Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .
Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .

Содержание

Введение……………………………………………………………… ..2
Глава 1. Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития .……………………………………………….................... ..6
Понятие «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста в норме и
с задержкой психического развития ………………………. 12
Выводы по I главе………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития . ………………………………………………………….. ..20
Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала………………………………...20
Изучение эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития …20
Создание комплекса коррекционно – развивающих
занятий, направленных на коррекцию и развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития ……………...29
Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36

Выводы по II главе……………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………... ...45
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

Кундий ЭВС.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

      Исследования, направленные на изучение памяти учеников с задержкой психического развития, позволили увидеть, что в своих пересказах дети не только не пропускают эмоционально окрашенные фрагменты образца, но и акцентируют на них внимание, ставят на первый план, воспроизводят с большей частотой и выразительностью  [17].

      Наиболее  понятными для учащихся с задержкой психического развития являются реальные жизненные ситуации. Можно считать установленным, что, оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется  [29].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Выводы  по I главе.

    В современной психологии понятие  эмоции представлено в работах В. Вундта, Ч. Дарвина, У. Джеймса, А. Н. Луки. Общепринятым является следующая формулировка: «Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности».

    Проблемой изучения эмоциональной сферы детей  с задержкой психического развития занимались следующие исследователи Ф. Барда, Л. И. Божович, А. Ф. Запорожцева, У. Кеннон,  С. Л. Рубинштейн, С. Шехтер.  П. Янгом была разработана последовательность появления эмоциональных реакций у детей в течение дошкольного и школьного возраста. Д. Уотсон является родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы.

    Таким образом, динамика эмоционального развития в раннем детстве характеризуется  следующими свойствами эмоционального процесса: «комплексом оживления», трансформацией содержания эмоциональных  переживаний, социализацией эмоций, механизмов эмоциональных регуляций, возрастной динамикой, произвольной регуляцией переживания и выражения эмоций, вербального обозначения эмоциональных состояний.

    Изучением особенностей эмоциональной сферы  школьников занимались исследователи  Л. В. Благонадёжина, К. Левина, Л. Н. Рогожина. Л. С.      Выготский и М. С. Певзнер установили, что развитие эмоций учащихся с нарушением интеллекта определяется внешними условиями: нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность, неадекватность действий, слабость интеллектуальной регуляции чувств, снижение самоконтроля.

    Следовательно, для развития личности необходимо использование  специально разработанного комплекса  коррекционно - развивающих занятий, направленного на повышение уровня эмоционального развития умственно отсталых детей.

    Возможность введения систематического обучения и  воспитания связана с такими факторами  активности детей, в которых бы отводилось место повышению уровня эмоционального развития детей. Использование данного комплекса коррекционно-развивающих занятий позволяет разнообразить учебную деятельность и полнее учитывать особенности школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава вторая. Экспериментальная работа по изучению и  коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

      2.1. Организация исследования.  Обоснование выбора

        диагностического  материала.

      В качестве испытуемых были выбраны ученики 2го специального (коррекционного) класса VII вида в количестве 10 человек. Это подготовка к переходному периоду от начальной школы к среднему звену. В это время происходят существенные изменения в эмоциональном развитии учащихся и  отношении к себе и окружающим людям.

      Исследования  Е. И. Изотовой, А. М. Щетининой, М. А. Кузьмищёвой, О. В. Назаровой, Т. Д. Марцинковской, М. Митру показали, что эмоциональное развитие – это сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контакте общей социализации ребёнка.

      2.2. Изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

      Исследование  особенностей эмоциональной сферы  детей и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в  том числе и школьных заданий, однако на практике удобнее использовать стандартные методы. Для изучения эмоциональной сферы детей младших школьников мы использовали диагностический комплекс «Исследование особенностей  эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста» авторы Изотова Е. И., Марцинковская Т. Д. и Никифорова Е. В. Эти методики соответствуют возрастным данным детей и особенностям их эмоциональной сферы.                                                                                           

      Таблица 2.1

    Плановое  проведение диагностических методик

№ п/п Наименование  методик Цели
1. Диагностическая методика «эмоциональная идентификация» для детей младшего школьного  возраста №1. 1. Выявление  особенностей идентификации эмоций  различных модальностей.                                                

2. Выявить  сформированность процессов опознания  эмоций восприятия и понимания.                              

3.Определить  уровни произвольного выражения  эмоциональной модальности.                                        

4. Выявить  объем эмоционального опыта.                     

5. Выявить  факторы эмоциональной напряженности.

2. Диагностическая методика «эмоциональная  пиктограмма» для детей младшего школьного  возраста №2 Выявление особенностей эмоционального развития (когнетивно-аффективных  компонентов) у детей младшего школьного возраста.
3. Диагностическая методика «оцени поведение» для детей 5-8 лет №3 Выявление социальных переживаний ребенка младшего школьного  возраста оцениваемые на основании  его способности оценивать поведение  по заданным моральным критериям нормам.
4. Диагностическая методика «раскрась картинки» для  детей младшего школьного возраста №4. Исследование  уровня сформированности социальных переживаний, умение оценить поведение по заданным моральным критериям нормам и  выражать отношения к поведению партнера по социальному взаимодействию.
 

      Результаты  констатирующего  эксперимента по диагностической  методике «эмоциональная идентификация» для  детей младшего школьного  возраста №1.

                                                                                                 Таблица 2.2

      Показатели  восприятия и понимания эмоциональных  состояний 

      у детей экспериментальной  группы.

Имя ребёнка Баллы
Валера  Л. 4
Денис Н. 2
Наташа  А. 3
Саша  З. 4
Юля И. 3
Вова  П. 4
Дима  Р. 3
Ира П. 2
Катя К. 2
Маша  М. 3

      Данные  из таблицы изобразим на графике.

                                                                                                                  График 2.1

Показатели  уровня произвольного выражения  эмоций у детей экспериментальной  группы

       Данные графика 2.1 показывают, что у детей наблюдается  нарушение структуры эмоциональных  представлений. Нестабилен уровень  произвольного выражения эмоций: возникают затруднения произвольной мимической имитации по образцу всех модальностей нижнего и верхнего паттерна. Дифференциация результатов диагностики анализируется по трём уровням: средний (с\у),  ниже среднего (нс\у), низкий (н\у).                                                                                                         

 Таблица 2.3

Поуровневая дифференциация результатов эмоциональной  идентификации

Уровни Кол.%
Низкий  уровень (н/у) 30%
Ниже  среднего уровень (нс/у) 40%
Средний уровень (в/у) 30%

                                                                                                          Диаграмма 2.2

       Показатели  результатов диагностической методики «эмоциональная идентификация» (в  %). 

        Диаграмма 2.2 показывает, что у  30% детей грубо нарушено восприятие  экспрессии: они плохо выделяют  комплексы экспрессивных признаков. Нарушено понимание эмоций: дети затрудняются в соответствии экспрессивного эталона. Затруднения произвольной мимической имитации по образцу. У детей нарушена идентификация эмоций: комплексная интерпретация эмоциональных ситуаций в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона.

      40% детей имеют ниже среднего  уровень эмоциональной идентификации.  У них нестабильное выделение  комплекса экспрессивных признаков  по 4-6 модальностях, пользуются вербальным  видом помощи.

      30% детей относятся к среднему  уровню эмоциональной идентификации. Эти дети с незначительными затруднениями выделяют комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с эмоциональным содержанием характерных особенностей поведения, наблюдается адекватность произвольной мимической имитации по образцу.

      Результаты  констатирующего  эксперимента по диагностической  методике «эмоциональная пиктограмма» для  детей младшего школьного  возраста №2.

                                                                                        Таблица 2.4

   Показатели  когнитивно-аффективных компонентов  для детей экспериментальной  группы

   
Имена детей Баллы
Валера  Л. 4
Вова  П. 4
Денис Н. 3
Дима  Р. 2
Ира П. 2
Катя  К. 2
Маша  М. 3
Наташа  А. 3
Саша  З. 4
Юля И. 3

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит