Автор: v********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Целью  исследования является теоретическое  и практическое изучение темы  с точки зрения педагогических исследований по данной проблематике 
в условиях современного дошкольного учреждения. 
   В рамках достижения поставленной сформулированы задачи: 
1. Изучить теоретические основы проблемы "Приемы распределения ролей в подвижной игре"; 
2. Исследовать условия и особенности распределения ролей при проведении подвижной игры в дошкольном образовательном учреждении;
средний уровень развития: в экспериментальной группе – 40%, в контрольной – 50%;
низкий уровень физического развития детей в обеих группах равен 30%.
Причем наиболее высокие результаты дошкольники показали в прыжках в длину с места, но наблюдаются недостатки техники. При этом, учитывая разницу в нормативах, результаты девочек значительно лучше.
    Показатели 
в целом по группе выше 
уровня девочек.
У мальчиков лучше показатели в метании мяча, но в общем по группе
показатели метания средние; причем метание левой рукой получается у детей
старшего возраста значительно лучше. Невысокий уровень можно объяснить низким развитием технических навыков, часть детей умеет метать мяч только из положения снизу.
Также критериями физической подготовленности детей можно считать выносливость и быстроту выполнения движения. Для измерения выносливости выполняются упражнения с максимальной, индивидуально возможной интенсивностью в течении 1 минуты, а для определения быстроты движения берется количество выполненных упражнений за 5 секунд. В качестве показателей для сравнения используется коэффициент выносливости, который вычисляется так:
К = пульс до нагрузки разделить на пульс в конце минутного отдыха после работы и умножить на количество выполненных упражнений.
     Изучение 
полученных в результате 
     При 
рассмотрении внешних 
такие показатели, как степень покраснения лица, мимические выражения, выраженность потливости, учащенное дыхание, а также интенсивность движений в конце физического упражнения и самочувствие после его завершения. В обеих подгруппах утомление в небольшой степени испытывали 40% детей, утомление в средней степени – 60%. Сильной степени утомления, недопустимой в условиях дошкольного
образовательного учреждения, не показал ни один из детей, что говорит о применении правильной физической нагрузки.
      
Таким образом, на 
две группы детей – экспериментальная и контрольная; заполнены диагностические карты на начало эксперимента.
2.2. 
Осуществление 
на 
формирующем этапе 
эксперимента 
Методика развития физических качеств дошкольников в процессе игровой деятельности должна включать: проведение специально организованной, непрерывной и целенаправленной работы по организации игровой деятельности; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике приемов руководства игрой воспитателем. Особое внимание при этом уделяется распределению ролей между участниками игры в старшем дошкольном возрасте.
Для подтверждения гипотезы, а также для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности занятия по физической культуре с дошкольниками опытной группы были разработаны в виде игровых занятий (Приложение № 9). В результате такой организации деятельности, при которой плановое занятие по физкультуре заменяется аналогичным по наполнению содержания, но в игровой форме, не происходит увеличение физической нагрузки и нарушение санитарных норм на двигательную активность. Но при этом значительно повышается результативность занятия за счет большей заинтересованности детей, меньшей утомляемости и за счет повышения эмоционально – положительного фона.
Также, в зависимости от тематической направленности обучающих занятий по другим разделам программы, физическое развитие с детьми экспериментальной группы осуществлялось в виде сюжетно – игровых, где каждая подвижная игра была подобрана не только с учетом моторной плотности и развития запланированных физических качеств, но и на одну общую тему (например, в комплексе "Морское царство" применялись игровые дыхательные упражнения "Парус", "Волны шипят" и др., игровые общеразвивающие упражнения "Рыбка", "Русалочка" , "Медуза" и др., подвижные игры "Цунами" , "Невод" , "Водяной" и др., танец "Раки" , круговая игра "Матросы на корабле в шторм" и т.п.).
Кроме замены классических занятий физической культурой в соответствии с программой развития детей старшего дошкольного возраста игровыми занятиями тематической или сюжетной направленности, подвижные игры и игровые конкурсы использовались как элемент музыкальных и театрализованных праздников и развлечений, проводимых в дошкольном образовательном учреждении. Так, в целях осуществления экспериментальной деятельности, обычно проводимый как музыкальный утренник День защитника отечества был проведен в этот раз как спортивное развлечение с игровыми конкурсами (Приложение № 10).
     При 
этом особенно показательным 
было командное распределение 
детей и распределение ролей 
между ними. Не смотря на то, 
что присутствие родителей в 
качестве зрителей 
     Кроме 
того, в течении всего времени 
проведения экспериментальной 
     С 
целью развития и поддержания 
интереса к подвижной игре 
у детей – дошкольников 
     Подвижные 
игры с национальным колоритом,
     Использование 
народного материала 
     Также 
короткие стихотворения и 
     Независимо 
от того, в какое время и 
в какой форме проводились 
подвижные игры, в соответствии 
с темой работы и для 
     Для 
этого использовались 
Сюрпризный момент, использование игрового персонажа (обычно театральной куклы) и в старшем возрасте не только привлекают детей к игре, но и сглаживают конфликтные ситуации при выборе водящего.
А участие в игре педагога на равных, взятие им на себя какой-либо роли, особенно предложенной самими детьми, делает подвижную игру эмоционально насыщенней, более привлекательной, что в конечном итоге приводит к усилению положительного эффекта от ее проведения.
        
Кроме вышеперечисленного, в течении 
всего времени проведения 
2.3. 
Диагностирование 
достигнутого уровня 
физического развития 
дошкольников на 
контрольном этапе 
эксперимента 
После завершения психолого – педагогического эксперимента была проведена повторная диагностика уровня физического развития детей в экспериментальной т контрольной группах по тем же критериям, что и на констатирующем этапе и сопоставлены полученные результаты.
Для этой цели использовались те же нормативы и тесты, что и на констатирующем этапе эксперимента, а также наблюдение за изменениями поведения детей на физкультурных занятиях, при осуществлении игровой деятельности в блоке совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности. Динамика произошедших изменений отражена в таблицах (Приложения № 2, 3).
Полученные в результате нормативных срезов данные физического развития наглядно показывают, что после окончания экспериментальной работы положительная динамика наблюдается в обеих группах, возросла физическая подготовленность, улучшились нормативные показатели.
     Но 
увеличение уровня физического 
развития в экспериментальной 
группе более значительное по 
сравнению с контрольной. Так, 
высокий уровень общей 
Начало эксперимента Конец эксперимента
Кроме того, сравнительный анализ данных показал, что в контрольной группе наблюдается в основном улучшение скоростных показателей, в наибольшей степени в беге на 10 и 30 метров. По-прежнему дошкольники отстают в прыжках с места, метании. В экспериментальной же группе заметно более значительное увеличение уровня физической подготовленности по всем нормативным показателям, особенно в прыжках в длину, где динамика роста высокого уровня составила 30%.
     Но 
особенно интересные 
№ 4, 5) видно, что коэффициент выносливости заметно изменился только в экспериментальной группе – в среднем с 282 до 287, тогда как увеличение среднего показателя коэффициента выносливости в контрольной группе составило менее 1 (0,6).
Такая же картина наблюдается и при сравнении быстроты движения:
в экспериментальной группе средний показатель вырос с 10,3 до 10,7; а в контрольной – с 10,3 до 10,5.
     Помимо 
этого, в контрольной группе 
половина детей после 
Таким образом, в результате проведенной практической экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что правильное руководство педагогом и рационально выбранные приемы распределения ролей в подвижной игре, а также систематичность использования подвижной игры, влияют на повышение эффективности игровой деятельности и, в результате, на улучшение общего физического состояния дошкольников и увеличение показателей физической подготовленности.
Заключение 
В результате теоретического изучения данного вопроса и проведенной практической экспериментальной работы можно сделать ряд выводов.
Не смотря на то, что игровая деятельность, и в ее числе подвижные игры, выступают как основные виды деятельности детей дошкольного возраста, что определено анализом научно – педагогических закономерностей и практическим опытом, и должны занимать одно из главных положений в педагогической работе воспитателя, они недостаточно полно применяются при организации как физкультурных занятий, так и свободного времени.