Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Детская Конфликтность.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

     Нами  были использованы следующие методики:

    1. Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).
    2. Методика «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (Анжарова А.И)
    3. Методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А.И.).
    4. Методика «Неконченый рассказ» (Фопель К).
    5. Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

     Охарактеризуем  методики и результаты диагностики  детей.

     Методика  № 1 Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

     Цель: выявить социометрический статус ребенка  в группе сверстников.

     Материал: рисунок корабля

     Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы: (см. Приложение № 2)

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
  • Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

     Ответы  детей заносятся в специальный  протокол (матрицу). Сумма отрицательных  и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить  его положение в группе (социометрический статус).

     Критерии  и оценка результатов:

  • популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
  • предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
  • изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
  • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

     При анализе результатов важным показателем является также взаимность выборов детей. Результаты выполнения данной методики представлены в Таблице № 1 и в Приложении № 3. 

 

      Таблица № 1 Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

Социометрический  статус Количество  детей (%)
Популярные 3 (15%)
Предпочитаемые 10 (50%)
Изолированные 2 (10%)
Отвергаемые 5 (25%)
 

     Анализ  высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 5 детей (25%) (Аня Б., Полина К., Илья В., Ваня Б., Вика С.) имели статус «отверженных», 2 ребенка (10%) - статус «изолированных» (Инна К. и Рамиль К.). Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

     Воспитатель: «Полина, скажи пожалуйста если бы ты была капитаном корабля, кого из ребят  своей группы взяла бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?».

     Полина  Б.: « Я бы не взяла Аню и Ваню, Аня, она мне никогда не дает свои игрушки, она жадная. Владик всегда подходит и по голове бьет, он разбойник у нас в группе. Я тоже с ними не дружу»;

     Катя  Г.: «Я не возьму Настю, у неё всегда есть из дома кукла, она ее таскает  в садик и никому не разрешает  играть».

     В обследуемой группе преобладали  дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 10 детей (50%), которые по наблюдениям  воспитателей проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

     Популярных  детей в коллективе дошкольников выявлено 3 ребенка (15%), сверстники характеризовали  их следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и пр. (Маша А., Соня К., Ангелина Ц.)

     Из  наблюдения следовало, что именно такие «звёзды» активно привлекали окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликались на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относились.

     Таким образом, результаты социометрического  исследования обратили наше внимание на то, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитали разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым, при этом их самооценка была неадекватно завышенная (95% детей).

     Методика  № 2 Наблюдение в свободной деятельности (А.И. Анжарова)

     Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок»;

     Содержание: в группе детей было организованное длительное невключенное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия дошкольников в свободной деятельности.

     Критерии  и оценка результатов: при наблюдении мы обращали внимание на следующие  показатели поведения детей:

  • инициативность - отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
  • чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.
  • преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: негативный, нейтральный, нейтрально-деловой, позитивный.

     Каждый  пункт необходимо оценивать по трехбалльной системе. Чем больше величина, тем лучше представлены данного ребенка показатели поведения.

     В процессе наблюдения мы обращали внимание на наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого ребёнка группы (см. Приложение № 2).

       Анализ наблюдения по выделенным  нами показателям выявил, что  ярко выраженной инициативностью  обладали 3 детей, то есть 15% дошкольников, принявших участие в эксперименте (Маша А., Соня К., Ангелина Ц.) Эти  дети легко шли на контакт  со сверстниками, активно с ними взаимодействовали, сами организовывали игры, собирали детей на игру. Эти дети активно старались привлечь к себе внимание сверстников, старались получить от них оценку себе и своим действиям. У этих детей было очень развито вербально общение, сформированы коммуникативные навыки.

     У 5 детей (25%) обследуемой группы инициативность проявлялась ситуативно. Иногда они старались обратить на себя внимание сверстников, например, пытались самостоятельно организовать игру, но их начинания заканчивались, как правило, отрицательно. Это дети, которые имели социометрический статус «отверженные», поэтому даже их ситуативная инициативность сводилась на нет со стороны более удачливых сверстников. Вследствие этого, дети предпочитали избегать общения со сверстниками, играли либо одни, либо образовывали пары между собой. Этих детей больше интересовала оценка взрослого, нежели сверстника.

     У 2 детей (10%) (Рамиль К., Ваня С.) инициативность вообще отсутствовала, они совершенно не стремились наладить нормальные отношения со сверстниками, избегали общения. Эти дети не проявляли активности и инициативы, были замкнуты, играли одни, не стремились получить оценку своих действий со стороны сверстников.

     У 10 детей (50%) наблюдались ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общались, легко шли на контакт, иногда проявляли собственную инициативу, но специально не старались обратить на себя внимание сверстников. В общем, у детей инициативные действия преобладали над ответными. Если не было ответной реакции со стороны сверстника, диалог распадался. Для детей было более важно собственное действие.

     Говоря  о проявлении чувствительности в  общении со сверстниками, то можно  отметить, что только у 2 детей (Маши К., Марины О.) этот показатель был ярко выражен. Эти дети были чувствительны к воздействиям сверстников, они были способны откликаться на действия сверстников, регулировать собственное поведение, в зависимости от пожеланий и настроений сверстника. У остальных детей этот показатель не проявился. Дети предпочитали руководствоваться собственные желаниями, они не способны были согласовывать свои действия с действиями сверстников. Наблюдение показало, что у детей обследуемой группы проявилось большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон. Это в первую очередь относится к тем детям, которые стремились к общению со сверстниками и занимали активную позицию (10). В их взаимодействии мы наблюдали такие действия и обращения, как спор, требования, проявление жалости, желание успокоить. У детей, имевших трудности в общении (Ваня Б, Полина К., Рамиль К., Ваня С, Ангелина К.) мы наблюдали такие действия и обращения как обман, разрушение. У так называемых «лидеров» группы (Маша А., Соня К., Ангелина Ц.) проявлялось стремление навязывать свою волю, требования, приказы.

     Говоря  об эмоциональном фоне взаимоотношения  со сверстниками, то наблюдение показало, что он характеризовался чрезмерно  яркой эмоциональной насыщенностью.

     Методика  № 3 Наблюдение в игре (А.И. Анжарова)

     Цель: выявить особенности проявление отклонений в поведении детей в процессе игры; 

     Содержание: нами было организовано и проведено  длительное наблюдение за игровой деятельностью  детей. Экспериментатор наблюдал со стороны и вносил в протокол все  проявления конфликтного поведения  дошкольников. Критерии и оценка результатов: проявление негативного конфликтного поведения оценивалось по следующим критериям:

     - причины возникновения конфликтов;

     - особенности поведения детей  в конфликтной ситуации;

     - острота конфликтов;

     - способы разрешения конфликтных ситуаций;

     Наблюдение  за игровой деятельностью детей  показало, что дошкольники предпочитали играть в сюжетно-ролевые и подвижные  игры. Именно в процессе игр у  детей возникало наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитали играть небольшими группами. Игру, как правило организовывали лидеры группы (Маша А., Соня К., Ангелина Ц.), они же определяли тему игры и подбирали состав участников. На этом этапе у детей наблюдались первые конфликтные ситуации, когда не всех желающих принимают в игру. Мотивировалось это по-разному, например, Соня К.: «Мы тебя не примем в игру, ты нам всё ломаешь», Маша А.: «Ты с нами играть не будешь, мы мальчиков не принимаем».

     Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей  не являлись острыми и длительными, как правило, они быстро разрешались путем вмешательства воспитателя.

     Наблюдение  показало, что в обследуемой группе большинство конфликтов возникало  в игре по следующим причинам:

     - разрушение игры (9%)

     - по поводу выбора общей темы игры (3%)

     - по поводу состава участников  игры (11%)

     - по поводу выбора ролей (24%)

     - по поводу дележа игрушек (7%)

     - по поводу сюжета игры (7%)

     - по поводу нарушения правил  игры (26%)

     Таким образом, наиболее часто конфликты  возникали по поводу распределение ролей в игре и по поводу нарушения правил игры. Наблюдение показало, что дети, статус которых в группе был выше, активно вмешивались в распределение ролей. Они старались взять на себя главные роли (Маша А., Соня К., Ангелина Ц.), остальные дети вынуждены были брать на себя второстепенные роли или не принимать участие в игре. Так же дети очень болезненно реагировали на нарушение правил игры. Конфликтные ситуации по этому поводу наблюдались практически в каждой игре детей обследуемой группы.

     Наблюдение показало, что в обследуемой группе дети использовали два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. В обследуемой группе преобладал деструктивный способ, то есть дети предпочитали силовые методы решения конфликта, например, разрушали игру или применяли физическую силу (Рамиль К.) В большинстве случаев дети прибегали к вмешательству взрослого, например, Маша С.: «Мы сейчас позовем воспитательницу, она тебя накажет». Некоторые дети применяли уход от ситуации, например, Ваня Б.: «Я лучше не буду с вами играть, я буду играть один».

Информация о работе Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста