Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .
Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .

Содержание

Введение……………………………………………………………… ..2
Глава 1. Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития .……………………………………………….................... ..6
Понятие «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста в норме и
с задержкой психического развития ………………………. 12
Выводы по I главе………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития . ………………………………………………………….. ..20
Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала………………………………...20
Изучение эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития …20
Создание комплекса коррекционно – развивающих
занятий, направленных на коррекцию и развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития ……………...29
Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36

Выводы по II главе……………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………... ...45
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

Кундий ЭВС.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………… ..

Глава 1.  Современное состояние  изучения эмоциональной  сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического

  развития .……………………………………………….................... ..6

    1. Понятие  «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
    2. Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
    3. Особенности эмоциональной сферы детей младшего

    школьного возраста в норме и 

      с задержкой психического развития ………………………. 12

Выводы  по I главе………………………………………………………18

Глава 2.  Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического

развития  . ………………………………………………………….. ..20

  1. Организация исследования.  Обоснование выбора

      диагностического материала………………………………...20

  1. Изучение эмоциональной сферы детей младшего

       школьного возраста с задержкой психического развития …20

  1. Создание комплекса коррекционно – развивающих

        занятий, направленных на коррекцию  и развитие 

      эмоциональной сферы детей младшего школьного   

      возраста  с задержкой психического развития ……………...29

  1. Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36
 

Выводы  по II главе……………………………………………………...43

        Заключение……………………………………………………... ...45

        Библиография………………………………………………….. ..48 
         

        ВВЕДЕНИЕ

    Современное общество всё чаще обращается к исследованиям эмоциональных процессов. Эта проблема является одной из центральных в сфере психологических наук. Внимание исследователей Н. Я. Грота, И. Миллера, Р. С. Лазаруса, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Ж. П. Сартра,  К. Г. Юнга  направлено на изучение внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека [35,36].

    Ряд известных ученых, например таких, как  В.Вундт и Н. Я. Грот, считали, что  все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными, так как индивид во всем происходящем с ним находит для себя хотя бы оттенок приятного или неприятного, интересного или неожиданного, а И. Миллер определял эмоцию как любое переживание, обычно сопровождаемое соматическими реакциями [22].  Р. С. Лазарус, Ж. П. Сартр, П. В. Симонов напротив, считали, что эмоции возникают только в ситуации угрозы или обозначают отклонение в нормальном протекании психического процесса, то есть являются сигнальной реакцией [21].

    Действительно, практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию — эмоцию или чувство. В то же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое в современной психологии обозначается термином «аффект» [34].

     Известно, что для детей с задержкой психического развития характерно недоразвитие всех познавательных процессов.  Коррекция эмоциональной сферы является одним из основных условий умственного развития ребенка с задержкой психического развития, его коммуникативных функций, а в последующем успешности его социальной и школьной адаптации.

    По  мнению Изотовой Е. И.:  «Коррекции эмоциональной  сферы направлена на преодоление  негативных эмоциональных состояний, нарушений и функционировании или  отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребёнка. Компенсация негативных особенностей личности складывается на основе  данных процессов, то есть методы коррекции воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, которое приведёт к нормализации её функционирования» [36, с.5].

       Следовательно, изучение эмоциональных особенностей детей задержкой психического развития и осуществление компенсации негативных эмоциональных состояний – задача первостепенной важности. Она является актуальной в свете психолого - педагогического подхода к решению проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития в обществе путем повышения уровня восприятия и понимания другого человека как личности.

    Выше  сказанное подтверждает актуальность выбора темы: «Коррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ».

       Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .

    Объект  исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .

    Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .

    Гипотеза.  Процесс коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективным если:

    - изучить  уровень развития эмоциональной  сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ;

    - создать  комплекс коррекционно – развивающих  занятий, направленных на коррекцию  и развитие эмоциональной сферы  детей младшего школьного возраста  с задержкой психического развития .

    Цель  работы достигается путём решения следующих задач.

  1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
  2. Выявить особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
  3. Разработать и апробировать комплекс коррекционно - развивающих занятий для коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

     Методы  исследования:

  1. Изучение и анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Констатирующий эксперимент.
  4. Формирующий эксперимент.
  5. Контрольный эксперимент.
  6. Сравнительный анализ полученных результатов.

     Методики  исследования: в процессе исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития использовались следующие методики.

  1. Методики – Е. И. Изотовой [35].
  2. Методика – Т. Д. Марцинковской,  М. Митру.
  3. Методика – Е. В. Никифоровой.

     Практическая  значимость состоит в том, что  разработан и апробирован комплекс коррекционно – развивающих занятий, направленных на коррекцию  эмоциональной сферы  детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    База  исследования. Исследование проводилось на базе специального (коррекционного) общеобразовательного 2-го класса VII  вида при МОУСОШ №5 города Еманжелинска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава первая. Современное  состояние изучения эмоциональной сферы  детей младшего школьного  возраста с нарушение  интеллекта.

    1. 1. Понятие  «эмоции» в психологии.

      От латинского emoveo – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению, в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоциям воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться [42, 43].

    По  словам  А. Н. Луки: «Эмоция - это особый механизм отражения индивидом объективной  реальности» [42, с. 24].

    Для того чтобы представить целостную психологическую природу эмоций, необходимо затронуть один из наиболее важных вопросов – рассмотреть классификацию эмоциональных состояний.

      А. Н. Лук приводит классификацию высших социальных чувств, отражающих социальные потребности, в сравнении с низшими эмоциями. Так как эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития, то и чувства не одинаковы у людей, воспитанных в различных социальных группах и условиях [42, с. 20-21 и 24-25].

    Классификация А. Н. Лука выглядит следующим образом.

  «Высшие»  эмоции: социальные чувства (справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузиазм, творческое вдохновение, злорадство, сострадание), эстетические чувства (чувство прекрасного, возвышенного, трагического, комического), чувства, связанные с понятием собственности (чувство собственности (обладания), чувство лишения, стяжательство, бескорыстие).

    «Низшие»  эмоции (голод, жажда, усталость, боль). Характерными для «низших» эмоций являются отчетливая «анатомическая привязка» (смена рук при переноске тяжести) и малая подверженность изменениям в процессе эволюции, связанная с биологической целесообразностью [42].

    Кроме того, существуют чувства так называемого  «промежуточного этажа»: положительные, отрицательные и нейтральные. Подобное разделение чувств - дань физиологическому признаку, а не тому, насколько они благородны или низменны. Приятные чувства сопровождаются возбуждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные - преимущественно симпатического ее отдела [42, с. 25]. Поэтому, согласно приведенной выше классификации А. Н. Лука, злорадство - положительное чувство, а сострадание - отрицательное.

    1.2. Развитие эмоций  в онтогенезе.

         Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями.

       Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств.

       Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.

       При рассмотрении эмоциональных реакций  в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движения (гнев), в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).

       С точки зрения таких ученых, как  Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека [35].

       Общую тенденцию развития эмоциональной  сферы точно выразил Г. Мюнстерберг: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения» [34].

       На  протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит