Экологическое воспитание дошкольников через игру

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Влияние родной природы каждый из нас в  большей или меньшей степени  испытывал на себе и знает, что  она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнью

      Дети  всегда и везде в той или  иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужи после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

      Игры  в лесу, на лугу, на берегу озера или  реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и  наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

      Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск  воды, шелест травы, шуршание сухих  листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

      Приобретенное в детстве умение видеть и слышать  природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

      Ознакомление  дошкольников с природой – это  средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

      Отсутствие  у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко  к образованию у них различных  предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным (уничтожение лягушек, полезных насекомых). Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

      Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. 
 

1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.

                                                             Игра - это жизненная лаборатория 

                                             детства, дающая тот аромат,

                                                ту атмосферу молодой жизни, 

                                              без которой эта пора ее  была

                                                     бы бесполезна для человечества.

                                        В игре, этой специальной

                                                      обработке жизненного материала,

                                                          есть самое здоровое ядро разумной 

                      школы жизни.

      С.Т. Шацкий

      Что же такое игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека»2. Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). Мы придерживаемся последнего мнения. В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, дети играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое применено в форме игры.

      Игра  – не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

      Трудно  переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в  формировании его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивать сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

      Игра  – это способ осмысления окружающего  мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям  моделей поведения. В игре ребенку  предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

      Достаточно  серьезную проблему для детей  дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

      Важную  роль играет совместная с другими  детьми, коллективная игра. В таких  играх дети ярко проявляют себя как  с хороших, так и с плохих сторон, что дает воспитателю возможность  использовать совместные игры для диагностики  отношений детей к природе, к  другим детям, к взрослым, а также для понимания степени сформированности этических качеств личности, экологической эмпатии и рефлексии.

      Примеряя  в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним  чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

      Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических  условий для погружения в мир  природы.

      Однако  надо иметь ввиду, что далеко не сякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный отбор и анализ игрового материала.

    • Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
    • Игра должна давать ребенку возможности применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к получению новых.
    • Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
    • Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
    • Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития дошкольника.
    • Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
 

    Классификация игр

В современной  педагогической литературе встречаются  различные подходы к классификации  детских игр. В пособиях по дошкольному  экологическому образованию попыток  систематизации игр практически  не наблюдалось.

      Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:

  • По специфическим характеристикам;
  • По тематическому распределению содержания;
  • По форме организации и мере регламентации;
  • По направленности действий.

    По  специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы.

          Творческие  игры

    • Сюжетно-ролевые;
    • Театрализованные;
    • Строительные.

    Игры  с правилами

  • Дидактические;
  • Подвижные

По  тематическому распределению  содержания существует следующая классификация.

Игры  на тему «Живая природа»

  • Узнавание, называние;
  • Свойства, признаки, особенности внешнего вида;
  • Функции, поведения;
  • Рост, развитие;
  • Питание;
  • Отношения с другими живыми организмами, человеком;
  • Многообразие живой природы;
  • Место обитания;
  • Отнесение к группе «Живая природа».

Игры  на тему «Неживая природа»

  • Узнавание, называние;
  • Характерные признаки, свойства;
  • Неживая природа как среда жизни живого;
  • Отличие неживой природы от живой;
  • Отнесение к группе «Неживая природа»;
  • Связи живой природы с неживой;
  • Взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;
  • Природные сообщества;
  • Экологические цепочки.

По  форме организации  и мере регламентации выделяют:

  • Самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • Совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).

По  направленности действий (направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому-либо/чему-либо, отражение чьих-либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша; на большую успешность в сравнении с другими) выделяют следующие игры:

  • Сенсорно-моторные;
  • Предметные;
  • Игры с перевоплощением (имитационные);
  • Социальные;
  • Соревновательные.

Тематика  экологических игр.

      Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями, являются основанием для использования игр по следующим темам.

  1. «Где живая и неживая природа?»
  2. «Соседи по планете» (живая природа)
  3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится».
  4. «Кому где нравится», «Кто где живет»
  5. «Что где растет»
  6. «Кому что нужно»
  7. «Что такое?», «Кто такой?»
  8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы)
  9. «Почему мы такие разные?»
  10. «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе).
  11. «Мы все нужны друг другу»
  12. «Природное - рукотворное».
 

      Самые популярные и доступные в экологическом  воспитании, являются дидактические  игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и животных и всевозможные игрушки.

      Игры  проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках  в специально отведенное для них  время.

      Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. 

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру