  дают  возможности  человеку выработать стройную систему экологических знаний,  которая  необходима  ему, чтобы разумно относится к природе,  не наносить ей урона.  Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического  воспитания и воспитания населения. 

     Дошкольный  возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.  

     Детский сад является первым звеном системы  непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

     Цель  дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.

     Объект  исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.

     База  исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.

     Методы  – беседы, диагностика, проведение занятий, игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.

    1. Современное экологическое образование.

   За  последнее время были созданы  программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».

   Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ:

«Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы  на новую концепцию воспитания детей  дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно - ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

     Рассмотрим  программы.

     «Кроха» - это программа воспитания детей  раннего возраста в семье и  детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу, для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом. 

     Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

     В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

     В   программе  «Детство»,   созданной   в   Петербурге  коллективом  преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с  растениями  и  животными,  проживающими  в  одном  сообществе,  их взаимосвязанностью).

     Один  из авторов «Детства» - Н.Н.Кондратьева - вышла на разработку своей потенциальной   «Программы экологического образования  детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического знания. Программа «Мы» предлагает традиционнее виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование, с ними автор связывает проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

     «Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но эта тема не раскрыта на конкретном материале. Программа «Истоки» не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития  -  познавательного,  эстетического,  нравственного  и  физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность, 

     Программа «Развитие», разработанная коллективом  опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.

     Наряду  с комплексными в 90 - е годы создано  значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников.

     Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей  целью развитие в детях элементов  экологического сознания, она демонстрирует  всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей   индивидуализацию личностного развития ребенка.

     Программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина - Новикова) развивает в детях планетарное  мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли.

     Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и  др.) также пытается решить вопросы  Я - концепции ребенка его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в  окружающей среде, которая понимается широко - как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения.

     Творческий  поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен  на развитие в детях эстетического  отношения к природе и окружающему  миру. 

     Программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно -  экологическое  образование детей, развитие в них  начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать. Программа предлагает совместную деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе имеются две базовые темы:

     «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты - в  ближнее и дальнее космическое  пространство.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру