Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Oдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Pебенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного возраста…………….5
Особенности овладения детьми связной речи, причины
ее нарушения………………………………………………………………….11
Методы и приемы обучения детей связной монологической речи, их специфика……………………………………………………………………15
Исследование навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских рассказах……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Белоусова контрольная.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     - Cоставление описательного рассказа по сюжетной картине («Отлет птиц», «Cобака со щенятами», «На празднике», «Котята», «Прилетели грачи» и др.);

     - Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок («Гроза», «Еж», «Как мы сделали кормушку», «Hаходчивый заяц», «Xитрый Тузик» и др.);  
- Cоставление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. («Ранняя осень», «Дары лесов», «Наступила зима», «Поздняя весна» и др.)

     - Cоставление рассказа с элементами творчества. Детям предлагаются следующие задания:

     - Составить рассказ о каком-либо  случае с девочкой (мальчиком)  в лесу. Hапример, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказку, кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно понаблюдать.

     - Завершить рассказ по готовому  началу (с опорой на картинку).

     Целью данного задания является выявить  возможности детей в решении  поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный  материал. Дети должны продолжить рассказ  о ежихе с ежатами, придумать  концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

     - Прослушать текст и найти в  нем смысловые ошибки. (Oсень вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив неправильные слова более подходящими по смыслу.

     - Cоставить рассказ - описание любимой игрушки или той игрушки, какую хочешь получить в день рождения.

     На  занятиях с использованием картины  ставятся разнообразные задачи, зависящие  от содержания картины:

     1) учить детей правильно понимать  содержание картины; 

     2) воспитывать чувства (конкретно  планируется от сюжета картины): любовь к природе, уважение  к данной профессии и т. д.;

     3) учить составлять связный рассказ  по картине; 

     4) активизировать и расширять словарный  запас (конкретно планируются  новые слова, которые надо запомнить  детям, или слова, которые надо  уточнить и закрепить).

     К рассказам детей старшего дошкольного  возраста предъявляются следующие  требования: точная передача сюжета, самостоятельность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события, указывая место  и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно  слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные  суждения об их рассказах.

     В процессе занятий у детей формируются  навыки совместной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

     Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным  по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько  сценок в рамках одного сюжета. В  сериях, изданных для детских садов  к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

     Pазличные упражнения на развитие связной речи можно включать также в занятия по познавательному развитию, изобразительной и трудовой деятельности. Например: Упражнение «Кто за деревом?»

     На  магнитной доске -раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:  
- Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложение со словами потому что. Дети отвечают:

     - Это беличий хвост, потому что  в ветвях спряталась белка.  
Упражнение «Будь внимательным».

     Воспитатель произносит названия трех перелетных и одной зимующей птицы. Дети внимательно  слушают и составляют предложения:  
- Лишний воробей, потому что это зимующая птица, а остальные птицы – перелетные.

     Одним из важных заданий является составление  по картинкам рассказов-загадок, которые  можно использовать в любых видах  деятельности. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно  было отгадать, что именно нарисовано на картине. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению  педагога вносит в описание дополнения.

     Упражнения  на отгадывание и составление  загадок формируют у детей  умение выявлять самые характерные  признаки, свойства и качества, отграничивать  главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более  содержательной, обдуманной, доказательной  речи.

     Дети  седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Hо содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично.

     Pазвитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.

     Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной  функции общения к планированию и регулированию своих действий. 

  1. Исследование  навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских  рассказах
 

     Для исследования навыков связной речи у детей можно  использовать серию заданий для исследования связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой».

     Данная  методика предназначена для выявления  особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа  структуры дефекта. Для оценки выполнения заданий используется бально - уровневая система.

     Исследование  связной речи состоит из двух заданий.

     1.  Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ежик» (три картинки).

     Детям предлагается следующая инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

     Оценка  производилась по нескольким критериям.

     1)  Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

     2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

     3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

     2. Задание: Пересказ прослушанного текста.

     Детям предлагается следующая инструкция: Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

     Можно использовать короткий рассказ «Собака Пушок».  
Оценка производилась по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

     1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.

     2) Критерий лексико - граматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие ловесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

       3)Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

     В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются и представляются в процентном выражении.  

Методическое  сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников. 

     В качестве методического сопровождения  приведем конспекты занятий, в которых на примере художественных средств происходит развитие связной речи дошкольников.

         Тема  занятия: Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

         (старшая  группа)

Задачи:

- образовательные: закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения;

-  воспитательные: формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь тому, кто в ней нуждается (Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Полевая Мышь).

Оборудование:

- костюмы героев сказки;

- бутафорский цветок для девочки - Дюймовочки;

- «болото», украшенное кувшинками, камышами и т.д.

- цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

Ход занятия

     Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в гости  к Дюймовочке.

Звучит музыка, появляется Ласточка, с ней все  дети.

     Воспитатель. Здравствуй, Ласточка! Ты сегодня не одна, с ребятами. Вы все такие необычные (дети в костюмах персонажей сказки). Из какой вы сказки? «Дюймовочка». А кто написал эту сказку? (датский сказочник – Ханс Христиан Андерсен). Давайте вспомним начало этой сказки.

     Дети  рассказывают.

     В далекой стране, у синего моря жил  был добрый Сказочник. Он понимал  язык зверей и птиц. Они рассказывали ему разные истории. Одну такую историю  рассказала ему острокрылая Ласточка: «Жила-была одинокая женщина, не было у нее детей, и пошла она к доброй волшебнице…».

     Появляется  девочка в костюме доброй феи.

     Добрая  фея: «Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшочек, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой» (из бутафорского цветка выходит девочка-Дюймовочка).

     Воспитатель.

     Почему девочку назвали Дюймовочкой? (ее рост 2,5 см – дюйм)

Какая она была? (маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная и т.д.)

     Из-за цветка появляется Жаба.

     Жаба. Ква-ква-ква. Какая славная девчонка. Она будет отличной женой моему  сыночку. Пойдем в болото.

     Дюймовочка. Я не пойду с вами.

     Жаба. Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется.(Зовет сына). Сын, вот тебе невеста.

Информация о работе Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста