Экологическое воспитание дошкольников через игру

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей.

     Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета - наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».

     К той же группе можно отнести программу  Н.А.Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную  для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы - развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Особенность программы - в ее организации, на каждом занятии, которое длиться 2 академических часа, дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).

     Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической  культуры через познание экологических  закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 - 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Одной из первых в 90-х годах появилась программа автора статьи «Юный  эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две программы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

     В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).

     Таким образом, обзор ряда отечественных  программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую  творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения и тактики введения человечества на планете, способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. 
 
 

1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.

     Воспитание  заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего  возраста закладывается в семье  и продолжает формироваться в  дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

     В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи.

     Основная  задача в умственном воспитании –  образование у детей знаний о  неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами  и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

     Неотъемлемая  часть умственного воспитания –  сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что  является основой для последующего обобщения, формирование элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.

     Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

     Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движение, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

     В непосредственном соприкосновении  с природой вместе с наблюдательностью  развивается и любознательность.

     В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

     В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного  отношения к живому.

     Детям особенно близко и дорого то, что  они сами вырастили. Наличие в  детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

     Формируя  такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности.

     Природа является одним из основных средств  эстетического воспитания детей.

     Красота природы не оставляет безучастным  даже самых маленьких детей. Знакомя  их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Необходимо чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

     Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

     «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» рекомендует, проводит работу по ознакомлению детей с природой по сезонам.1 Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

     За  время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

     В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделить некоторые признаки сезона, например: осенью, созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

     Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

     Дети  старшей группы должны знать и  самостоятельно выполнять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательности времен года; устанавливать зависимости между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей, учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

     В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые  причинные, следственные и временные  связи; сравнить не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезонны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделить признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

     Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности  времени года – учит их отличать особенности его начала, середины и конца.

     В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой  природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами), зрелищем звездного  неба – восход и заход солнца, луны, смена фаз луны, места нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года. С водой – изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней). С твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами. С воздухом, его движением, направлением и силой ветра. С электрическими и световыми явлениями (гроза – гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос). С растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой, цветом, изменений в процессе роста и по временам года, охраной растений. С животными домашними и дикими зверями, наиболее распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов и связь их с особенностями передвижения, питания, защита от врагов, места обитания животных, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана). С трудом по выращиванию растений и уходу за животными.

     Дошкольников  знакомят с растениями и животными  в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и др.), с тем, чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, где они получают необходимые условия жизни.

     Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уход за животными (посев семян, посадка черенков, высадка рассады, поливка, рыхление, прополка, кормление рыб, кроликов, кур и других мелких животных) и навыки бережного отношения к природе.

     Учитывая  возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

     Материал  расположен по кварталам, соответствующим  определенному времени года. В  каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящие в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторности в наблюдении их.

     В «Программе воспитания и обучения в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по всем видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уход за животными.  

1.3. Морально – ценностный  подход к проблеме  отношения детей  к окружающей среде.

        Природа это вся вселенная  с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым)  миром.

      Значение  природы в жизни людей очень  велико и многообразно. Природа – источник материальных и культурных благ человека.

      Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека : зеленые  растения поглощают углекислый газ  из воздуха и выделяют в него кислород.

      Восприятие  красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдения происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение.

      Природа – могучий источник познаний. Изучение  совершенной работы ее сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям.

      Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей родины, тем больше мы начинаем ее любить.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру