Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Детская Конфликтность.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

     В бихевиоризме конфликт определяется как результат действия стимулов, вызывающих несовместимые реакции организма [34]. В психоанализе конфликтом называется противоречие между интеллектуальными импульсами и/или составными элементами личности, например между "Оно", "Я", "Сверх-Я" [40]. В исследовании, посвященном изучению семантического поля понятия "конфликт", был выявлен приписываемый ему достаточно объемный синонимический ряд, включающий, например, такие слова как "диспут", "раздор", "сражение", "ссора", "спор" и др. [25; 25]. В повседневную речь слово "конфликт" вошло из научного лексикона; оно происходит от латинского conflictus - противоречие - и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict -англ., konflikt- нем., conflit - франц.). Статус термина понятие конфликта обрело сравнительно поздно: так, например, в изданном в начале века известном трехтомном "Словаре философии и психологии" под редакцией Дж. Болдуина в качестве самостоятельного приводится только понятие "конфликт законов". Понятие "конфликт" не принадлежит какой-то одной определенной области - оно используется философией, социологией, психологией и другими научными дисциплинами. Любой конфликт, независимо от его характера, уровня протекания, конкретной разновидности, обязательно содержит в себе противоречие. Противоречие является категорией диалектики, отсюда и философия проявляет интерес к явлению конфликта, понимая его как "предельный случай обострения противоречия"

       По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни. И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров выделяют социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, социально-бытовые. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности людей и разрешение которых выводит группу на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям.

     Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними нет.

     Существует  огромное многообразие причин возникновения  конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. А.А. Бодалев утверждает, что конфликт в целом вызывается тремя группами причин, обусловленных:

  • трудовым процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть симпатиями и антипатиями, действиями руководителя;
  • личностным своеобразием членов группы [6].

     По  мнению Е. Мелибурды, поведение человека в конфликтной ситуации зависит  от следующих психологических факторов:

  • активность восприятия конфликта;
  • открытость и эффективность общения, готовность к обсуждению проблемы;
  • способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
  • адекватная самооценка своих возможностей;
  • стремление доминировать;
  • консерватизм мышления, взглядов;
  • принципиальность и прямолинейность высказываний;

     набор эмоциональных качеств личности [35].

       Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д. По мнению В.Я. Зенгенидзе следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

     - ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

     - различие в целях, ценностях,  методах поведения, уровне квалификации, образования;

     - плохие коммуникации;

     -взаимозависимость  заданий, неправильное распределение  ответственности;

     Вместе  с тем, объективные причины только тогда являются причинами конфликта, когда делают невозможным для личности или группы реализовать свои потребности, заденут личные или групповые интересы.

     Я.А. Анцупов, А.И. Шепилов утверждают, что  причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

     К объективным причинам возникновения  конфликтов А.Я. Анцупов относит  естественное столкновение интересов  людей в процессе их жизнедеятельности. К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, разбалансированность ролевого взаимодействия людей [3].

     Основными личностными причинами конфликтов, по мнению А.И. Шипилова, являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний.

       В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой или односторонней неудовлетворенности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту [46].

       Для возникновения конфликта необходим инцидент – это практические конфликтные действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия или когда одна из сторон начинает ущемлять другую и провоцирует на столкновение. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, общий дискомфорт.

     В динамике развития конфликта существует ряд стадий: предполагающая стадия - связана с появлением условий, при  которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. д) стиль организации жизни и управления коллективом.

     Стадия  зарождения конфликта - столкновение интересов  различных групп или отдельных  людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

     Стадия  созревания конфликта - столкновение интересов  становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к “атаке” или к “отступлению” от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.

     Стадия  осознания конфликта - конфликтующие  стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

       В педагогической психологии выделяют понятие педагогический конфликт – это конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между педагогом и ребенком выделяются следующие конфликты:

  • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ребенка, выполнения им внеучебных заданий;
  • поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения правил поведения в детском саду и вне его;
  • отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений детей и педагогов.

     Таким образом, изучив понятие конфликта, причины его возникновения, можно  сделать вывод, что конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Основными личностными причинами конфликтов являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний. Конфликты могут быть психологическими и педагогическими. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. 

     1.2 Детские конфликты и их логико-структурный  анализ 

     Дошкольный  период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения  к другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

     Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку  эгоцентризм, вследствие чего он еще  не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте).

     В отличие от него А.П. Усова, а вслед  за ней и многие отечественные  психологи, и педагоги считают, что  первое детское общество образуется в детском саду.

     Большую роль в исследовании влияния конфликта  на психическое развитие ребенка  и формирования его личности сыграли  исследования Л.В. Выготского, а именно его идеи о развитии высших психических  функций, которые он рассматривал именно в плане формирования личности. По мнению ученого, культурные формы поведения суть именно реакции личности. Изучая их, мы имеем дело не с отдельными процессами, а с личностью в целом. Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития личности ребенка [12]

     Структура конфликта у детей описывается  по разному, но некоторые элементы принимаются  всеми. Это – проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники  конфликта и их позиция, объект, инцидент (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие, разрешение).

     Объект  конфликта – конкретная материальная или духовно-нравственная ценность, к обладанию или отстаиванию  которой стремятся конфликтующие  стороны.

Информация о работе Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста