Экологическое воспитание дошкольников через игру

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать)
p align="justify">  Свои  ответы дети сопровождают показом картинки.

  2) Непоседа, невеличка,

  Желтая  почти вся птичка.

  Любит сало и пшеничку.

  Кто узнал ее?

  (Синичка.)

  3) Уличный мальчишка

  В сером армячишке

  По  двору шныряет,

  Крошки  собирает,

  По  полям кочует,

  Коноплю ворует.

  (Воробей.)

  4) Гладенький, аккуратненький.

  Урчит, воркует,

  Дружка  целует.

  (Голубь.)

  В конце игры воспитатель вместе с  детьми чистит кормушки и насыпает свежий корм.

  Для формирования у дошкольников представления  о природе как едином целом  мы использовали рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», 3. Плохий «Кто нужнее?». Здесь в доступной форме рассказывается о существующих в природе взаимосвязях и взаимозависимостях (зачем нужны насекомые, земноводные, рептилии, растения и т.д.).  
 
 
 
 

    Настольно-печатная игра «Пирамидки» («Птицы в природе»)

  Дидактическая задача. Развивать умение устанавливать  последовательную зависимость, состоящую  из нескольких звеньев,— экологическую  пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

  Материал  и оборудование. Кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

  Игровые действия.

  Первый  вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

  Второй  вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить  и объяснить, почему они так считают.

  Ход игры. Первый вариант.

  Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован  дятел). Где живет дятел?

  Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и  выставляют их на стол).

  Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

  Дети  находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце, и  ставят их у основания пирамидки  под кубиками с изображением деревьев.

  Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

  Дети  находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставят их над  деревьями. Объясняют, почему они так  сделали.

  Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой  дятла?

  Дети. Над деревьями, потому что дятел  питается червячками, которые находятся  за корой деревьев, семенами из шишек  и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для  роста.

  Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.

  Во  время выполнения задания воспитатель  исправляет ошибки детей и. объясняет  их.

  Ход игры. Второй вариант.

  Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.

  Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутствует? Как  вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

  Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

  Аналогично  составляются пирамидки, в которых  не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы. 

  «Угадай правило»

  Дидактическая задача. Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

  Материал  и оборудование. Рисунки с графическим  изображением правил (их содержание зависит  от задач, решаемых педагогом на занятии).

  Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи  — санитары леса!

  Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

  Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и  не убивай пауков!

  Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и  почву. От этого погибают насекомые  и растения!

  Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

  Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть  красивые растения остаются в природе! Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В. Викторова «Цветок».

  Цветок  на лугу

  Я сорвал на бегу.

  Сорвал,

  А зачем —

  Объяснить не могу.

  В стакане

  Он  день постоял

  И завял.

  А сколько бы он

  На  лугу простоял?

  Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и  других насекомых!

  Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и  кустарников!

  Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

  Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.

  Игровое действие. Воспитатель показывает этикетку, а дети своими словами передают смысл  правила.

  Когда дети усвоят правила и научатся их применять в реальной жизни, этикетки можно использовать для обозначения соответствующих действий на экологической тропе. 
 
 
 

    «Выбери правильно дорогу»

  Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между  объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

  Материал  и оборудование. Картинка, на которой  изображены лесные тропинки. По краям  тропинок расставлены этикетки с  правилами поведения в лесу.

  Игровое действие.

  Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.

  Ход игры. Первый вариант.

  Если  пройти по первой тропинке, можно наступить  на муравьев (изображен муравейник).

  По  второй, узкой тропинке тоже нельзя идти — между деревьями паук сплел свою паутину.

  На  третьей тропинке змея с детенышами греется на солнышке.

  Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем — гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.

  Ход игры. Второй вариант.

  На  первой тропинке — тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру