Экологическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:49, реферат

Описание работы

Основой формирования экологической культуры, экологического мировоззрения населения, как одного из звеньев гражданской позиции, является получение исчерпывающей информации о состоянии окружающей природной среды.
Экологическое благополучие тесно связано с экологическим сознанием человека и с его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды.

Содержание

Введение
Сущность и проблемы направления
Глава 1: « Цель и задачи экологического воспитания»
Глава 2: «Формы и методы экологического воспитания»
Глава 3: «Принципы и педагогические требования экологического воспитания»
Опорный конспект
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание студентов ВУЗа - копия.docx

— 44.69 Кб (Скачать)

Ряд методов имеет универсальное  значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические  явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей  и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как  к лично значимым.       Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе  обучения, с учетом психологической  подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может  сформировать экологически грамотную  и воспитанную личность.

Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которые  придают экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники  и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и  др.). Содержание натуралистических  праздников направлено на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской  ответственности за судьбу родной природы. "Охрана природы -- долг каждого” -- вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.

Заслуженной популярностью  у ребят пользуются конкурсы и  турниры. Игровые конкурсы носят  обычно комплексный характер, представляя  собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Удачным сочетанием игровой и  познавательной деятельности школьников являются экскурсии, туристические  слёты и походы. Посещая экологический  кружок младшие школьники учатся ухаживать за комнатными растениями, изучают возможности ландшафтного дизайна.

Нравственно-экологическое  воспитание школьников является приоритетным направлением в работе школы и  осуществляющееся с учетом возраста учащихся, носит целенаправленный систематический  характер. Конечная цель – формирование нравственно-экологической культуры школьников, сочетающей в себе нравственно-экологические  знания и убеждения, устойчивую линию  поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.

 

Глава 3: « Принципы и педагогические требования экономического воспитания»

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса. В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем, чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания. Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания.           Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач.          Основные принципы экономического воспитания:

- комплексный подход к предмету (принцип комплексного подхода к воспитанию охватывает все стороны воспитания и предполагает единство целей, принципов, содержания воспитания, преемственность,  взаимодействие и согласованность семьи,  общественности, внешкольных учреждений и  производственных коллективов в формировании  личности школьника); 

- связь воспитания с трудовой деятельностью и жизнью человека;  

- целеустремлённость воспитания;     

- сочетание требовательности и уважения к личности;

- опора на позитивное в воспитании;  

- личностный подход;

- сочетание индивидуальных и групповых форм воздействий.

Можно выделить два направления, по которым осуществляется воздействие  на личность с помощью экономического воспитания. Первое связано с развитием  психических функций, формированием  экономически значимых черт характера, выделением индивидуальных особенностей людей. Второе – с развитием социально-личностных качеств, повышением уровня социализации.          Экономическое воспитание совместно с обучением участвует в решении проблемы развития потребностей людей в материальной и духовной сферах, приобретения ими полезных навыков и привычек, умения принимать решения, воспитания чувства ответственности за последствия этих решений, понимания и бережного отношения к окружающему миру, а также определения своего места в жизни. Эффективность экономического  воспитания зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них:                1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Каждый человек знает, что даже случайно оброненное авторитетным человеком слово запоминается иногда на всю жизнь и становится жизненным принципом. И напротив, безупречные с точки зрения методики убеждения сентенции неуважаемого человека вызывают лишь раздражение и желание поступить наоборот. Высшая форма педагогического авторитета — любовь воспитанников. Педагогу, которого воспитанники любят, удается всё.             2. Высокий уровень обучения.                                                                      3. Опора на жизненный опыт воспитанников. Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников. Здесь естественно сливаются педагогические возможности словесного убеждения с убеждающей силой примера, причем это такой пример, который предложен не педагогом, а извлечен из памяти воспитанника.                4. Искренность, конкретность и доступность убеждения.                    5. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с организацией разнообразной практической деятельности. Причем не всегда следует идти от сознания к опыту. Опыт может предшествовать формированию сознания.                    5. Заинтересованность.                                                                               6.Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При выборе форм, методов и приемов убеждения необходимо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.                                 7. Взаимосвязь с другими методами учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

Вывод

Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.          Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.    Природа не может защищать себя от корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорный конспект

Экологическое воспитание

Цель: формирование экологической культуры

Задачи:     - усвоение идей, основных понятий и научных фактов, которые определяют оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- понимание ценности  природы для материального и  духовного развития общества;      

- овладение знаниями  умениями и навыками рационального  природопользования;

- развитие духовной  потребности в общении с природой;

- формирование стремлений к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

   Методы:                                                        Формы

- иллюстрации;                              - тематические уроки;

- беседа;                                           

- рассказ;                                                   - конкурсы и турниры;

- лекции;

- олимпиады; 

- факультативы;                               - викторины.

- ролевые игры;

- экскурсии;

- проекты.

Принципы:

1)комплексный подход к предмету;                                                        2)связь воспитания с трудовой деятельностью и жизнью человека;  

3)целеустремлённость воспитания;     

4)сочетание требовательности и уважения к личности;

5)опора на позитивное в воспитании;  

6)личностный подход;

7)сочетание индивидуальных и групповых форм воздействий.

Требования:

1)Высокий авторитет  педагога и уровень обучения;

2)Искренность,  конкретность и доступность убеждения;

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ;

4)Заинтересованность;

5)Взаимосвязь  с другими методами учебного  процесса.

Список литературы:

 

 

  1. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990
  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  3. Абдуллаев З.  Экологическое отношение и экологическое сознание.

     //Филосовские науки.-1991, N2, С. 186-190.

  1. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. – М.: 1995.
  2. http://grozny-inform.ru – «Информационный интернет журнал»
  3. http://www.ecosystema.ru – «Экологическое воспитание молодёжи в контексте современного экологического кризиса»

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание