Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Oдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Pебенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного возраста…………….5
Особенности овладения детьми связной речи, причины
ее нарушения………………………………………………………………….11
Методы и приемы обучения детей связной монологической речи, их специфика……………………………………………………………………15
Исследование навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских рассказах……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Белоусова контрольная.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

Тема: Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Характеристика связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного возраста…………….5
  2. Особенности овладения детьми связной речи, причины

    ее  нарушения………………………………………………………………….11

  1. Методы и приемы обучения детей связной монологической речи, их специфика……………………………………………………………………15
  2. Исследование навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских рассказах……………………………………………………………21

Заключение  ………………………………………………………………………30

Список  литературы……………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Oдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Pебенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.                    Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

          Cвязная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Oна носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

     В формировании связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать  причинно-следственные, временные и  другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности  речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения  данной мысли слова, уметь строить  сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

     У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная  речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего  успешного обучения в школе, для  всестороннего развития личности ребенка.

     Oсновной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела A. M. Бородич, В.В. Гербова, Т.А. Маркова, О.И. Соловьева, и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Oсобое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного  возраста
 

     Вопросы развития связной речи изучались  в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими.

     «Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

     Под связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.  
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

     Диалог  как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга  вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

     Монологическая  речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение каких-либо фактах действительности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкции. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

     Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь  речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась  говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).

     Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения  в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

     Развитие  связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и  связано с усложнением детской  деятельности и формами общения  с окружающими людьми.

     На  первом году жизни, в процессе непосредственного  эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной  речи. На основе понимания, сначала  очень примитивного, начинает развиваться  активная речь детей.

     К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее  они начинают служить обозначениями  предметов. Постепенно появляются первые предложения.

     На  третьем году жизни быстрыми темпами  развивается понимание речи, собственная  активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

     Более сложное и разнообразное общение  ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия  для развития речи: обогащается и  ее смысловое содержание, расширяется  словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут  выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается  глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые  предложения, используя разные слова  и различный их порядок: Лиля будет  купаться; Гулять хочу; Я пить молоко не буду. Появляются первые придаточные  предложения времени (когда...), причины (потому что...).  
Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.  
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

     Дети  чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?)

     В диалогической речи дошкольники  этого возраста употребляют преимущественно  короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной  формулировки ответа они неуместно  используют формулировку вопроса в  утвердительной форме. Не всегда умеют  правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить  высказывания товарища.  
Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).

     Дети  постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов  по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность  речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи, которая понятна сама по себе.

     У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает  довольно высокого уровня. Развитие детских  представлений и формирование общих  понятий является основой совершенствования  мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

     Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения  в содержании и форме детской  речи. Проявляется умение вычленять  наиболее существенное в предмете или  явлении. Старшие дошкольники более  активно участвуют в беседе или  разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.

     Появляющееся  умение устанавливать некоторые  связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и  явлениями находит прямое отражение  в монологической речи детей. Развивается  умение отобрать нужные знания и найти  более или менее целесообразную форму их выражения в связном  повествовании. Значительно уменьшается  число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.

     Появляется  умение довольно последовательно и  четко составлять описательный и  сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей  группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение  к описываемым предметам или  явлениям еще недостаточно развито.

     В дошкольном возрасте происходит отделение  речи от непосредственного практического  опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции  речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и  без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается  количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Информация о работе Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста