Экологическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:57, реферат

Описание работы

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Работа содержит 1 файл

Доклад по экологии.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

    

Реферат на тему:

«Экологическое  развитие детей дошкольного  возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».

                                               

                                               Выполнила               

                                                    

                     

                        2009год

  Формирование экологической  культуры населения,  начало её становления  падает на первые  семь- восемь лет  жизни ребёнка.  Дошкольное детство-  ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

     Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

 Один  из путей повышения эффективности  экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это  могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально – опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение природоведческой литературы, беседы, работа с родителями, связь со школой и т.д.

 На  протяжении пяти лет наш сад  работает по проблеме оздоровления  и экологической безопасности  детей. Коллектив стремится к  созданию нового культурного  образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение  экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.

  Работая  в разновозрастной группе, большое  внимание уделяю экологическому  воспитанию детей, формирую познавательный интерес к природе и бережное отношение к ней. 

  Основными  задачами, которые ставлю при  работе с детьми дошкольного  возраста – это уточнение,  систематизация и углубление  знаний детей о растениях, животных  и природных явлениях, о состоянии  окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы.

  Принципы  в работе по экологизации с  детьми – это во - первых систематичность,  сезонные изменения, возрастные  особенности, интегрированный подход, взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения и с семьей. Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок.

 К  началу дошкольного возраста ребёнок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовать умения в своей деятельности. И моя задача, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

 Освоение  детьми представлений экологического  характера осуществляется легче,  если в процессы познания природы  включать игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры, что повышает умственную активность детей.

 Удовлетворить  детскую любознательность, вовлечь  ребенка в активное освоение  окружающего мира, помочь ему  овладеть способами познания  связей между предметами и  явлениями позволит именно игра.

«Отражая  впечатления от жизненных явлений  в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию  детей, расширению их представлений  о мире». Т.С.Комарова.

 В  процессе общения с природой  в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе. 

В самых  различных системах обучения игре отводится  особое место. Ребёнок от рождения и  до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В своей работе используем игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т.д.; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д.; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т.д.; творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: они организуются по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

 Самостоятельный  характер творческих игр не  дает нам возможности использовать  их как метод обучения детей  новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

В группе созданы условия экологизации различных  видов деятельности ребёнка (для  самостоятельных игр с природным  материалом), уголок природы, календарь  погоды, книги природоведческого содержания, атрибуты для разных видов игр, альбомы «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи и фрукты» и т.д.

  Так  же основным дидактическим методом  обучения является наблюдение, как  средство развития интеллектуальной деятельности, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения использую дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приёмами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.      

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т.д.

 На занятиях используем следующие формы и методы работы с детьми:

1. экологические беседы «отчего плачут деревья», «о чем мечтала поляна».

2. использование на занятиях эколого-педагогических ситуаций, экологических задач.

 3. чтение и обсуждение книг о природе и её охране.

4. путешествие  по родному селу, экскурсии в  поле, на водоем, на которых знакомим  детей с правилами поведения в природе.

5. заложение экологической тропы. ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

6. проведение  экологической недели, где предусматриваются  конкурсы- турниры знатоков природы,  игры экологического содержания, организация выставок.

7. конкурс сухих цветов «Осенние мотивы».

 8. Проведение экологического дня «зеленая аптека»- сбор лекарственных растений, кольцовка песен о природе, «Радуга»- конкурс рисунков, час занимательных экологических подвижных игр.

9. практическая деятельность детей.

 В качестве итога работы с дошкольниками планируем создать «Модель готовности к охране природы выпускника детского сада»– ожидаемый результат, у которого будет сформирована система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения, оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастной особенности.

 Для  проведения занятий нужны наглядные  пособия: специальные картины  о природе, произведения живописи, коллекция камней, ракушек, игровой материал. Например, комплект карточек «Водоём», для ознакомления развития живых организмов с сезонными изменениями в из жизни.

 Комплект  карточек «Одуванчик», о развитии  цветка под воздействием внешних  факторов.

Предлагаю вашему вниманию несколько взаимосвязанных занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственным растением – одуванчик. Это работа с карточками «одуванчик», рисование красками после наблюдения, конспект наблюдения «знакомство с одуванчиком».

        РАССМАТРИВАНИЕ ОДУВАНЧИКА.

        РАБОТА С КАРТОЧКАМИ  «ОДУВАНЧИК».

 

ЦЕЛЬ: сформировать у детей представление о связи  растений с различными экологическими факторами. Дать представление о  различных частях (строении)растения и их функции.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА: карточки с изображениями различных частей одуванчика.

                  СОДЕРЖАНИЕ:

-Дети, послушайте и отгадайте загадку:

                 Золотой и молодой за неделю  стал седой,

                 А денёчка через два облысела  голова. (одуванчик)

Сейчас, я вам расскажу одну историю, а вы мне поможете.

 Жил  на свете одуванчик. Прошла  холодная снежная зима. Наступила  весна. Растаял снег, и на голой  земле появились длинные резные  листочки.

Дети, из чего появились листочки? (из корня)

Показываю карточку с изображением корня и  над ней карточку с листьями.

А почему весной тает снег, и листочки растут? (солнце светит и греет землю)

Что ещё  есть у одуванчика кроме листьев? (ответы детей)

На чём  растет цветок?(карточка стебель одуванчика и цветок)

Есть  у одуванчика тоненькая ножка- стебелёк, на котором держится цветок. Когда вы нюхаете одуванчик , нос у вас становится жёлтым. Почему? В цветах есть желтый порошок, мелкий, как пыль , поэтому он называется пыльца.

А ещё  цветы содержат вкусный сок- нектар. Прилетит пчела попить его, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками- парашютиками. Постарел наш одуванчик стал седым.

Как вы думаете ,для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки- парашютики?  

Да, подует ветер, разлетятся парашютики с семенами по белу свету полетают, а потом  упадут на землю, и вырастут из них  новые одуванчики.

 Что  ещё не хватает нашему одуванчику? Может, мы что- нибудь забыли?  А откуда одуванчик берёт пищу, что его «держит» в земле?

 У  одуванчика один большой корень, в нем он запасает пищу и  много маленьких – через них  он получает из земли воду  и пищу. Корень «держит» одуванчик  в земле.

 А  сейчас я предлагаю вам сложить  свой одуванчик из карточек.

  ВЫВОД:  одуванчик- многолетний цветок, он  состоит из определенных частей, на зиму он «засыпает», а весной  расцветает вместе с новыми  цветами. Появившимися из семян-  парашютиков.  
 
 

                       Наблюдение за  одуванчиком.

Информация о работе Экологическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром